Современному двигателю внутреннего сгорания требуется хорошее топливо, правильно подобранное моторное масло и эффективное охлаждение. Проверка и замена масла позволяет поддерживать техническую эффективность самого двигателя и его комплектующих (например, турбокомпрессора или компрессора).

Отказ от своевременной замены моторного масла всегда заканчивается очень плохо. Вы должны принимать во внимание самые неприятные последствия - от серьезного и ускоренного износа двигателя и его принадлежностей до поломки захвата приводного вала.

замена моторного масла

Является ли регулярная замена масла в двигателе значительным финансовым бременем для владельца автомобиля? Конечно, нет. Общая стоимость покупки 4-литровой канистры с маслом (1200–2500 рублей), масляного фильтра (150–400 рублей) и работы по замене (500–1000 рублей) может немного превышать цену, которую водитель платит за одну заправку на заправочной станции. Такая процедура производится один раз в год или каждые 15 тысяч километров. Вся работа по замене занимает 30-40 минут. Многие водители теряют гораздо больше времени каждый день, стоя в пробке. Есть ли смысл сэкономить? Стоит ли рисковать тяжелым износом или повреждением двигателя, расходы на ремонт которого вырастут в десятки раз?

Мы постараемся ответить на эти вопросы!

Какова роль моторного масла? Прежде всего, он имеет задачу создания защитной пленки между рабочими механическими элементами. Благодаря этому они могут работать с гораздо меньшим сопротивлением, меньшим объемом и при более низких температурах. Предполагается, что моторное масло снижает трение, рассеивает тепло, снижает шум, удаляет загрязнения из фильтра и защищает от коррозии. Кроме того, масло (при соответствующем давлении) является исполнительным элементом, например, в системах изменения фаз газораспределения.

Масло нуждается в надлежащей поддержке. Это обеспечивается системой смазки. Ее задача - обеспечить масло соответствующим давлением, а также его распределением по всему двигателю и оборудованию приводного устройства (например, турбокомпрессора или компрессора). Система смазки также обеспечивает очистку моторного масла от загрязнений (с помощью масляного фильтра) и сохранение масла во время работы двигателя на холостом ходу (в масляном поддоне). Конечно, система должна быть жесткой. Количество масла в системе также важно: его не должно быть слишком мало или слишком много.

старое моторное масло в двигателе

Мифы, которые приводят к катастрофе. Вредно ли старое масло в двигателе?

Когда-то в автомобильном сообществе существовала теория, что старое моторное масло совсем не вредно. Некоторые даже утверждали, что сажа, которая циркулирует с маслом, еще лучше смазывает механические компоненты двигателя. И что еще хуже, некоторые из водителей поверили в это и начали применять эти правила, утверждая, что это экономит деньги и бережет окружающую среду.

Так что же, старое масло в двигателе не вредно? Это полная ерунда, в которую могут поверить только люди, которые ничего не понимают в автомобилях. Масляный фильтр способен собирать от моторного масла примеси до 17 тысяч. км, не более. Что может произойти, если старое масло циркулирует в двигателе?

Первый пример

Одним из наиболее важных механических компонентов двигателя внутреннего сгорания является коленчатый вал. Внутри коленчатого вала находится полый туннель с очень небольшим поперечным сечением. Благодаря этому моторное масло может течь к подшипникам скольжения, называемым чашечными подшипниками. Они позволяют легко перемещать шатуны, а точнее их ножки (элемент, который закрывает коленчатый вал). Что произойдет, если примеси из масла закупорят узкий канал подачи масла? Будет ускорен износ втулок, а следовательно - их серьезное повреждение. Будет хорошо, если водитель услышит стук в двигателе и вовремя посетит механика.

сажа в моторном масле

Второй пример

Старое, загрязненное моторное масло может засорить каналы смазки турбокомпрессора и привести к засорению системы. Как следствие, этот компонент будет изнашиваться намного быстрее.

Старое масло в двигателе: признаки его разрушительного действия

Типичное моторное масло состоит из масляной основы (75 - 90% объема масла) и присадок (10 - 25% по объему). Масляная основа может иметь минеральное, полусинтетическое и синтетическое происхождение. Присадками являются моющие средства (они предназначены для очистки двигателя), антиоксиданты (защищают масло от ускоренного расхода), диспергаторы (удаляют сажу и шлам, защищают от блокирования), средства защиты от коррозии, химические защитные слои на рабочих элементах, а также присадки для уменьшения трения между рабочими механическими частями двигателя (так называемые модификаторы трения). Во время работы моторное масло очищается в два этапа. Более крупные загрязняющие вещества останавливаются драконом на масляном насосе (загрязняющие вещества стекают в масляный поддон), а меньшие - сменным масляным фильтром.

Как стареет моторное масло?

  • Загрязнения. Работа двигателя внутреннего сгорания связана с образованием загрязнений от использованных металлических деталей, шлака и сажи (в дизельных двигателях). Все это идет в моторное масло. Масляный фильтр может сдерживать их до 17000 км пробега. После этого он теряет свои свойства.

  • Оно подвергается химическим процессам, которые постепенно изменяют свойства масла и, следовательно, вызывают его деградацию. Масло подвергается воздействию целого ряда химических процессов, которые вызывают его старение и потерю свойств.

Реакции кислорода с углеводородами из топлива вызывают образование элементов, шлаков, которые откладываются в двигателе, а также постепенно увеличивают вязкость масла. Чем выше вязкость - масло становится более текучим при высоких температурах и нагрузках. В результате оно не может обеспечить адекватный защитный слой на рабочих элементах. Защитная пленка исчезает. Масло стекает по механизмам, как вода.

Высокие температуры внутри двигателя вызывают старение модификаторов вязкости и присадок к маслу. Небольшое количество топлива попадает в моторное масло, поступая в масляный поддон. Они вызывают постепенное разбавление масла и его медленную деградацию. Это происходит в случае постоянного использования автомобиля в городе на коротких маршрутах.

Моторное масло также может подвергаться ускоренному износу в результате отказа двигателя и его комплектующих. Прерывание активной процедуры обжига фильтра DPF в дизеле, допускание поврежденных форсунок или потери зажигания в бензиновых двигателях приводят к попаданию топлива в масло. Дизельные двигатели также выдают большее количество сажи, что также негативно отражается на моторном масле.

не своевременная замена моторного масла

Так как же можно было верить в том, что в старом масле в двигателе нет ничего опасного? Масло постепенно обезжиривается, теряет свои смазывающие свойства, перестает препятствовать коррозии. Оно отводит тепло хуже. В результате загрязнения оно становится более плотным, и система смазки не может дать ему правильное давление и распределить его во все места двигателя.

Давайте на минуту вернемся к автомобильному мифу, согласно которому старое моторное масло «с копотью» должно было обеспечить лучшую смазку, чем свежее масло.

Что такое сажа? Это побочный продукт, который возникает, в частности, в незавершенных процессах сгорания, содержащих углерод. Сажа состоит из углерода, частиц графита, золы, жиров и многого другого. Когда она попадает в моторное масло, то снижает его смазочные свойства и способность рассеивать тепло. Кроме того, это вызывает ускоренный износ внутренней части двигателя. Почему? Потому что углеродные частицы имеют алмазную структуру, поэтому они притягивают отдельные механические элементы привода.

Что может произойти, если водитель не следит и не меняет масло в течение длительного времени, например, десятков тысяч километров? Масло превратится в густую черную слизь, которая не сможет распространяться на рабочие элементы двигателя.

Если двигатель не засорен, вам придется иметь дело с его очень сильным износом, а также с серьезными отказами, такими как повреждение подшипников или системы изменения фаз газораспределения.

Что, если кто-то купит подержанный автомобиль, которым сильно пренебрегают, у которого будет такая черная слизь в двигателе? Добавление нового масла не поможет. Так же, как стандартная замена масла. Необходимо будет использовать чистящее средство, а во многих случаях потребуется полная разборка приводного устройства, чтобы очистить его от загрязнений. Тем не менее, вы должны понимать, что ущерб, вызванный износом механических частей двигателя, не может быть обращен вспять...

Использование «долговечных» масел одинаково вредно. Речь и тех маслах, которые меняются раз в 30 и более тысяч километров. Тот факт, что они имеют современную, полностью синтетическую основу, не означает, что они устойчивы к процессам старения. Способ изготовления масляных фильтров не изменился вообще, так что они не могут собирать загрязняющие вещества на 30 и более тысяч километров.

Меняйте моторное масло как можно чаще!

Замена масла в бензиновом двигателе должна проводиться каждый год или каждые 15 000 км. Если автомобиль используется, в основном, в городе, на коротких маршрутах или имеет газовую установку на сжиженном нефтяном газе, моторное масло следует заменять каждые 10 000 км.

Замена масла в дизельных двигателях должна производиться каждый год или каждые 15 000 км. Если уровень масла в двигателе повышается, а в автомобиле установлен дизельный сажевый фильтр, масло следует немедленно заменить.

Если автомобиль используется очень редко или даже вообще не используется, масло все равно необходимо заменять каждый год.

Конечно, главное - выбрать масло с правильными параметрами. Они определяются производителем автомобиля.

Соблюдение вышеуказанных принципов приведет к тому, что двигатель и механизмы прослужат долго, а риск поломок значительно снизится. Выбор подходящего моторного масла и масляного фильтра также можно поручить вашему механику. Это так же просто, как и сам процесс замены масла.

Так что если вы не меняли масло в этом году - сделайте это сейчас!

2018-12-13 00:00:00

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *