Ручная коробка переключения передач

Спецификации

Тип и обозначение РКПП

Модели 163.136 (ML 230) 6-ступенчатая, 716.644 (SG-S370/6.1)
Модели 163.113 (ML 270 CDI) 5-ступенчатая, 717.461 (GL_7b/29_B_5)
Тип и объем трансмиссионного масла См. Спецификации к Главе Текущий уход и обслуживание
Передаточные отношения

РКПП 716.644

  • 1-я передача
5.01
  • 2-я передача
2.83
  • 3-я передача
1.78
  • 4-я передача
1.25
  • 5-я передача
1.00
  • 6-я передача
0.82
  • Задняя передача
4.56
  • РКПП 717.461
Данные не приведены
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

РКПП 716.644

Болты крепления РКПП к двигателю 40
Сливная пробка поддона картера РКПП 60
Пробка заливного отверстия 50
Гайки/болты крепления задней поперечнойбалки силового агрегата к кузову 40
Гайка/болт крепления задней подушки опоры подвески силового агрегата к трансмиссии 40
Самоконтрящиеся болты крепления переднего распределительного вала к выходному валу раздаточной коробки 40
РКПП 717.461
Резьбовой штифт штока переключения 12
Болты крепления РКПП к двигателю
Болты крепления трансмиссии к двигателю

М10x40

  • С гальваническим покрытием желтого цвета
55
  • С синтетическим покрытием Dacromet/хромированные
40
М10x90
  • С гальваническим покрытием желтого цвета
45
  • С синтетическим покрытием Dacromet/хромированные
40
Болты крепления кожуха адаптера к картеру РКПП 20

За счет энергии, выделяемой при сгорании в цилиндрах воздушно-топливной смеси коленчатый вал двигателя развивает крутящий момент, при этом частота его вращения лежит в пределах достаточно узкого диапазона. Большинство современных двигателей OHV-конструкции развивают свой максимальный крутящий момент при оборотах около 2500 в минуту. При увеличении частоты вращения двигателя до 4500 об/мин величина его крутящего момента снижается настолько, что дальнейшее увеличение мощности уже не представляется возможным. Двигатели с верхним расположением распределительного вала (OHC) способны развивать значительно больший крутящий момент, однако в значительно более узком диапазоне частот вращения.

Использование в трансмиссионной линии такого компонента, как коробка передач позволяет регулировать взаимоотношение между оборотами двигателя и скоростью вращения ведущих колес автомобиля, обеспечивая достаточно высокую эффективность отдачи силового агрегата практически в любых условиях эксплуатации автомобиля.

Плавность передачи крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу ручной коробки переключения передач (РКПП) обеспечивает сборка сцепления, конструкция и принцип действия которой разобраны в Главе Трансмиссионная линия настоящего Руководства. Последовательное переключение передач в процессе изменения скорости движения автомобиля обеспечивается за счет использования в коробке передач многоступенчатого редуктора. Передаточные отношения каждой из пяти/шести ступеней РКПП обеспечивают максимальную эффективность передачи развиваемой двигателем мощности ведущим колесам транспортного средства при различных скоростях движения.

На двух из рассматриваемых в настоящем Руководстве полноприводных моделях Mercedes-Benz М-класса помимо автоматических трансмиссий (см. Главу Автоматичеcкая трансмиссия) могут использоваться ручные коробки передач (РКПП) одного из двух типов: 717.461 (ML 230) и 716.644 (ML 270 CDI). Обе коробки имеют стандартную конструкцию, используемую на большинстве автомобилей Mercedes с классическим задним приводом (серии 717.4 и 716.6).

Развиваемый двигателем преобразованный в редукторе РКПП крутящий момент снимается с заднего конца главного вала и передается на входной вал раздаточной коробки, осуществляющей дальнейшее его распределение между передним и задним ведущими мостами автомобиля. Подробная информация по конструкции и принципу функционирования раздаточной коробки приведена в Главе Трансмиссионная линия настоящего Руководства.

В обеих коробках передач обеспечена синхронизация всех пяти (717.4)/шести (716.6) ступеней переключения всех передних передач.

Имеет смысл уделить немного внимания особенностям функционирования более современных шестиступенчатых РКПП.

