Самодиагностика систем электронного управления второго поколения OBD II
Подключение мультиметра к разъемам блока управления двигателем посредством вспомогательного разветвителяВ состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует циклы обслуживания транспортного средства, обеспечивает возможность запоминания даже кратковременно возникающих в процессе работы сбоев и очистки блока памяти.
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики (OBD II). Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ЕСМ), либо модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ). РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонент (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных, и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя, и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива. Считывание данных памяти процессора OBD-II производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему считывания базы данных (DLC), расположенному в салоне автомобиля.
В принципе, считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей возможно, на некоторых моделях, при помощи лампы «Проверьте двигатель» или с помощью вспомогательного светодиода, а также по кодам, высвечиваемым на дисплее автоматического КВ. |
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонент систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 МОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, l-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS и прочих могут применяться специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным картриджем (если предусмотрен), универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech). Также, для этой цели можно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы, например FDS 2000, Bosch FSA 560 (www.bosch.de), KTS 500 (0 684 400 500) или обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем (например, комплект 1 687 001 439) и установленной программой броузером OBD II.
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля Вы можете также скачать с нашего сайта arus.spb.ru
Диагностика электронных систем управления двигателем, впрыском и зажиганием, автоматическим кондиционером воздуха и ABS/ASR/ETS/ESP
Расположение 16-контактного диагностического разъема, если установлен |
16-контактный диагностический разъем системы бортовой диагностики OBD II (на моделях USA) |
№ вывода | Назначение |
1 | — |
2 | — |
3 | Сигнал TNA (бензин); TD (дизель) |
4 | Соединение с корпусом, кл. 31 |
5 | Корпус - сигнальный вывод, кл. 31 |
6 | Шина данных CAN высокий уровень (салон) |
7 | Электроника двигателя (ME) |
8 | Питание, кл. 87 |
9 | Антипробуксовочная система (ETS/ESP) |
10 | — |
11 | Блок управления трансмиссией (ETC) |
12 | Модуль активности (AAM – All Activity Module) |
13 | Системы безопасности |
14 | Шина данных CAN. Низкий уровень (салон) |
15 | IC приборная доска |
16 | Плюс батареи через предохранитель. Под напряжением при любом положении замка зажигания, кл. 30 |
38-контактный диагностический разъем для извлечения мигающих кодов (если установлен) |
Подключите провода согласно схеме. Провод, показанный прерывистой линией, подключается к определенному выводу для диагностики определенной системы (обратитесь к списку назначения контактов):
- к выводу 4 для диагностики системы впрыска;
- к выводу 8 для диагностики основного блока;
- к выводу 17 для диагностики системы зажигания;
- к выводу 19 для проверки блока диагностики.
1 | Масса, контур 31 (W12, W15, электронное заземление) | |
2 | Напряжение, контур 87 | |
3 | Напряжение, контур 30 | |
4 | EDS | Система электронного впрыска (дизельные двигатели) |
| DFI | Впрыск топлива с электронным распределением (дизельные двигатели) |
| IFI | Последовательный электронный впрыск топлива (дизельные модели) |
| HFM-SFI | Система последовательного распределенного впрыска/зажигания HFM (двигатели 104) |
| LH-SFI | Система последовательного распределенного впрыска LH (двигатели 104, 119, 120 [прав.]) |
| ME-SFI | Система последовательного распределенного впрыска ME (двигатели 119, 120 [прав.]) |
5 | LH-SFI | Система последовательного распределенного впрыска LH (двигатели 120 [лев.]) |
| ME-SFI | Система последовательного распределенного впрыска ME (двигатели 120 [лев.]) |
6 | ABS | Система антиблокировки тормозов |
| ETS | Электронная антипробуксовочная система |
| ASR | Регулировка пробуксовки при акселерации |
| ESP | Программа электронной стабилизации |
7 | ЕА | Электронная акселерация |
| СС/ISC | Система управления скоростью/стабилизации оборотов холостого хода. |
8 | ВМ | Базовый модуль. |
| BAS | Усилитель экстренного торможения. |
9 | ASD | Автоматическая блокировка дифференциала. |
10 | ЕТС | Электронное управление трансмиссией. |
11 | ADS | Адаптивная система амортизации. |
12 | SPS | Чувствительная к скорости автомобиля система гидроусиления руля. |
13 | Сигнал TNA (бензиновые модели), двигатели LH-SFI. | |
| Сигнал TN (бензиновые модели), двигатели HFM (ME)-SFI. | |
14 | Сигнал, информации по скважности, двигатели 119, 120 LH-SFI (прав.). | |
15 | Сигнал, информации по скважности, двигатели 120 LH-SFI (лев.). | |
IC | Комбинация приборов. | |
16 | A/C | Система кондиционирования воздуха. |
17 | DI | Система зажигания с распределителем, двигатели 104, 119 и 120 (прав.) |
| Сигнал TD (временное разделение) (дизельные модели) | |
| Сигнал TN, двигатели LH-SFI. | |
18 | DI | Система зажигания с распределителем, двигатели LH-SFI. |
19 | DM | Диагностический модуль. |
20 | PSE | Пневматическое оборудование. |
21 | CF | Комфорт. |
23 | АТА | Противоугонная сигнализация. |
24-27 | Не используются. | |
28 | PTS | Система Парктроник. |
29 | Не используется. | |
30 | АВ | Подушки безопасности/натяжители ремней ETR (SRS) |
31 | RCL | Дистанционное управление единым замком. |
32-33 | Не используются. | |
34 | CNS | Система связи и навигации. |
35-38 | Не используется |
Считывание и удаление мигающих кодов
Считывание кодов производится при помощи простой схемы из кнопочного выключателя и светодиода. В зависимости от типа диагностического разъема и системы, подвергаемой диагностике, подключение производится соответственно представленному на иллюстрациях.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Диагностика электронной системы автоматического кондиционера воздуха (КВ)
Диагностические коды помимо специального сканера могут быть считаны с дисплея блока управления КВ. Коды неисправностей сохраняются даже при отключении аккумуляторной батареи.
Считывание кодов
Включите зажигание;
Переведите рукоятки выбора температуры в положения HI левую и LO правую;
В течение 20 сек после перевода рукояток одновременно нажмите и удерживайте в течение 5 сек кнопки REST и EC;
Светодиод клавиши RECIRCULATION начнет мигать и на дисплее появится OFF;
Нажмите правую кнопку AUTO более 1 сек. Если неисправности в памяти не зафиксированы, в левой части дисплея появится E, а в правой FF. В противном случае в левой части индицируется Ebl, а в правой - код неисправности (обратитесь к списку кодов КВ ниже);
Для вывода кода следующей неисправности нажмите кнопку AUTO;
Для стирания кодов после их полного считывания нажмите правую и левую кнопки AUTO более 2 сек. В левой части дисплея индицируется d, в правой FF;
При нажатии правой кнопки AUTO происходит восстановление стертых кодов (сравните с кодами, записанными ранее);
После удаления кодов в левой части дисплея индицируется E, в правой FF;
Установите рукоятку выбора температуры в нормальное положение;
Выключите зажигание.
Комментарии