1.1. E30 – BMW 3 серии (2-дверное купе, 4-дверный седан), 1983-91 гг. выпуска
BMW 3 серии
Двигатель 1,6 литра
Двигатель 2,0 литра
Кузов E30 сменил предыдущий ставший популярным кузов E21 малой третьей серии BMW в 1983 году. Поначалу E30 был в большей степени доработанным E21, нежели совершенно новым автомобилем и использовал в основном те же двигатели. Основные конструктивные изменения коснулись передней и задней подвесок и эргономики салона. Однако дизайнеры фирмы так хорошо поработали над внешним видом, что великолепные пропорции E30 до сих пор восхищают поклонников BMW, а стиль этой машины стал считаться классическим. С другой стороны, именно начиная с E30 фирма отказалась от скошенной вперед решетки радиатора, бывшей характерной чертой всех машин BMW на протяжении предыдущих 20 лет. Это вызвало некоторый резонанс в рядах адептов стиля BMW. Кузов E30 что-то приобрел, но BMW что-то потеряла.
Модификации универсал и кабрио продолжали выпускаться до 1993 года, но в основном производство E30 было прекращено в 1991 году в результате смены кузова 3-ей серии на E36.
Колесная база: | 2565 mm |
Колея (передняя/ задняя): | 1412 / 1424 mm |
Длина: | 4345 mm |
Ширина: | 1680 mm |
Высота: | 1370 mm |
E30 впервые появилась в январе 1983 года в единственном варианте 2-дверного купе. Только через год, в январе 1984 покупатели получили возможность выбора с появлением 4-дверного седана, что разом сильно повысило популярность модели. В 1986 в продажу поступил E30-кабриолет. И только близко к концу производства E30 баварцы порадовали универсалом. Правда, багажный отсек не мог похвастать значительным объемом, зато смотрелась машина просто великолепно. Другая редкая модификация – модель 325iX с полным приводом – позаимствовала трансмиссию с полноприводной "пятерки" в кузове Е34. Выпускались и дизельные модификации седана.
Конечно, самой замечательной машиной в 30-м кузове является M3 отделения Motorsport для участия в гонках FIA GT. Эта модель прошла множество модификаций и имела 3 эволюционных версии, дабы соответствовать изменяющимся требованиям FIA. Одновременно M3 была и в широкой продаже. Модель была потрясающе удачной, постоянно занимала верхние строки таблиц. Отдавая должное прекрасным качествам E30, стоит все же заметить, что для M3 Motorsport был вынужден сделать специальную подвеску, по конструкции аналогичную пятой серии (кузов E28).
В середине 1987 года кузов претерпел легкие косметические изменения. Была слегка опущена решетка радиатора, хромированные бампера сменились более модными черными (а впоследствии и окрашенными в цвет автомобиля), увеличился размер задних фонарей. Практически все машины после 1987 года имеют гидроусилитель руля (исключение – 318 с карбюратором) и гораздо более мягкую педаль акселератора.
Особого упоминания заслуживает модель 325iS, выпускавшаяся в 1989-90 годах. На ней установлен новый "пятерошный" шестицилиндровый двигатель M50 с объемом 2.5 литра, 24-мя клапанамии мощностью 192 л.с. Машина комплектовалась специальными пластиковыми спойлерами, бамперами и порогами, подвеской от M3 и спортивным салоном.
Всего за 9 лет производства было выпущено более 2.2 миллионов E30.
Поначалу младшие модели E30 использовали старый четырехцилиндровый двигатель M10, ставившийся еще на 2002 и E21. Затем M10 был снят с производства и заменен в 1987 году на M40 с новым инжектором и большей мощностью. Но настоящим чудом стало появление в 1989 году модификации M40 с кодом M42. Этот двигатель с двумя распредвалами и 24-мя клапанами смог соперничать по мощности с большими двигателями M30, выжимая 140 л.с. из все тех же 1800 кубиков и обладая невиданной прежде динамичностью M42 продержался в производстве аж до 1996 года.
Большинство старших моделей E30 (320i, 323i, 325i) использовали замечательный шестицилиндровый двигатель M20, деля его с "пятерками" тех же лет. В том числе выпускалась (только в США) и экономичная модель 325e с низкооборотным 2.7-литровым M20/ B27eta. Однако на поздних 325iS появился новый M50 с 24-мя клапанами. Редкая Южноафриканская модель 333i использовала двигатель M30 "big six" с 5/ 6/ 7 серий. Также выпускались машины с дизельным двигателем M21 (6 цилиндров, 2.4 литра) с турбонаддувом и без.
Дисковые задние тормоза ставились только на 318iS, все 325 модели и на M3. ABS стандартно устанавливалась только на 325e, 325iS и на M3. Опционально присутствовала на поздних выпусках моделей 320i, 325i и 333i. Некоторые старшие модели (325, M3) оснащены антипробуксовочной системой (дифференциал с ограниченным проскальзыванием) с коэффициентом 25%. Для проверки: номер такого дифференциала заканчивается буквой Z.
Модель | Годы продаж | Двигатель | Система питания |
315 | 83 | М10 | карбюратор Solex |
316 | 83–85 | М10 | карбюратор Solex |
316 | 87–91 | М43 | карбюратор Pierburg |
316i | 89–91 | М43 | L-Jetronic |
318i | 84–86 | М10 | K-Jetronic |
318i | 87–91 | М40 | M1.3 |
318iS | 89–91 | М42 | M1.7 |
320i | 83–91 | М20 | L-Jetronic/ M1.1 |
323i | 83–86 | М20 | L-Jetronic |
324d | 85–86 | М21 | Diesel |
324td | 83–91 | М21 | Turbo Diesel |
325e | 84–87 | М20eta | M1.0-Basic |
325i (X) | 87–91 | М20 | M1.1/ M1.3 |
325iS | 89–91 | М50 | M1.3 |
333i | ? | М30В32 | M1.0-Basic |
M3 | 85–93 | S14 | M1.0/// M |
Модель | Вес (кг) | Отношение мощности к весу (лс/т) | Время разгона 0 – 100 | Макс. скорость (км/ч) |
315 | 1100 | 68 | ? | ? |
316 | 1100 | 82 | 12,4 | 175 |
316 | 1100 | ? | ? | ? |
316i | 1100 | 93 | ? | ? |
318i | 1100 | 95 | 11,2 | 184 |
318i | 1100 | 105 | 10,0 | 192 |
318iS | 1120 | 125 | 9,0 | 198 |
320i | 1150 | 109 – 112 | 10,4 | 196 |
323i | 1180 | 121 | 9,0 | 204 |
324d | 1150 | 75 | ? | ? |
324td | 1150 | 100 | ? | ? |
325e | 1240 | 101 | ? | ? |
325i (X) | 1200 | 142 | 7,9 | 205 |
325iS | 1200 | 160 | 6,7 | 208 |
333i | 1265 | 158 | ? | ? |
M3 | 1260 | 159 – 189 | 5,5 | 223 |
Комментарии