Коробки серии 716.6 относятся к классу полностью синхронизированных 2-вальных 6-ступенчатых КПП с одной задней передачей, получивших широкое применение как на заднеприводных, так и на полноприводных автомобилях, оборудованных как бензиновыми, так и дизельными двигателями.

Общий вид РКПП 716.6

 Ручная коробка переключения передач Mercedes-Benz W163

1 — Первичный вал КПП
2 — Синхронизирующее кольцо 5/6 передач
3 — Вал
4 — Вкладыш подшипника заднего хода

5 — Кулачок включения
6 — Ось включения
7 — Фланец соединения с карданным валом

Конструкция РКПП 7.6.6

 Ручная коробка переключения передач Mercedes-Benz W163

1 — Входной вал
2 — Главный вал
3 — Промежуточный вал
4 — Передний картер
5 — Задний картер
6 — Выжимное устройство сцепления
7 — Многоконусный синхронизатор переключения 1/2
8 — Многоконусный синхронизатор переключения 3/4
9 — Шестерня 1-й передачи

10 — Шестерня 2-й передачи
11 — Шестерня 3-й передачи
12 — Шестерня 4-й передачи
13 — Шестерня 5-й передачи
14 — Шестерня 6-й передачи
15 — Шестерня задней передачи
16 — Центральный шток переключения
17 — Модуль внутреннего переключения
18 — Промежуточная шестерня задней передачи

Грамотное использование 6-й передачи позволяет добиться существенной экономии расхода топлива за счет снижения рабочих оборотов двигателя. Ввиду конструктивных особенностей 6-ступенчатые коробки передач имеют больший вес, чем 5-ступенчатые.

Коробка воспринимает крутящий момент от двигателя посредством обычного сцепления сухого типа, оборудованного автоматическим компенсатором износа. Картер РКПП имеет герметичную конструкцию и заправляется не нуждающимся в замене трансмиссионным маслом.

Точность и легкость имеющих короткий ход переключений достигается следующими особенностями конструкции:

  • Применение штоково-тросового привода переключения с закрепленным в игольчатых подшипниках центральным штоком;
  • Использование многоконусных синхронизаторов переключений 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач;
  • Полная синхронизация задней передачи.

Редукторные сборки с валами помещаются между двумя подшипниковыми плоскостями. Использовавшаяся в более ранних 5-ступенчатых коробках третья подшипниковая плоскость в данной конструкции устранена.

Двухсекционный раздельный картер изготовлен из легкого сплава и герметизирован посредством специального жидкого компаунда.

Входной вал (1) зафиксирован в маховике посредством направляющего подшипника, а картере трансмиссии - посредством шарикового подшипника с углубленной канавкой. Главный (2) и входной (1) валы сочленены между собой в общей плоскости картера трансмиссии и закреплены посредством шариковых подшипников с углубленной канавкой (см. там же).

Промежуточный вал (3) имеет облегченную полую конструкцию и закреплен в роликовой муфте и шариковом подшипнике с углубленной канавкой.

Ввиду минимальных производственных допусков полукартеров и шестерен, а также за счет использования роликовых муфт, необходимость в регулировке осевых люфтов валов отпадает.

Перемещения рычага переключения передач передаются через тяги на коробку. Снятие РКПП может быть осуществлено отдельно от двигателя, необходимость в снятии возникает при обслуживании сцепления, а также в случае необходимости проведения восстановительного ремонта/замены собственно РКПП.

Ввиду сложности конструкции РКПП, отсутствия в свободной продаже необходимых сменных внутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальный ремонт коробки передач собственными силами. Ремонт коробки в условиях мастерской автосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, в виду чего, следует рассмотреть альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым или восстановленным. Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можно получить на станциях техобслуживания компании Mercedes-Benz. Вне зависимости от выбранного способа устранения проблем (ремонт или замена), самостоятельный демонтаж коробки с автомобиля позволит существенно сократить материальные затраты.

В данной Части Главы вниманию читателя предлагаются описания процессов выполнения таких, лежащих в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя процедур, как общая регулировка привода переключения передач и снятия/установки сборки РКПП. Советы по управлению переключения ми РКПП изложены в Главе Органы управления и приемы безопасной эксплуатации.

Информация по автоматическим трансмиссиям (АТ) представлена в Главе Автоматичеcкая трансмиссия.


Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *