Общие сведения

Рулевое управление
Рис. 11.14. Рулевое управление: 1 – кнопка звукового сигнала; 2, 11, 12 – гайки; 3 – рулевое колесо; 4 – комбинационный переключатель; 5 – кожух рулевой колонки; 6 – винт; 7 – нижняя панель; 8 – винты; 9, 13, 16 – болты; 10 – воздухопровод; 14 – промежуточный вал; 15 – перегородка моторного отсека; 17 – рулевой вал; 18 – замок рулевой колонки; 19 – контактные разъемы


Все модели оборудованы реечным рулевым управлением, включающим рулевое колесо, рулевую колонку, промежуточный вал, рулевой механизм, рулевые тяги и поворотные кулаки ( рис. 11.14).

Техническая характеристика
Тип.....Рулевое управление с реечным механизмом
Радиус поворота, м.....5,1

Рулевое управление с усилителем также включает насос с ременным приводом для создания гидравлического давления. В рулевом управлении без усилителя движение от поворота рулевого колеса передается через рулевую колонку и промежуточный вал к валу шестерни рулевого механизма. Зубья на валу шестерни соединены с зубьями рейки так, что при повороте вала рейка перемещается влево или вправо в картере рулевого механизма. К каждому концу рейки присоединены рулевые тяги, которые, в свою очередь, крепятся к поворотным кулакам на передних колесах. Таким образом, сила движения рейки вправо и влево – это непосредственно та сила, которая поворачивает колеса.
Для уменьшения усилия, прикладываемого к рулевому колесу для его поворота, на автомобили устанавливается гидравлический усилитель рулевого управления. В качестве дополнительной силы используется находящаяся под высоким давлением рабочая жидкость, которая подается в рабочие цилиндры, расположенные на рулевом механизме. Распределительный клапан служит для нагнетания в силовой цилиндр жидкости под давлением, которое соответствует углу поворота рулевого колеса. Распределительные клапаны работают в соответствии с так называемым принципом открытого центра, т.е. когда распределительный клапан не действует, жидкость, подаваемая насосом, перепускается обратно в бачок при нулевом давлении. Давление в гидравлической системе создается насосом, приводимым в действие ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Энергопоглощающая рулевая колонка в случае лобового столкновения складывается для уменьшения вероятности получения травмы водителем. Рулевая колонка также включает выключатель зажигания с блокировкой рулевого вала, предупреждающий зуммер и переключатели поворота, света фар и стеклоочистителей ветрового стекла. Из-за особенностей конструкции (складывающаяся) рулевой колонки важно, чтобы использовались только специальные винты, болты и гайки, которые должны быть затянуты требуемыми моментами.
В дополнение к стандартной рулевой колонке возможна установка колонки с регулируемым углом наклона.

Рулевое колесо
Для снятия и установки выполните следующие операции.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите кнопку звукового сигнала, декоративную пластину и отсоедините разъем от выключателя звукового сигнала.
Отверните гайку крепления рулевого колеса и установите передние колеса в положение прямолинейного движения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ни в коем случае не стучите по торцу рулевого вала.

Пометьте положение рулевого колеса относительно рулевого вала и съемником снимите рулевое колесо.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Перед установкой рулевого колеса нанесите тонкий слой смазки Moly на скользящий контакт звукового сигнала.
При установке рулевого колеса совместите метки, нанесенные перед его снятием.

Рулевая колонка
Для снятия и установки выполните следующее.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите рулевое колесо.
Снимите кожух рулевой колонки и отсоедините контактные разъемы жгута проводов.
Снимите воздуховод вентилятора отопителя.
Снимите комбинированный переключатель.
Выверните стопорные гайки и болты крепления рулевой колонки, а также стяжной болт промежуточного вала.
Отсоедините рулевую колонку от промежуточного вала и аккуратно снимите ее с автомобиля.
Поскольку рулевая колонка складывающаяся,  ее легко повредить после снятия с автомобиля. Будьте внимательны – не опирайтесь о  колонку и не роняйте ее, поскольку это может ослабить конструкцию колонки и ухудшить ее работу.
Если автомобиль попал в аварию, в результате которой повреждена рама, или сильно пострадал кузов, или повреждена рулевая колонка, последнюю необходимо сдать для осмотра опытному механику.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.

Наконечник рулевой тяги
Для снятия и установки выполните следующие операции.
Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках.
Снимите переднее колесо.

