Принцип работы
Антиблокировочная система тормозов (ABS) служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях для предотвращения блокировки колес. Система обеспечивает:
– объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
– сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности антиблокировочной системы предусмотрена функция диагностики и аварийный режим работы системы.
Гидроэлектронный блок управления (ГЭБУ) антиблокировочной системы получает ин-формацию о скорости и направлении движения автомобиля, а также о дорожных условиях от датчиков скорости вращения колес.
На основании этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес.

Элементы антиблокировочной системы тормозов
Рис. 6.48. Элементы антиблокировочной системы тормозов: 1 – гидроэлектронный блок управления ABS (ГЭБУ); 2 – датчик скорости вращения переднего колеса; 3 – датчик скорости вращения заднего колеса; 4 – контрольная лампа ABS и электронной системы распределения тормозных сил; 5 – диагностический контактный разъем


Гидросистема ABS
Рис. 6.49. Гидросистема ABS: 1 – тормозной трубопровод правого переднего колеса; 2 – тормозной трубопровод левого переднего колеса; 3 – тормозной трубопровод правого заднего колеса; 4 – тормозной трубопровод левого заднего колеса; 5 – тормозной шланг правого переднего колеса; 6 – тормозной шланг левого переднего колеса; 7 – тормозной шланг правого заднего колеса; 8 – тормозной шланг левого заднего колеса; 9 – гидроэлектронный блок управления ABS (ГЭБУ); 10 – вакуумный усилитель тормозов и главный тормозной цилиндр


Элементы антиблокировочной системы тормозов показаны на рис. 6.48 . Гидросистема антиблокировочной системы тормозов представлена на рис. 6.49 .

Управление ABS
Нормальное торможение. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в колесный цилиндр через электромагнитный клапан и приводит тормоз в действие. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной клапан и обратный клапан.
Рабочий режим. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, ГЭБУ выдает на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается, и подача тормозной жидкости в главный цилиндр перекрывается; выходной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает через колесный цилиндр в бачок, что вызывает снижение давления.
Режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в колесном цилиндре ГЭБУ выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из колес-ного цилиндра не уходит.
Режим повышения давления. Если ГЭБУ определяет, что колесо не заблокировано, он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в колесный цилиндр, дав-ление в котором возрастает.

Электронная система  распределения тормозных  сил (EBD)
Электронная система распределения тормозных сил (EBD) – это подсистема ABS, которая служит для обеспечения эффективного сцепления задних колес с поверхностью дороги.
Кроме того, система EBD предотвращает блокировку и занос задних колес при частичных режимах торможения.
При наличии системы распределения тормозных сил тормозное усилие поддерживается близким к оптимальному значению и регулируется электронной системой, что позволяет обходиться без обычного регулятора давления.
Поскольку регулятор давления – механическое устройство, его возможности ограничены с точки зрения достижения идеального распределения тормозных сил между передними и задними колесами, а также гибкого распределения тормозных сил в зависимости от степени загрузки автомобиля. Кроме того, неисправность механического регулятора давления водителем, как правило, не обнаруживается.
Электронная система распределения тормозных сил (EBD) управляется блоком управления ABS. При движении система распределения тормозных сил постоянно определяет
степень проскальзывания каждого из колес автомобиля и регулирует давление рабочей жидкости в тормозных механизмах задних колес таким образом, чтобы оно превышало давление в тормозных механизмах передних колес.
В случае обнаружения неисправности (табл. 6.1) системы распределения тормозных сил (EBD) в комбинации приборов загорается контрольная лампа EBD (и стояночного тормоза).

Таблица 6.1
Работа систем ABS и ЕВD при обнаружении неисправностей
Антиблокировочная система тормозов (ABS)

Преимуществами электронной системы распределения тормозных сил являются следующие.
1. Улучшение работы основной тормозной системы.
2. Компенсация разницы коэффициентов трения (для каждого колеса автомобиля).
3. Отсутствие необходимости в традиционном регуляторе давления.
4. Сигнализация о неисправности с помощью контрольной лампы на панели приборов.

Управление контрольными  лампами

Контрольные лампы ABS и EBD
Рис. 6.50. Контрольные лампы ABS и EBD


Расположение контрольных ламп ABS и EBD в комбинации приборов показано на рис. 6.50 .
Модуль контрольной лампы ABS. Контрольная лампа ABS показывает степень работоспособности ABS.
Контрольная лампа загорается в следующих случаях:
– в фазе инициализации после включения зажигания (3 с);
– в случае запрета на действие ABS при неисправности;
– если ЭБУ не включается при включенном зажигании;
– в режиме диагностики.
Модуль контрольной лампы EBD. Контрольная лампа EBD показывает степень работоспособности EBD.
Контрольная лампа загорается в следующих случаях:
– в течение фазы инициализации после включения зажигания (3 с);
– в случае запрета на действие EBD при неисправности;
– если ЭБУ не включается при включенном зажигании;
– при включении стояночного тормоза или недостаточном уровне тормозной жидкости.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Указанные ниже явления не являются признаками неисправности ABS или EBD.

Особенности работы системы ABS
Звук при проверке системы ABS. При пуске двигателя из моторного отсека иногда слышен глухой стук. Он связан с проверкой работоспособности системы.
Звук во время действия ABS. Звук работы электродвигателя гидроблока ABS (воющий звук). Скребущий звук, сопровождаемый вибрацией педали тормоза.
Во время действия ABS от шасси автомобиля идут звуки, которые вызваны повторяющимися циклами торможения и растормаживания колес (глухие удары, идущие  от подвески; скрип от шин).
Большой тормозной путь. На некоторых дорожных покрытиях, в том числе на заснеженных дорогах или гравийном покрытии, тормозной путь автомобилей, оборудованных ABS, может быть больше обычного. Поэтому при движении по таким дорогам владельцу автомобиля надо проявлять осторожность и двигаться на пониженной скорости.
Вибрация педали тормоза является нормальным явлением.
Коды неисправности ABS указаны в табл. 6.2.

Таблица 6.2
Коды неисправностей ABS тормозов
Антиблокировочная система тормозов (ABS)

Кабельная часть разъема гидроэлектронного блока управления ABS
Рис. 6.51. Кабельная часть разъема гидроэлектронного блока управления ABS


Кабельная часть разъема гидроэлектронного блока управления ABS показана на рис.  6.51 . Адресация кабельной части разъема гидроэлектронного блока управления ABS приведена в табл.  6.3.

Таблица 6.3
Адресация контактов разъема гидроэлектронного блока управления  (ГЭБУ) системы ABS
Номер
контакта
Адрес (назначение контакта)
Максимальная
сила тока
Минимальная
сила тока
Примечание
1
-
-
-

2
-
-
-

3
-
-
-

4
Контрольная лампа EBD
30 мА
5 мА

5
Интерфейс диагностики
6 мА
3 мА

6
Правый передний колесный датчик
16 мА
6 мА

7
Правый передний колесный датчик
16 мА
6 мА

8
Правый задний колесный датчик
16 мА
6 мА

9
-
-
-

10
Левый задний колесный датчик
16 мА
6 мА

11
Левый передний колесный датчик
16 мА
6 мА

12
«Масса»
5-15 А
2,5 А
Управление ABS
13
Напряжение а/б 1 (питание лапанов)
5-15 А
2 А
Управление ABS
14
Напряжение а/б 2 (питание электродвигателя)
20-39 А
10 А
Управление ABS
15
«Масса»
20-39 А
10 А
Управление ABS
16
-
-
-

17
-
-
-

18
-
-
-

19
-
-
-

20
Контрольная лампа ABS
30 мА
5 мА

21
-



22
Выключатель сигнала торможения
10 мА
5 мА

23
Правый задний колесный датчик
16 мА
6 мА

24
Зажигание
1 А
500 мА

25
Левый задний колесный датчик
16 мА
6 мА

26
Левый передний колесный датчик
16 мА
6 мА


Снятие и установка  элементов  антиблокировочной  системы тормозов
Гидроэлектронный блок управления (ГЭБУ) ABS
Снятие
Снимите воздушный фильтр и воздухозаборный патрубок.

Контактный разъем ГЭБУ
Рис. 6.52. Контактный разъем ГЭБУ


Разъедините контактный разъем ГЭБУ ( рис. 6.52 )  с двойным фиксатором, потянув за него вверх.
Отсоедините от ГЭБУ тормозные трубопроводы.

Болты крепления кронштейна ГЭБУ (указаны стрелками)
Рис. 6.53. Болты крепления кронштейна ГЭБУ (указаны стрелками)


Отверните  болты   крепления   кронштейна   ГЭБУ  и снимите ГЭБУ ( рис. 6.53 ).
Момент затяжки болтов крепления кронштейна ГЭБУ –  8–10 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Разборка ГЭБУ не допускается.
Допускается перевозка и хранение ГЭБУ в вертикальном положении с заглушенными отверстиями.
Не сливайте жидкость из ГЭБУ.
Установка
Установку ГЭБУ проводите в порядке, обратном снятию.
Затяните болты крепления ГЭБУ моментом 8–10 Н·м, штуцера крепления тормозных тру-бопроводов моментом 13–17 Н·м.
Проверка напряжения сигнала колесных датчиков
Установите автомобиль на подъемник,  выключите стояночный тормоз.
Разъедините контактный разъем ГЭБУ и выполните проверку на контактах кабельной части контактного разъема.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При проверке снимите двойной фиксатор контактного разъема и присоедините контрольный прибор к проводам со стороны, противоположной контактам разъема. Присоединение измерительных щупов прибора к самим контактам не обеспечивает надежного соединения

С помощью тестера или осциллографа проверьте напряжение сигнала колесных датчиков, вращая соответствующее колесо со скоростью 0,5–1 с–1.
Подключение контрольного прибора для проверки напряжения сигнала колесных датчиков       
Колесный датчик    Номера контактов  разъема
Левый передний..............11, 26
Правый передний............6, 7
Левый задний..................10, 25
Правый задний................8, 23
Напряжение сигнала при измерении с помощью осциллографа, В:
нижний уровень.....0,535 (при силе тока 7 мА)
верхний уровень.....1,050 (при силе тока 14 мА)

Датчики скорости вращения колес

Датчик скорости вращения переднего колеса
Рис. 6.54. Датчик скорости вращения переднего колеса: 1 – контактный разъем датчика скорости вращения переднего колеса; 2 – датчик скорости вращения переднего колеса


Датчик скорости вращения заднего колеса
Рис. 6.55. Датчик скорости вращения заднего колеса: 1 – датчик скорости вращения заднего колеса


Датчик скорости вращения переднего колеса показан на рис. 6.54 , заднего колеса – на рис. 6.55 .
Снятие переднего колесного датчика

Болт крепления переднего колесного датчика
Рис. 6.56. Болт крепления переднего колесного датчика


Отверните болт крепления переднего колесного датчика ( рис. 6.56 ).
В моторном отсеке разъедините контактный разъем переднего колесного датчика.
Снимите элементы крепления проводки колесного датчика (см. рис. 6.54 ).
Снимите колесный датчик.
Снятие заднего колесного датчика
Разъедините контактный разъем заднего колесного датчика на ступице колеса (см. рис. 6.55 ).
Снимите тормозной барабан, отвернув винт его крепления к ступице колеса.
Отверните четыре болта крепления ступицы заднего колеса к балке задней подвески.

Снятие ступицы заднего колеса
Рис. 6.57. Снятие ступицы заднего колеса


Снимите ступицу заднего колеса через тормозной механизм ( рис. 6.57 ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не снимайте колесный датчик со ступицы ударами молотка, так как это может привести к выходу датчика из строя.

Удаление воздуха из гидропривода тормозов 
Операция проводится для эффективного удаления воздуха из гидропривода тормозов и заполнения тормозной жидкостью гидравлического блока антиблокировочной системы тормозов, тормозных трубопроводов и главного тормозного цилиндра.
Для удаления воздуха из гидропривода тормозов автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой, используется диагностический прибор HI-SCAN. При проведении этой операции прибор, подключенный к диагностическому разъему под панелью приборов, управляет электромагнитными клапанами и электрическим насосом
антиблокировочной системы.
Снимите пробку бачка гидропривода тормозов и заполните бачок тормозной жидкостью.
Для доливки используйте только тормозную жидкость DOT-3 или DOT-4.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При попадании тормозной жидкости на лакокрасочное покрытие кузова немедленно смойте ее большим количеством воды.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При использовании специальной установки для удаления воздуха не нажимайте на педаль тормоза.

Присоедините прозрачный пластмассовый шланг к штуцеру прокачки на колесном ци-линдре и опустите другой конец шланга в прозрачную емкость, наполовину заполненную тормозной жидкостью.
Присоедините прибор HI-SCAN к диагностическому разъему, расположенному под панелью приборов.
С помощью прибора HI-SCAN включите электронасос и электромагнитные клапаны антиблокировочной системы.
Выполните операции согласно указаниям, выводимым на экран прибора HI-SCAN.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для предотвращения перегорания обмоток электродвигателя насоса антиблокировочной системы не превышайте максимально допустимого времени его работы, указанного на экране прибора HI-SCAN.

Несколько раз нажмите на педаль тормоза, открывая штуцер прокачки до тех пор, пока в вытекающей жидкости перестанут появляться пузырьки воздуха, после чего затяните штуцер прокачки.
Выполните описанную операцию на остальных колесах автомобиля в следующем порядке: заднее правое колесо (по направлению движения автомобиля), переднее левое колесо, заднее левое колесо, переднее правое колесо.
Момент затяжки штуцеров прокачки 7–13 Н·м.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *