Особенности конструкции
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к переднему и заднему ведущим валам.

Карданная передача
Рис. 5.7. Карданная передача: 1 – передний
карданный вал; 2 – промежуточный карданный
вал; 3 – раздаточная коробка; 4 – задний кардан ный вал


Карданная передача автомобиля ВАЗ-2123 состоит из промежуточного 2 ( рис. 5.7), переднего 1 и заднего 4 карданных валов.

Промежуточный карданный вал
Рис. 5.8. Промежуточный карданный вал: 1 – фланец вторичного вала коробки передач; 2 – гайка; 3 – балансировочные шайбы; 4 – эластичная муфта; 5 – болт крепления фланца; 6 – корпус шарнира равных угловых скоростей; 7 – гайка; 8 – заглушка корпуса шарнира; 9 – промежуточный карданный вал; 10 – фланец эластичной муфты


Промежуточный карданный вал изготовлен из прутка, на обоих концах которого выполнены шлицы. На одном конце вала (со стороны коробки передач) установлен фланец 10 ( рис. 5.8), который соединен с фланцем 1 вторичного вала коробки передач через эластичную муфту 4. Шлицевое соединение фланца эластичной муфты и вала уплотнено сальником.
На другом конце вала (со стороны раздаточной коробки) установлен шарнир равных угловых скоростей.
Корпус 6 шарнира равных угловых скоростей прикреплен к фланцу ведущего вала раздаточной коробки при помощи шпилек.
Конструкция переднего и заднего карданных валов одинакова. Вал представляет собой тонкостенную стальную трубу. С одной стороны к трубе приварен шлицевый наконечник, на котором установлена скользящая вилка карданного шарнира. Шлицевое соединение вала и вилки уплотнено сальником. С другой стороны к трубе приварена вилка карданного шарнира.
Оба карданных шарнира соединены с фланцами, один из которых (со стороны трубы) прикреплен к фланцу редуктора переднего моста, а другой – к фланцу ведомого вала раздаточной коробки. Каждый карданный шарнир состоит из двух вилок, соединенных крестовиной.

        ПРИМЕЧАНИЕ
На части выпускаемых автомобилей могут быть установлены передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей. Их конструкция аналогична конструкции приводов передних колес.

Проверка исправности  карданной передачи  на автомобиле
Проверяйте карданную передачу снизу автомобиля, находящегося на подъемнике или смотровой канаве. В коробке передач и раздаточной коробке должна быть включена нейтральная передача. Проверяйте надежность затяжки всех резьбовых соединений, состояние шарниров и резинового массива эластичной муфты промежуточного вала (наружным осмотром).
1. Возьмитесь обеими руками за вал возле проверяемого шарнира. Короткими резкими движениями покачайте каждый карданный вал в направлениях, перпендикулярных его оси. Ощутимый люфт в шарнирах не допускается.
2. Повторите проверку для всех карданных шарниров.
3. Короткими резкими движениями поворачивайте карданный вал вокруг его оси в обе стороны, удерживая вилку-фланец карданного шарнира от проворачивания. Ощутимые окружные зазоры не допускаются.
4. Повторите проверку на остальных карданных шарнирах.

Смазка карданной передачи
Шлицевые соединения и крестовины карданной передачи требуют регулярного пополнения консистентной смазки. При отсутствии смазки шлицевое соединение или игольчатый подшипник крестовины изнашивается с появлением люфта или, наоборот, может заклинить. В том и в другом случае появляется вибрация карданной передачи.
Вам потребуются: шприц для нагнетания консистентной смазки, смазка типа Фиол-2У.
1. Так расположена пресс-масленка шлицевого соединения,...
2. ...а так – крестовины карданного шарнира.
3. С помощью шприца нагнетайте смазку через пресс-масленки переднего и заднего карданных валов. Нагнетание производите до выхода свежей смазки из-под уплотнений.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Часто возникают проблемы с доступом наконечника шприца к пресс-масленке крестовины, вызванные ориентацией пресс-масленки относительно вилок шарнира либо формой/размерами наконечника шприца. В первом случае пресс-масленку можно повернуть гаечным ключом в более удобное положение. Во втором случае снимите карданный вал с автомобиля и поверните вилку-фланец таким образом, чтобы обеспечить доступ к пресс-масленке.

Снятие и установка промежуточного вала
Вам потребуются: ключ «на 13», «на 19» (два), бородок, молоток.
1. Отверните четыре самоконтрящиеся гайки крепления шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) к фланцу ведущего вала раздаточной коробки.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми!

2. При помощи молотка и зубила аккуратно отметьте взаимное расположение корпуса ШРУСа и фланца раздаточной коробки.
3. Ослабьте гайки крепления опор силового агрегата, при помощи лома сдвиньте его вперед на 1,5–2,0 см и...
4. ...выведите шпильки шарнира из отверстий фланца.
5. Отверните три гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач.
6. Извлеките болты из отверстий муфты и фланца. Если болты выходят тяжело, воспользуйтесь бородком и молотком.
7. Снимите вал.
8. Устанавливайте промежуточный вал в порядке, обратном снятию.

Разборка и сборка промежуточного вала
Вам потребуются: ключ «на 13», «на 19» (два), отвертка, раздвижные пассатижи, молоток.
1. Тщательно очистите шарнир равных угловых скоростей металлической щеткой.
2. Снимите хомут крепления кожуха чехла шарнира при помощи отвертки и раздвижных пассатижей и...
3. ...сдвиньте кожух по валу, чтобы открылся доступ к чехлу.
4. Снимите хомут крепления чехла при помощи раздвижных пассатижей.
5. Сдвиньте по валу чехол шарнира и отметьте любым удобным способом взаимное положение шарнира и вала.
6. При помощи молотка и деревянной проставки сбейте и...
7. ...снимите шарнир с вала.
8. Снимите чехол и...
9. ...кожух чехла шарнира.
10. Снимите клапан чехла шарнира.
11. Отверните три гайки болтов эластичной муфты. Отметьте взаимное расположение и количество балансировочных шайб перед их снятием с муфты.
12. Извлеките болты и снимите муфту.
13. Устанавливайте на вал снятые детали в порядке, обратном снятию, совместив нанесенные перед разборкой метки.

Снятие и установка карданной передачи
Вам потребуются: ключ «на 13» (два), зубило, молоток.
1. Отметьте взаимное положение фланца переднего карданного вала и фланца редуктора переднего моста при помощи молотка и зубила.
2. Отверните четыре гайки болтов крепления карданного вала к фланцу редуктора переднего моста.
3. Отметьте взаимное положение фланца переднего карданного вала и фланца раздаточной коробки.
4. Отверните четыре гайки болтов крепления карданного вала к фланцу раздаточной коробки, извлеките болты и...
5. ...снимите карданный вал в сборе.
6. Аналогичным образом снимите задний карданный вал, не забыв отметить его положение относительно фланцев раздаточной коробки и редуктора заднего моста.
7. Устанавливайте валы, совместив ранее нанесенные метки, в порядке, обратном снятию.

Ремонт карданной передачи
Вам потребуются: трубный (газовый) ключ, отвертка, зубило, бородок, молоток, съемник крестовин, съемник стопорных колец, металлическая щетка, проникающая смазка (например, WD-40).

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Карданные валы в сборе отбалансированы на заводе-изготовителе. Поэтому необходимо сохранить при разборке и последующей сборке взаимное расположение деталей, иначе при движении автомобиля могут возникнуть вибрации.

        ПРИМЕЧАНИЕ
На части выпускаемых автомобилей устанавливаются передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей. Разбирайте и собирайте такие валы аналогично соответствующим операциям для приводов передних колес (см. «Разборка и сборка приводов передних колес»).

1. Тщательно очистите детали.
2. Нанесите зубилом метки, определяющие взаимное положение вилок карданного шарнира.
3. Обработайте проникающей смазкой места установки стопорных колец.
4. При помощи молотка и бородка сдвиньте стопорное кольцо и...
5. ...снимите стопорное кольцо специальным съемником или круглогубцами.
6. При помощи съемника сдвиньте подшипники в вилках карданного шарнира так, чтобы один из подшипников частично вышел из проушины вилки.

ПРИМЕЧАНИЕ
При отсутствии съемника используйте молоток и оправку подходящего диаметра, чтобы...

...сдвинуть вилку относительно подшипника.

7. Извлеките подшипник из проушины вилки трубным (газовым) ключом или...
8. ...зажав его в тисках.
9. Снимите вилку-фланец.
10. При помощи бородка извлеките второй подшипник, установив вилку-фланец на торцовую головку подходящего диаметра.
11. Аналогичным образом разберите второй шарнир вала.
12. Нанесите метки, определяющие взаимное положение скользящей вилки карданного шарнира и вала.
13. Отверткой отогните лапки обоймы сальника и...
14. ...сдвиньте обойму по валу.
15. Снимите скользящую вилку.
16. При необходимости снимите сальник, поддев его отверткой.
17. Очистите и осмотрите все снятые детали. Оцените состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовины, сальников. Если указанные детали повреждены или изношены, замените крестовину в сборе.
18. Перед сборкой шарнира шлицевой отверткой тщательно очистите проточки в проушинах для стопорных колец.
19. Удалите старую смазку со шлицевого соединения и внутренних поверхностей корпусов подшипников.
20. Нанесите смазку Фиол-2У или аналогичную.
21. Устанавливайте детали в порядке, обратном снятию, совместив метки, нанесенные перед разборкой.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *