Рис. 11.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки |
1. В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 ( рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт. |
2. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его. |
3. Снимите облицовочные кожухи 4 и 10 рулевой колонки. |
4. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей, выключателя зажигания и электромеханического усилителя. |
5. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами 1, 7 и рулевым колесом 6. |
6. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю. |
7. Устанавливайте рулевую колонку в порядке, обратном снятию. |
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму. |
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. |
3. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (см. рис. 11.2 ) к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт. |
4. Выньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки. |
5. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки (см. разд. 7 «Рулевое управление», «Замена рулевых тяг»). |
6. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм. |
7. Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее: |
Рис. 11.4. Схема установки рулевого механизма на автомобиле: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка; Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого механизма при среднем положении сошки; а – контрольный угол |
Рис. 11.3. Детали рулевого механизма: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки |
1. Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку 16 (см. рис. 11.3 ) маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз. |
2. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку. |
3. Выверните болты крепления и снимите крышку 15 картера рулевого механизма вместе с валом 7 сошки. |
4. Отверните гайку 12 и, вворачивая в крышку 15 регулировочный винт 9, разъедините крышку и вал 7 сошки. |
5. Выверните болты крепления и снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4. |
6. Червяком 13 вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника. |
7. Извлеките из картера 1 сальник 18 вала червяка и сальник 19 вала сошки. |
8. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка. |
9. Извлеките подшипники 17 из картера 1 и крышки 15. |
10. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените. |
11. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом. |
12. Собирайте рулевой механизм в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия: |
13. Залейте в рулевой механизм масло. |
1. Установите передние колеса в положение прямолинейного движения. |
2. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка 13 (см. рис. 11.3 ) относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка. |
3. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота. |
4. Выверните болты крепления нижней крышки 3 и слейте масло из картера рулевого механизма. |
5. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 4 или замените ее более тонкой. |
6. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. |
ПРИМЕЧАНИЕ Регулировочные прокладки поставляются толщиной 0,10 мм; 0,15 мм; 0,30 мм; 0,50 мм. |
7. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло. |
1. Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле»). |
2. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке (см. «Снятие и установка рулевого механизма»). |
3. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес. |
4. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка. |
ПРИМЕЧАНИЕ В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки. |
5. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку 12 (см. рис. 11.3 ) регулировочного винта 9. |
6. Заверните регулировочный винт до устранения зазора. |
7. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 12. |
8. Убедитесь, что сошка не перемещается (см. п. 1), и присоедините к ней рулевые тяги. |
Комментарии