Диагностика неисправностей
В данном Разделе предлагается наиболее простая схема выяснения причин неисправностей и отказов, происходящих в узлах и системах транспортного средства. Отказы и их возможные причины разбиты на группы по признаку отношения к определенным компонентам или системам автомобиля, как например двигатель, система охлаждения и т.п., кроме того, в тексте даются ссылки на Главы и Разделы имеющие отношение к данным проблемам.Помните, что успешное завершение поиска причин неисправности вовсе не является черной магией, доступной лишь опытным профессиональным механикам, а определяется комбинацией определенных знаний и терпеливого, систематического подхода к исследованию проблемы. Двигаться всегда следует от простого к сложному, доводить каждую проверку до логического конца и стараться не пропускать очевидных фактов – каждый может забыть заправить горючее в топливный бак или оставить на ночь включенными осветительные приборы.
И наконец, всегда следует постараться составить четкую картину развития неисправности и предпринять соответствующие шаги по предотвращению рецидива. Если отказ электрооборудования произошел по причине нарушения качества контакта, проверьте заодно состояние всех прочих контактов и электрических разъемов системы. Если один и тот же предохранитель несколько раз подряд продолжает перегорать, нет смысла в его дальнейшей замене – надо попытаться выяснить причину отказа. Помните, что выход из строя второстепенного компонента может являться признаком нарушения функционирования более важного узла или целой системы.
Диагностика электронных систем Е46 – общие сведения о диагностических приборах
В состав электронного оборудования автомобиля входят:
Система электронного управления бензиновым двигателем
Siemens MS 42.0
Система электронного управления дизельным двигателем
Bosch 3.0
Система антиблокировки тормозов ABS
динамическая система стабилизации устойчивости встроенная в ABS – DSC3 на ранних моделях Е46 антипробуксовочная система – (Teves ABS/ASC Mark20ET)
Система обеспечения дополнительной безопасности SRS
MRS2, MRS3
АТ с электронным управлением EGS/AGS
A5S 360R Siemens AGS 20
Электронная система ксеноновых фар
2 Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS применяются специальные диагностические сканеры (Pointer) или тестеры (Retriever) с определенным картриджем, универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech), или обычный компьютер с набором интерфейсных устройств. |
В последнее время, абсолютно незаменимыми при диагностике систем управления двигателем современных автомобилей стали такие считывающие приборы, как ручные сканеры типа, например, Actron Scantool или |
Особенности специализированного автомобильного диагностического прибора ADC2000:
· Встроенный 4–канальный осциллоскоп со стандартной предустановкой для 19 датчиков.
· Анализатор системы зажигания для проверки первичной и вторичных цепей (с напряжением до 100кВ) на системах с распределителем или отдельными катушками зажигания – с контролем времени горения, пикового значения напряжения, угла опережения зажигания, тока, и оборотов.
· Двухканальный мультиметр с цифровым и графическим представлением данных по напряжению (150В), частоте (1100кГц), току (150А).
· Встроенный сканер для основных систем на автомобилях: VAG, MB, BMW, Volvo, Toyota/Lexus, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, GM, Ford, Chrysler, Daewoo, Hyundai, Kia, Samsung, а так–же на автомобилях поддерживающих протокол OBD–II.
· Не требуются картриджи – обновление программ прибора Вы можете выполнить сами, скачав необходимые обновления из интернета.
· Програмное обеспечение для связи с персональным компьютером.
Информация об использовании этих приборов содержится в прилагаемых документах. С подробностями об этих приборах Вы можете познакомиться на сайтах www.programatools.com, www.lasn.com.
Для проведения диагностики рекомендуем Вам обратиться за квалифицированной помощью специалистов СТО.
Диагностический разъем системы бортовой диагностики OBD II расположен под панелью приборов |
Контакты диагностического разъема для используемых протоколов:
ISO 9141–2 Контакты 4, 5, 7, 15, 16
J1850 PWM Контакты 2, 4, 5, 10, 16
J1850 VPW Контакты 2, 4, 5, 16 (без 10)
Протокол ISO 9141–2 (для Европы и Азии) идентифицируется наличием контакта 7 и отсутствием контактов 2 и/или 10 на диагностическом разъеме.
Протоколы SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation) – General Motors – или SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation) – американский Ford – идентифицируются отсутствием контакта 7.
Все три протокола обмена данных работают через стандартный кабель OBD–II J1962.
№ вывода Назначение
1 Задается производителем
2 Линия Bus +, SAE J1850
3 Задается производителем
4 Соединение с корпусом
5 Корпус – сигнальный вывод
6 Задается производителем (CAN высокий уровень, J–2284)
7 Линия K, ISO 9141
8 Задается производителем
9 Задается производителем
10 Линия Bus –, SAE J1850
11 Задается производителем
12 Задается производителем
13 Задается производителем
14 Задается производителем (CAN Низкий уровень, J–2284)
15 Линия L, ISO 9141
16 Плюс батареи через предохранитель. Под напряжением при любом положении замка зажигания
Коды неисправностей системы OBD II приведены в Спецификациях к Главе
20–контактный диагностический разъем BMW расположен под капотом двигательного отсека слева |
Назначение выводов
Характеристика | Значение |
данные | данные |
данные | данные |
данные | данные |
Двигатель
Если двигатель не запускается, следует проанализировать ситуацию. Чтобы двигатель вообще мог запуститься, должны выполняться два основных условия. В цилиндры должна поступать топливо–воздушная смесь, а на свече зажигания должна вырабатываться искра. Поэтому, во–первых, следует проверить, подается ли топливо. Как при этом следует действовать, описано в Главе
Чтобы определить, вырабатывается ли искра, следует вывернуть свечи, вставить в наконечники и по отдельности приложить к массе. При этом наконечник или кабель зажигания не держите руками, а используйте хорошо изолированные щипцы. Попросите ассистента запустить двигатель. Если искра не проскальзывает, определите неисправность руководствуясь Главой
Двигатель не проворачивается при попытках его запуска
1 Имеет место коррозия клемм батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов. Проверьте состояние клемм и наконечников. Подтяните клеммные зажимы, при необходимости удалите следы коррозии. |
Двигатель проворачивается, но не запускается
1 Неправильно производится запуск
Только на горячем двигателе после запуска прибавьте немного газа. |
Стартер функционирует без проворачивания двигателя
1 Заклинена шестерня стартера. Снимите стартер (Глава |
Затруднен запуск холодного двигателя
1 Разряжена или недостаточно заряжена батарея. |
Затруднен запуск горячего двигателя
1 Заблокирован воздушный фильтр (Глава |
Зацепление стартера происходит слишком шумно или с затруднением
1 Изношены или повреждены зубцы шестерни стартера или венца маховика. |
Двигатель запускается, но немедленно глохнет
1 Неисправна электропроводка или ослабло крепление проводов на клеммах катушки или генератора. |
Нарушена стабильность работы двигателя на холостых оборотах
1 Имеют место потери разрежения. Удостоверьтесь в надежности затяжки крепежных болтов/гаек, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Прослушайте работающий двигатель при помощи стетоскопа или отрезка топливного шланга. Наличие шипящего звука позволит выявить источник “утечки” вакуума. Не менее эффективно можно воспользоваться для проверки раствором мыльной воды. |
Имеют место пропуски зажигания при работе двигателя на холостых оборотах
1 Изношены или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор (Глава |
Имеют место пропуски зажигания при движении автомобиля на передаче
1 Заблокирован топливный фильтр или имеет место загрязнение системы питания (Глава |
Двигатель глохнет
1 Нарушена регулировка оборотов холостого хода. |
Двигатель не развивает полной мощности
1 Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования (Главы |
Происходят хлопки в системе впуска или выстрелы в системе выпуска
1 Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования (Главы |
При движении с ускорением или в гору возникают звуки детонации
1 Заправлено горючее не того сорта. Залейте в бак топливо с требуемым октановым числом. |
Имеет место калильное зажигание (двигатель продолжает работать после выключения зажигания)
1 Чрезмерно высоки обороты холостого хода (Глава |
Дизельный двигатель дымит
1 Черный дым: |
Электрооборудование двигателя
Батарея не “держит” заряд
1 Изношен или поврежден приводной ремень генератора, или нарушена регулировка его натяжения (Глава |
Контрольная лампа зажигания не гаснет при увеличении оборотов
1 Ослаблен приводной ремень. Проверьте натяжитель клинового ремня. |
Контрольная лампа зажигания не загорается при повороте ключа зажигания в положение “ON” (при включении зажигания)
1 Перегорела или иным образом вышла из строя контрольная лампа на панели приборов (Глава |
Контрольная лампа заряда горит после выключения зажигания
1 Плюсовые диоды имеют короткое замыкание. Проверьте диоды, замените диодную плату |
Стартер не вращается при включении замка зажигания
1 Разряжена батарея. Зарядите батарею. |
Стартер вращается медленно и не проворачивает коленвал
1 Разряд батареи. Зарядите батарею. |
Стартер схватывает и вращает двигатель рывками
1 Неисправен привод шестерни. Замените привод шестерни. |
Шестерня стартера не отходит от венца
1 Привод шестерни или резьба загрязнены или повреждены. Очистите или замените привод шестерни. |
Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания
1 Тяговое реле заело, не отключается. Сразу выключите зажигание, замените тяговое реле. |
Система питания
Чрезмерен расход топлива
1 Загрязнен или заблокирован элемент воздушного фильтра (Глава |
Имеют место утечки топлива и/или возникает запах бензина
1 Имеются утечки в линиях подачи топлива или вентиляционных линиях (Глава |
Двигатель не запускается
1 При включении стартера электрический топливный насос не работает (не слышно шума от работы). Слегка постучите по корпусу насоса, чтобы освободить заевшую деталь. Проверьте, прикладывается ли к насосу напряжение. Проверьте исправность предохранителя. Проверьте электрические контакты на хорошую проводимость. |
Холодный двигатель запускается плохо, работает неустойчиво
1 Содержание СО не соответствует требованиям. Проверьте содержание СО и холостой ход. |
Теплый двигатель запускается плохо, работает неустойчиво
Негерметична система впуска воздуха. Проверьте впускную систему. Для этого оставьте двигатель работать на холостом ходу и покройте места уплотнений и соединения на впускном тракте бензином. Если число оборотов на короткое время увеличится, устраните негерметичные места.
|
Двигатель работает с перебоями
1 Электрические соединения к топливному насосу время от времени прерываются. Проверьте состояние штекерных соединений и разъемов электрических проводов топливного насоса, измерителя потока воздуха и реле топливного насоса. Проверьте предохранитель и места контактов на реле топливного насоса. Очистите контакты, при необходимости замените. |
Двигатель работает с перебоями в работе на переходных режимах и режиме холостого хода
1 Негерметична система впуска воздуха. Проверьте соединения впускной системы. Запустите двигатель и смажьте бензином места контакта и соединения во всасывающем тракте. Если обороты двигателя кратковременно увеличиваются, устраните негерметичность. |
Горячий двигатель не запускается
1 Неверная регулировка содержания СО. Проверьте содержание СО и холостой ход. |
Двигатель работает после выключения
1 Негерметичны инжекторы. Проверьте инжекторы. |
Система смазки
Контрольная лампа не горит после включения зажигания
1 Неисправен датчик давления масла. Включите зажигание, отключите провод от датчика давления масла и замкните на массу. Если лампа загорится, замените датчик. |
Контрольная лампа не гаснет после запуска двигателя
Масло перегрето. Ели контрольная лампа гаснет после подачи газа, делать ничего не требуется. |
Контрольная лампа не гаснет после подачи газа или загорается во время движения
1 Давление масла слишком низкое. Проверьте уровень масла, при необходимости долейте. Проверьте давление масла. |
Слишком низкое давление масла на всех оборотах
1 В двигателе слишком мало масла. Долейте масло. |
Слишком низкое давление масла на малых оборотах
Редукционный клапан залип в открытом состоянии из–за загрязнения. Снимите и проверьте клапан. |
Слишком высокое давление масла при числе оборотов выше 2000 об/мин
Редукционный клапан не открывается из–за загрязнения. Снимите и проверьте клапан. |
Система охлаждения
Перегрев
1 Недостаточно охладителя в системе (Глава |
Переохлаждение
1 Неисправен термостат (Глава |
Внешние утечки охладителя
1 Повреждены или разрушены в результате старения материала шланги или ослабло крепление их на штуцерах. Замените шланги и/или подтяните хомуты их крепления (Глава |
Внутренние утечки охладителя
Внутренние утечки охладителя обычно выявляются путем проверки состояния двигательного масла. Осмотрите лезвие измерительного щупа и внутренние поверхности крышки (крышек) цилиндров на наличие следов воды и пенообразования масла. |
1 Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров. Произведите проверку системы охлаждения давлением. |
Происходят потери охладителя
1 В систему заправлено слишком много охладителя (Глава |
Нарушена циркуляция охладителя
1 Не функционирует должным образом водяной насос. Проще всего удостовериться в функционировании насоса пережав верхний шланг радиатора при работающем на холостых оборотах двигателе. Если при отпускании шланга ощущается толчок жидкости внутри него, насос функционирует исправно (Глава |
Отопитель
Вентилятор отопителя не работает
1 Неисправен предохранитель мотора вентилятора. Проверьте предохранитель вентилятора, при необходимости замените. |
Вентилятор отопителя не работает на одной из ступеней
Неисправен предрезистор. Замените плату подключения. |
Отопитель не выключается регулятором
1 Неисправен выключатель. Проверьте выключатель. |
Слишком низкая мощность отопления
1 Слишком низкий уровень охлаждающей жидкости. Проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долейте. |
Шум в области вентилятора отопителя
1 Попала грязь, листья. Снимите вентилятор и прочистите его, очистите воздушный канал. |
Сцепление
Сцепление не выключается (рычаг управления РКПП не переводится свободно в положение задней передачи и обратно при выжатой до пола педали сцепления)
Погнут или поврежден диск сцепления (Глава |
Сцепление пробуксовывает (обороты двигателя повышаются без увеличения скорости движения автомобиля)
1 Диск сцепления загрязнен маслом или вытерты его фрикционные накладки. Снимите сцепление (Глава |
При включении сцепления возникает сильная вибрация
1 Замаслен диск сцепления. Снимите сцепление (Глава |
Рывки при работе сцепления
1 Повреждение опор двигателя и коробки передач. Проверьте, при необходимости замените. |
Визг или грохот возникают при полном включении сцепления (педаль отпущена)
Заклинен выжимной подшипник сцепления. Снимите сцепление (Глава |
Визг или грохот возникают при полном выключении сцепления (педаль выжата)
1 Изношен или поврежден выжимной подшипник (Глава |
Педаль сцепления остается выжатой до пола после ее отпускания
Заклинен поршень главного или рабочего цилиндра сцепления. Повреждения гидросистемы сцепления или выжимного подшипника. Проверьте состояние, при необходимости снимите компоненты сцепления. |
Ручная коробка переключения передач (РКПП)
При установленной на нейтральную передачу КПП во время работы двигателя имеют место посторонние шумы
1 Изношен подшипник первичного вала. |
Посторонние шумы имеют место в любом положении РКПП
1 Любая из вышеперечисленных причин и/или: |
Посторонние шумы возникают на какой–либо конкретной передаче
1 Изношены, повреждены или сколоты зубцы шестерни данной передачи. |
Происходит “соскакивание” КПП с высшей передачи
Между катером коробки и двигателем попала грязь или коробка сместилась по отношению к двигателю. |
При переключении передач возникают осложнения
1 Не полностью выжато (выключено) сцепление. |
Имеют место утечки трансмиссионного масла
1 В КПП заправлено чрезмерное количество трансмиссионного масла. В случае необходимости слейте излишек. |
Автоматическая трансмиссия (АТ)
Ввиду сложности конструкции АТ полная диагностика ее неисправностей и ремонт компонентов недоступны квалификации среднестатистического механика–любителя. При возникновении любых, отличных от перечисленных ниже проблем функционирования АТ автомобиль следует отогнать для проверки и ремонта в мастерскую автосервиса или представительское отделение компании BMW. |
Общие проблемы, связанные с функционированием механизма переключения
К числу отказов, связанных с нарушением регулировки тяги переключения можно отнести следующие: |
Трансмиссия пробуксовывает, переключается с трудом, издает посторонние шумы или не обеспечивает движения автомобиля при установке на одну из передних или заднюю передачу
1 Существует множество возможных причин перечисленных в заголовке проблем, однако под компетенцию механика–любителя попадает лишь одна из них – неправильный уровень трансмиссионной жидкости. |
Имеют место утечки трансмиссионной жидкости
1 Жидкость АТ имеет темно–красный цвет. Следы ее утечек не следует путать со следами двигательного масла, которое может быть снесено на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха. |
Мосты
Посторонние шумы
1 Обычные дорожные шумы. Корректировке не поддаются. |
Вибрации
Проверьте состояние подшипников колес, поочередно поддомкрачивая соответствующий из углов автомобиля и вращая колесо в ручную. Прислушивайтесь при этом к исходящим из подшипника звукам. Снимите подшипники и проверьте их состояние. |
Утечки масла
Повреждены сальники приводных валов (Глава |
Тормозная система
Перед тем как прийти к окончательному заключению о наличии проблем с тормозной системой удостоверьтесь, что шины находятся в удовлетворительном состоянии и накачаны с требуемым давлением, не нарушена регулировка углов установки передних колес и автомобиль не нагружен неравномерным образом. |
Увеличенный ход педали тормоза
Тормозной контур вышел из строя. Проверьте, не вытекает ли тормозная жидкость. |
Педаль тормоза пружинит и проваливается
1 Воздух в тормозной системе. Удалите воздух из системы. |
Снижение эффекта торможения, педаль проваливается
1 Негерметичность трубопровода. Затяните соединения трубопровода или замените трубки. |
Плохое торможение несмотря на большое усилие нажатия педали
1 Тормозные накладки замаслены. Замените тормозные колодки. |
При торможении автомобиль уводит в сторону
1 Давление в шинах не соответствует требуемому. Проверьте и откорректируйте давление в шинах. |
Тормоз затягивается сам по себе
1 Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре. Прочистите главный цилиндр и замените внутренние элементы. |
Тормоза нагреваются во время движения
1 Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре. Очистите главный цилиндр и замените внутренние элементы. |
Тормоза дрожат
1 Установлены колодки ненадлежащего типа. Замените колодки, установите оригинальные колодки BMW. |
Тормозные колодки не отходят от тормозного диска, колесо с трудом проворачивается рукой
Коррозия в цилиндрах тормозных суппортов. Отремонтируйте суппорт, возможно замените. |
Неравномерный износ колодок
1 Установлены колодки несоответствующего типа. Замените колодки, установите оригинальные колодки BMW. |
Клинообразный износ тормозных колодок
1 Тормозной диск вращается не параллельно суппорту. Проверьте поверхности прилегания суппорта. |
Скрип тормозов
1 Часто причина в атмосферном влиянии (влажность воздуха). Если скрип появляется после длительной стоянки при повышенной влажности и затем пропадает, ничего делать не надо. |
Пульсация педали тормоза
1 ABS в действии. Нормально, помощь не требуется. |
Контрольная лампа ABS загорается во время движения
1 Слишком низкое напряжение питания (ниже 10 В). Проверьте напряжение. Проверьте, гаснет ли контрольная лампа генератора после запуска двигателя. Если все в порядке, проверьте клиновой ремень привода генератора. |
Подвеска и рулевое управление
Автомобиль уводит при движении в одну из сторон
1 Неравномерно накачаны шины. |
Имеют место рывки, дерганье или вибрации
1 Нарушена балансировка колес или появилась овальность дисков. Произведите балансировку в шиномонтажной мастерской. |
Имеет место чрезмерное раскачивание автомобиля или “зарывание” его носом на поворотах или при торможении
1 Неисправны амортизаторы. Замените весь комплект (Глава |
Слишком туго вращается рулевое колесо
1 Чрезмерно упал уровень жидкости в резервуаре системы гидроусиления руля (Глава |
Имеет место чрезмерный люфт рулевого управления
1 Ослабло усилие затягивания подшипников передних колес (Глава |
Система гидроусиления руля не развивает должное усилие
1 Изношен или поврежден приводной ремень насоса гидроусилителя или нарушена регулировка его натяжения (Глава |
Имеет место чрезмерный износ протекторов (не в одной какой–то области)
1 Неправильно накачаны шины. |
Имеет место чрезмерный износ протекторов по внешнему краю
1 Неправильно накачаны шины. |
Имеет место чрезмерный износ протекторов по внутреннему краю
1 Неправильно накачаны шины. |
Имеет место локальный износ протектора
1 Нарушена балансировка колес. |
Дефекты щеток стеклоочистителя
Проскальзывание
1 Резинки загрязнены. Очистите резинки жесткой нейлоновой щеткой и раствором моющего средства или спиртом. |
В поле очистки остатки воды сразу собираются в капли
Ветровое стекло загрязнено лаковой политурой или маслом. Очистите ветровое стекло чистой тряпкой с удалителем смазки, масла, силиконов. |
Щетка очищает односторонне – в одну сторону хорошо, в другую нет
1 Резинка деформирована в одну сторону “больше не опрокидывается”. Установите новую резинку. |
Неочищенные поверхности
1 Резинка вырвалась из оправы. Осторожно вставьте резинку в оправу. |
Дефекты шин
Сильный износ шины на обеих сторонах рабочей поверхности
Слишком низкое давление в шинах. |
Сильный износ шины в середине рабочей поверхности, по всей окружности
Слишком высокое давление в шинах. |
Неравномерный износ протектора
Статическая и динамическая разбалансировка колеса. Возможно слишком большое боковое биение диска, слишком большой люфт в несущих шарнирах. |
Неравномерный износ в середине протектора
Статическая разбалансировка колеса. Возможно последствие сильного вертикального биения. |
Сильный износ отдельных мест в середине рабочей поверхности
Следы блокирования при полном торможении. |
Пилообразный износ протектора. Часто вместе с разрывом тканевой основы, который не виден снаружи
Перегрузка автомобиля. Проверьте внутреннюю часть шины на разрывы основы. |
Резиновые язычки на боковых краях протектора
Неправильная регулировка углов установки колес. Шина изношена. На задних колесах также проверьте состояние амортизатора. |
Образование заусениц на одной стороне протектора переднего колеса
Неправильная регулировка схождения. Шина изношена. Частое движение по волнистым поверхностям. Быстрое движение на поворотах. |
Разрывы корда. Сначала видны только изнутри
Переезд через острые камни, удары шин и т.п. на высокой скорости. |
Односторонне изношенная рабочая поверхность
1 Проверьте регулировку развала. |
Комментарии