Наконечник рулевой тяги и чехол рулевого механизма
Рис. 11.15. Наконечник рулевой тяги и чехол рулевого механизма: 1 – чехол рулевого механизма; 2 – контргайка; 3 – наконечник рулевой тяги; 4 – гайка и шплинт; 5 – наружный хомут; 6 – внутренний хомут


Снимите шплинт и на несколько оборотов отверните гайку крепления шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку ( рис. 11.15). Съемником выдавите из поворотного кулака цапфу шарового шарнира наконечника рулевой тяги. Полностью отверните самоконтрящуюся гайку и выньте цапфу шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.

Метка положения контргайки на резьбе рулевой тяги
Рис. 11.16. Метка положения контргайки на резьбе рулевой тяги


Отметьте положение контргайки на резьбе рулевой тяги, для того чтобы в последующем установить наконечник рулевой тяги в исходное положение ( рис. 11.16).
Отверните на несколько оборотов контргайку на рулевой тяге.
Отверните наконечник рулевой тяги от рулевой тяги.

Снятие чехла с наконечника рулевой тяги
Рис. 11.17. Снятие чехла с наконечника рулевой тяги


Использование специального инструмента 491243785 для запрессовки наконечника рулевой тяги
Рис. 11.18. Использование специального инструмента 491243785 для запрессовки наконечника рулевой тяги


Проверьте чехол наконечника рулевой тяги на наличие разрывов или утечек смазочного материала. Для замены чехла зажмите наконечник рулевой тяги в тисках и аккуратно сбейте его молотком и плоским зубилом ( рис. 11.17). Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхность уплотнения. Нанесите в новый чехол немного смазочного материала на литиевой основе и установите чехол на наконечник рулевой тяги. Напрессуйте чехол на наконечник рулевой тяги с помощью тисков и оправки соответствующего размера или пресса и специального инструмента 491243785 ( рис. 11.18).
Вращая контргайку, навинтите ее до ранее нанесенной метки на рулевой тяге. Навинтите наконечник рулевой тяги на рулевую тягу до контакта с контргайкой.
Установите цапфу шарового шарнира наконечника рулевой тяги в поворотный кулак. Навинтите гайку крепления шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку и затяните ее требуемым моментом.
Затяните контргайку.
Установите переднее колесо и опустите автомобиль на землю. Затяните гайки крепления колеса.
Проверьте углы установки передних колес.

Защитный чехол рулевого  механизма
Защитный чехол рулевого механизма обеспечивает защиту деталей от грязи и воды. Его необходимо периодически проверять на наличие отверстий, трещин и других повреждений, а также на износ. Поврежденные чехлы немедленно замените для предотвращения серьезного повреждения рулевого механизма. Для этого выполните следующее.
Снимите наконечник рулевой тяги.
Отверните контргайку от рулевой тяги.
Снимите хомуты крепления защитного чехла.
Снимите защитный чехол рулевого механизма с рулевой тяги.
Очистите от грязи выступающую наружу часть рейки. Смажьте рейку смазочным материалом и добавьте несколько капель внутрь нового чехла.
Установите новый чехол таким образом, чтобы больший диаметр чехла находился над рейкой и картером рулевого механизма.
Закрепите чехол новыми хомутами.
Навинтите контргайку и наконечник рулевой тяги.

Снятие и установка  рулевого механизма
Выверните стяжной болт, который крепит промежуточный вал к шестерне рейки рулевого механизма.
Поднимите переднюю часть автомобиля, надежно закрепите на подставках и снимите оба передних колеса.

Элементы крепления рулевого механизма на автомобиле
Рис. 11.19. Элементы крепления рулевого механизма на автомобиле:
1 – стяжной болт; 2 – напорный шланг усилителя рулевого управления; 3 – возвратный шланг усилителя рулевого управления; 4 – рулевая тяга, подсоединенная к поворотному кулаку; 5 – гайка; 6 – шплинт; 7 – болт; 8 – рулевой механизм


Снимите шплинты, отверните гайки и отделите наконечники рулевых тяг от поворотных кулаков ( рис. 11.19).
На моделях, оборудованных усилителем рулевого управления, отсоедините разъем от выключателя, отсоедините трубопроводы и оберните их ветошью для сбора вытекающей жидкости.
Выверните болты и снимите рулевой механизм через левую нишу колеса.
Если требуется ремонт рулевого механизма, возможно несколько вариантов дальнейших действий. Можно приобрести новый рулевой механизм и установить его в сборе, но это самый дорогостоящий вариант. Можно сдать снятый рулевой механизм в ремонт на станцию техобслуживания. Еще один вариант – проведение ремонта своими силами, хотя это и трудная операция, требующая применения пресса.

Рулевой механизм без усилителя рулевого управления
Рис. 11.20. Рулевой механизм без усилителя рулевого управления: 1 – контргайка; 2 – регулировочная пробка; 3 – пружина; 4 – упор; 5 – картер рулевого механизма; 6 – монтажные кронштейны и втулка; 7 – зубчатая рейка; 8 – шайба; 9 – рулевая тяга; 10 – проволочный хомут; 11 – защитный чехол; 12 – наконечник рулевой тяги; 13 – нижний подшипник; 14 – вал шестерни; 15 – верхний подшипник; 16 – задний кожух и сальник; 17 – контргайка; 18 – пылезащитный колпак


Рулевой механизм c усилителем рулевого управления
Рис. 11.21. Рулевой механизм c усилителем рулевого управления: 1 – контргайка; 2 – регулировочная пробка; 3 – пружина; 4 – упор; 5 – втулки рейки; 6 – пружинные штифты; 7 – проволочный хомут; 8 – защитный чехол; 9 – хомут; 10 – рулевая тяга; 11 – наконечник рулевой тяги; 12, 23 – сальники;
13 – кольцевое уплотнение; 14 – зубчатая рейка; 15 – трубопроводы и кольцевые уплотнения; 16 – монтажные кронштейны и крепления; 17 – пробка шестерни; 18 – контргайка; 19 – подшипник; 20 – картер рулевого механизма;
21 – пылезащитный колпак; 22 – упорное кольцо; 24 – клапан управления, сальник и подшипник; 25 – подшипник; 26 – клапан управления; 27 – трубопроводы


Основные элементы рулевого механизма показаны на рис. 11.20, 11.21.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию. Если модель оснащена усилителем рулевого управления, после его установки добавьте жидкость в бачок и удалите воздух из системы.
На всех моделях в заключение проверьте углы установки передних колес и в случае необходимости отрегулируйте их.

Насос усилителя рулевого  управления
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Поднимите переднюю часть автомобиля, надежно закрепите на подставках и снимите правое переднее колесо и брызговик.

Элементы крепления насоса усилителя рулевого управления
Рис. 11.22. Элементы крепления насоса усилителя рулевого управления: 1 – приводной ремень; 2 – болты крепления кронштейна; 3 – напорный шланг;
4 – возвратный шланг; 5 – хомут крепления шланга; 6 – гайка крепления шкива; 7 – шкив; 8 – насос усилителя рулевого управления; 9 – генератор


Отверните гайку крепления шкива насоса усилителя рулевого управления ( рис. 11.22).
Снимите генератор и приводной ремень. На моделях с кондиционером снимите также приводной ремень компрессора кондиционера.
Снимите шкив насоса.
Отсоедините и закройте пробками трубопроводы усилителя рулевого управления.
Выверните четыре болта крепления кронштейна генератора/насоса усилителя рулевого управления и снимите с двигателя насос вместе с кронштейном.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
После установки отрегулируйте натяжение приводного ремня, наполните бачок насоса жидкостью и удалите воздух из гидравлического привода.

Удаление воздуха  из гидравлического  привода усилителя  рулевого управления
После любых операций, при выполнении которых отсоединялись трубопроводы усилителя рулевого управления, необходимо удалить воздух из системы усилителя рулевого управления.
Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках.
Несколько раз поверните передние колеса от упора до упора. Проверьте уровень жидкости в бачке усилителя рулевого управления и, если он понизился, добавьте жидкость. Повторяйте эту работу до тех пор, пока уровень жидкости на измерительном щупе не перестанет понижаться.
Пустите двигатель и дайте ему поработать в режиме ускоренного холостого хода. Повторно проверьте уровень жидкости и добавьте ее в случае необходимости.
Удалите воздух из системы, поворачивая колеса вправо-влево без остановки. Будьте внимательны, чтобы не прокачивать систему при пустом бачке.
Когда воздух будет удален из системы, установите колеса в положение для движения прямо и дайте поработать двигателю еще несколько минут перед его остановкой.
Выполните пробную поездку, чтобы убедиться, что система рулевого управления функционирует в обычном режиме и при ее работе не возникают шумы.
Снова проверьте уровень жидкости, который при прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе должен быть около верхней метки на измерительном щупе, и добавьте жидкость в случае необходимости.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *