Общие сведения
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н·м
Болт крепления педали к кронштейну.....25–35
Болт крепления главного цилиндра к кронштейну педали.....17–26
Накидная гайка крепления трубопровода.....13–17
Держатель трубопровода.....4–6
Болт крепления рабочего цилиндра.....15–22
Полый болт крепления трубопровода к рабочему цилиндру.....25
Болты крепления кожуха сцепления.....15–22
Гайка крепления толкателя главного цилиндра к педали.....9–14
Гайка крепления выключателя блокировки зажигания.....8–10

Техническая характеристика
Тип привода сцепления
Гидравлический
Ведомый диск сцепления
Сухой, диафрагменный
Наружный/внутренний диаметр ведомого диска, мм
215/145
Кожух сцепления в сборе с нажимным диском 
С диафрагменной нажимной пружиной
Внутренний диаметр:
     рабочего цилиндра, мм
     главного цилиндра, мм

20,64
15,57

Данные для проверок и регулировок
Тип привода сцепления
Гидравлический
Толщина ведомого диска (в свободном состоянии) мм:
    двигатели 1,3; 1,5 и 1,6 л
    двигатель 1,1 л


8,5±0,3
8,0±0,3
Свободный ход педали сцепления, мм
6-13
Высота педали сцепления над полом, мм
160,7
Ход педали сцепления, мм
140
Зазор между рабочим цилиндром и поршнем, мм
0,15
Зазор между главным цилиндром и поршнем, мм
0,15

Применяемые смазочные материалы
Место применения
Наименование
Поверхность контакта вилки с подшипником выключения сцепления
CASMOLY L9508
Внутренняя поверхность подшипника выключения сцепления
CASMOLY L9508
Зеркало рабочего цилиндра,  наружная поверхность поршня и манжета
Тормозная жидкость DOT-3
или DOT-4
Шлицы ведомого диска сцепления
CASMOLY L9508
Зеркало главного цилиндра и наружная поверхность поршня
Тормозная жидкость DOT-3
или DOT-4
Толкатель главного цилиндра, ось толкателя и шайба
Смазка для подшипников ступиц колес SAE J310a, NLGI No.2
Ось и втулки педали сцепления
SAE   J310a,   смазка   для   шасси, NLGI-No.1
Поверхность контакта вилки выключения сцепления с толкателем рабочего цилиндра
CASMOLY L9508

Снятие и установка  сцепления и его привода

Cцепление и его привод
Рис. 3.1. Cцепление и его привод: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления; 6 – трубопровод привода сцепления; 7 – кронштейн педали сцепления; 8 – ось педали сцепления; 9 – педаль сцепления; 10 – главный цилиндр привода сцепления; 11 – рабочий цилиндр привода сцепления; 12 – штуцер прокачки рабочего цилиндра привода сцепления


Сцепление и его привод показаны на рис. 3.1 .
Удаление воздуха из гидропривода сцепления
Прокачку гидропривода сцепления следует проводить каждый раз при снятии соединительного трубопровода, шланга и/или главного цилиндра, а также в случае, когда педаль сцепления становится «мягкой».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Используйте рабочую жидкость только указанной марки. Не смешивайте жидкости разных марок. Используйте жидкость DOT-3 или DOT-4.


Расположение штуцера прокачки гидропривода сцепления
Рис. 3.2. Расположение штуцера прокачки гидропривода сцепления


Ослабьте затяжку штуцера для прокачки на рабочем цилиндре ( рис. 3.2 ).
Медленно нажимайте до упора на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится вытекание жидкости.
Удерживая педаль в нажатом положении, затяните штуцер прокачки.
Долейте до нормального уровня в бачок жидкость требуемой марки.

Главный цилиндр гидропривода сцепления

Главный цилиндр привода сцепления
Рис. 3.3. Главный цилиндр привода сцепления: 1 – корпус главного цилиндра привода сцепления; 2 – гайка крепления главного цилиндра привода сцепления; 3 – поршень; 4 – стопорное кольцо; 5 – толкатель с демпфером; 6 – ось толкателя


Главный цилиндр гидропривода сцепления показан на рис. 3.3 .
Снятие
Слейте рабочую жидкость через штуцер прокачки.

Гайка крепления главного цилиндра привода сцепления
Рис. 3.4. Гайка крепления главного цилиндра привода сцепления


Отверните гайку крепления главного цилиндра ( рис. 3.4 ) .
Отсоедините трубопроводы и шланги гидропривода сцепления.

Зажим крепления трубопровода к коробке передач
Рис. 3.5. Зажим крепления трубопровода к коробке передач


Снимите зажим крепления трубопровода к коробке передач ( рис. 3.5 ).
Проверьте шланг и трубопровод на наличие коррозии, раковин и задиров.
Установка
Присоедините трубопровод к рабочему цилиндру.

Гибкий шланг гидропривода сцепления
Рис. 3.6. Гибкий шланг гидропривода сцепления


Присоедините гибкий шланг и закрепите его зажимом ( рис. 3.6 ).
Установите главный цилиндр.
Присоедините толкатель к педали сцепления.
Прокачайте гидропривод сцепления.
Разборка
Снимите стопорное кольцо поршня.
Выньте толкатель в сборе с поршнем, при этом следите за тем, чтобы не повредить корпус и поршень цилиндра.
Проверка технического состояния
Проверьте зеркало цилиндра на наличие коррозии, раковин и задиров.
Проверьте манжету цилиндра на наличие износа или перекоса.
Проверьте поршень на наличие коррозии, раковин иди задиров.
Проверьте чистоту трубопровода.
Проверьте с помощью нутромера внутренний диаметр цилиндра и с помощью микрометра наружный диаметр поршня.
Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый размер (0,15 мм), замените главный цилиндр или поршень.
Сборка
Нанесите  рабочую жидкость DOT-3 или DOT-4 на зеркало цилиндра и наружную поверхность поршня.
Вставьте поршень в цилиндр.
Установите стопорное кольцо поршня.
Установите толкатель.
Присоедините шланг к корпусу цилиндра.

Педаль сцепления

Педаль сцепления и кронштейн ее крепления
Рис. 3.7. Педаль сцепления и кронштейн ее крепления: 1 – выключатель блокировки зажигания; 2 – кронштейн педали; 3 – болт крепления кронштейна педали; 4 – ось педали; 5 – внутренняя втулка педали; 6 – возвратная пружина; 7 – наружная втулка педали; 8 – внутренняя втулка педали; 9 – пружинная шайба; 10 – гайка оси педали; 11 – упор педали; 12 – педаль сцепления


Педаль сцепления и кронштейн ее крепления показаны на рис. 3.7 .
Снятие

Шплинт оси толкателя педали сцепления
Рис. 3.8. Шплинт оси толкателя педали сцепления


Снимите шплинт и шайбу ( рис. 3.8 ).

Гайки крепления педали сцепления
Рис. 3.9. Гайки крепления педали сцепления


Отверните болты крепления педали ( рис. 3.9 ).
Проверка технического состояния
Проверьте следующее:
– ось и втулку педали на наличие износа;
– педаль сцепления на наличие изгиба и перекоса;
– возвратную пружину на наличие повреждения или ослабления;
– площадку педали на наличие повреждения или износа;

Измерение высоты педали сцепления над полом
Рис. 3.10. Измерение высоты педали сцепления над полом


– высоту педали над полом А (от наружной поверхности площадки педали до пола) ( рис. 3.10 ). Она должна быть 160,7 мм.
Если высота педали над полом не соответствует норме, отрегулируйте ее, как указано ниже.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При регулировке высоты педали следите за тем, чтобы толкатель не смещался в сторону главного цилиндра.

1. Болтом отрегулируйте высоту педали, после чего затяните контргайку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После регулировки затяните болт так, чтобы он касался упора педали, после чего затяните контргайку.

Высота над полом и ход педали сцепления
Рис. 3.11. Высота над полом и ход педали сцепления


2. Вращением толкателя отрегулируйте его длину на новую высоту педали ( рис. 3.11 ), после чего закрепите толкатель гайкой.

Свободный ход педали сцепления
Рис. 3.12. Свободный ход педали сцепления


По окончании регулировки убедитесь, что свободный ход педали сцепления (измеряемый от поверхности площадки педали) находится в пределах 6–13 мм ( рис. 3.12 ).
Если свободный ход педали сцепления не соответствует норме, значит, в гидропривод попал воздух или неисправен главный цилиндр. Прокачайте гидропривод и проверьте главный цилиндр или сцепление.

Схема проверки целости электрической цепи между контактами выключателя
Рис. 3.13. Схема проверки целости электрической цепи между контактами выключателя


Проверка выключателя блокировки зажигания. Проверьте целость электрической цепи между контактами выключателя ( рис. 3.13 ).
Установка

Места нанесения универсальной смазки
Рис. 3.14. Места нанесения универсальной смазки


Нанесите универсальную смазку в местах, указанных стрелками на рис. 3.14 .
Заверните гайки ( рис. 3.9 ).
Установите шплинт оси педали сцепления.

Кожух сцепления и ведомый диск

Кожух сцепления и ведомый диск
Рис. 3.15. Кожух сцепления и ведомый диск: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – болт крепления кожуха сцепления; 4 – кожух сцепления; 5 – ведомый диск сцепления


Кожух сцепления и ведомый диск показаны на рис. 3.15 .
Снятие
Слейте жидкость из гидропривода сцепления и масло из картера коробки передач.
Снимите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»).
Вставьте оправку 09411-25000 в отверстие ступицы ведомого диска, чтобы не допустить его падения.
Ослабьте крест-накрест затяжку болтов крепления кожуха сцепления к маховику.

Ослабление болтов крепления кожуха сцепления к маховику
Рис. 3.16. Ослабление болтов крепления кожуха сцепления к маховику


Болты отвертывайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха ( рис. 3.16 ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не применяйте растворители для очистки ведомого диска и подшипника выключения сцепления.

Поверка технического состояния
Кожух сцепления. Проверьте концы лепестков диафрагменной пружины на наличие износа и разности высот.
Проверьте поверхность нажимного диска на наличие износа, трещин и изменение цвета.
Проверьте наличие ослабленных заклепок и при необходимости замените кожух сцепления.
Ведомый диск. Проверьте фрикционные накладки на наличие ослабленных заклепок, следов неравномерного прилегания, повреждений от прихватывания, налипания масла или смазки. При необходимости замените поврежденный ведомый диск.

Проверка толщины ведомого диска в свободном (ненагруженном) состоянии
Рис. 3.17. Проверка толщины ведомого диска в свободном (ненагруженном) состоянии


Проверьте толщину ведомого диска в свободном состоянии ( рис. 3.17 ).
Проверьте пружины диска на наличие люфта и повреждений, при необходимости замените неисправный диск.
Очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите ведомый диск.
При затрудненном перемещении диска по шлицам вала или наличии его чрезмерного зазора замените ведомый диск и/или первичный вал коробки передач.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В подшипник выключения сцепления заложена смазка. Не применяйте растворители для чистки подшипника.

Подшипник выключения сцепления. Проверьте подшипник выключения сцепления на наличие  заедания,  повреждений  или  повышенного шума. Проверьте точки контакта диафрагменной пружины с обоймой подшипника на наличие износа.
Замените подшипник при сильном износе мест контакта с вилкой выключения сцепления.
Вилка выключения сцепления. Замените вилку выключения сцепления при сильном износе в местах контакта с подшипником выключения сцепления.
Установка
Нанесите универсальную смазку на вилку выключения сцепления в местах контакта с подшипником выключения сцепления и рабочим цилиндром.

Место нанесения универсальной смазки на вилке выключения сцепления
Рис. 3.18. Место нанесения универсальной смазки на вилке выключения сцепления


Нанесите смазку (см. рис. 3.18 ).
Нанесите универсальную смазку в канавку подшипника выключения сцепления.
Рекомендуемая смазка – CASMOLY L9508.
Нанесите универсальную смазку CASMOLY L9508 на вилку выключения сцепления в месте контакта с осью рычага выключения сцепления.
Тщательно очистите поверхности маховика и нажимного диска тонкозернистой шкуркой и убедитесь в отсутствии на них следов масла или смазки.
Нанесите небольшое количество универсальной смазки CASMOLY L9508 на шлицы ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Болты крепления рабочего цилиндра сцепления
Рис. 3.19. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления

При установке сцепления не наносите слишком много смазки в указанные на рис. 3.19 места, так как это может привести к пробуксовке и рывкам при работе сцепления.

С помощью оправки 09411-25000 установите ведомый диск на маховик стороной с заводской маркировкой к нажимному диску.
Установите на маховик кожух сцепления и вверните шесть болтов крепления.
Затяните болты крест-накрест моментом 15–22 Н·м. Болты затягивайте поочередно, каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха сцепления.
Выньте оправку для центрирования ведомого диска.
Установите коробку передач (см. подраздел «Коробка передач»).
Отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Наносите только необходимое количество смазки. Излишек смазки может вызвать пробуксовку и рывки при работе сцепления.

Рабочий цилиндр привода  сцепления
Снятие
Отсоедините от рабочего цилиндра соединительный трубопровод.

Удаление поршня из цилиндра
Рис. 3.20. Удаление поршня из цилиндра


Отверните болт крепления рабочего цилиндра ( рис. 3.20 ).
Проверка технического состояния
Проверьте рабочий цилиндр на наличие следов утечки жидкости.
Проверьте чехол рабочего цилиндра на наличие повреждений.
Разборка
Отсоедините от цилиндра соединительный шланг, снимите пластину клапана, пружину, толкатель и чехол.
Тщательно удалите грязь вокруг расточки рабочего цилиндра под поршень.
Удалите поршень из цилиндра струей сжатого воздуха, направленного в цилиндр ( рис. 3.20 ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Предварительно накройте рабочий цилиндр ветошью, так как поршень может вылететь с большой скоростью и нанести травму.

Давление воздуха увеличивайте постепенно, чтобы предотвратить выброс тормозной жидкости и ее попадание в глаза или на кожу.
Проверка технического состояния
Проверьте зеркало рабочего цилиндра на отсутствие коррозии или повреждений.
С помощью нутромера проверьте внутренний диаметр цилиндра в трех местах (в нижней, средней и верхней частях). Если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый, замените рабочий цилиндр.
Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,15 мм.
Сборка
Нанесите тормозную жидкость требуемой марки на внутреннюю поверхность рабочего цилиндра и наружную поверхность поршня и манжету поршня и установите поршень в цилиндр.
Используемая жидкость: тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4.
Установка
Установите пластину клапана, толкатель и чехол.
Нанесите на ось толкателя смазку CASMOLY L9508.
Установите рабочий цилиндр привода сцепления и присоедините к нему трубопровод.

Болты крепления рабочего цилиндра сцепления
Рис. 3.21. Болты крепления рабочего цилиндра сцепления


Вверните болты крепления рабочего цилиндра ( рис. 3.21 ).

Полезные сведения  и советы
Причины пробуксовки сцепления или его неполного выключения  при нажатии на педаль
Пробуксовка сцепления проявляется в том, что при вполне исправном двигателе автомобиль плохо преодолевает подъемы, медленно разгоняется. Это может быть вызвано замасливанием или сильным износом дисков, снижением упругости пружин, отсутствием свободного хода педали сцепления.
Неполное выключение сцепления вызывает затруднение и шум при переключении передач и может привести к преждевременному выходу из строя синхронизаторов и  ускоренному износу зубьев коробки передач. Эта неисправность чаще всего возникает при загрязнении, перекосе или деформации дисков, неправильной регулировке положения рычагов выключения, слишком большом свободном ходе педали сцепления.
Следует иметь в виду, что шум в коробке передач – это не всегда следствие неполного выключения сцепления. Шум может возникать при износе или неправильной регулировке подшипников, износе или неправильном зацеплении конических шестерен. Сильный стук в указанных местах свидетельствует о наличии серьезной неисправности, требующей немедленной остановки автомобиля и ремонта агрегата.
Причины затрудненного  переключения передач или  их самопроизвольного выключения
Затрудненное переключение передач или их самопроизвольное выключение – результат износа замков и фиксаторов или привода механизма переключения передач. Здесь без серьезного ремонта не обойтись.
Предупредить подобные неисправности можно следующими способами: периодически тщательно проверять надежность крепления всех агрегатов и деталей силовой передачи, следить за уровнем масла в коробке передач и своевременно его менять.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *