Знакомство с электрической схемой
Чтобы все потребители электроэнергии (фары, радио и т. п.) обеспечить током, в легковом автомобиле проложено до 1000 м проводов. Если хотят обнаружить неисправность в электрической системе или установить дополнительные электрические комплектующие, то без электрической схемы обойтись невозможно. Руководствуясь схемой, можно об наружить наличие электрического тока и разъемы проводов. Соответствующая электрическая цепь обязательно должна быть замкнута, иначе электрический ток в ней будет отсутствовать. Недостаточно, например, подачи напряжения к положительной клемме фары, если одновременно электрическая цепь не замкнута через массу.
Поэтому провод массы аккумуляторной батареи соединен также с кузовом автомобиля. Однако иногда этого соединения с массой недостаточно, и соответствующий потребитель соединяется с массой непосредственно проводом, который, как правило, окра шен в коричневый цвет. В отдельной электрической цепи могут быть соединены выключатель, реле, предохранители, измерительные приборы, электрические двигатели или другие электрические детали. Чтобы иметь возможность правильно подключать эти детали, отдельные контакты имеют соответствующие маркировки.
Чтобы визуально упорядочить переплетение проводов, по крайней мере на электрической схеме, отдельные линии тока расположены вертикально рядом друг с другом и пронумерованы.
Вертикальные линии подходят вверху к выделенному большей частью серым цветом полю. Это поле символизирует плату реле с держателями предохранителей и. вместе с тем, положительные разъемы электрической цепи. Прежде всего, на плате реле находится также внутренний провод массы (клемма 31 ). Тонкие штрихи на поле поясняют, как и какие электрические цепи внутри платы реле подключены друг к другу. Внизу линия электрической цепи соединяется с горизонтальной линией, символизирующей соединение с корпусом автомобиля. Соединение с массой выполняется обычно непосредственно через корпус или через провод от расположенного на кузове разъема массы. Когда электрическая цепьоканчивается квадратом, в котором стоит цифра, то эта цифра указывает номер линии тока, к которой далее подводится эта электрическая цепь. В описании под соответствующей электрической схемой названы отдельные ее элементы. В левом столбце дано сокращенное обозначение элементов, состоящее из буквы и порядкового номера, содержащего от одной до трех цифр. В правом столбце приведено название элементов.
Буквенные обозначения важнейших деталей:
Буквенное обозначение | Деталь |
А | аккумуляторная батарея |
В | стартер |
С | генератор переменного тока |
D | выключатель зажигания и стартера |
Е | ручной выключатель |
F | механический выключатель |
G | датчик, прибор контроля |
Н | звуковой сигнал, двухтоновый звуковой сигнал, электромагнитный звуковой сигнал |
J | реле, блок управления |
K,L,M,W,X | сигнализаторы, лампы, фонари |
N | электромагнитные клапаны, сопротивления, коммутаторы |
0 | распределитель зажигания |
P.Q | наконечники свечей зажигания, свечи зажигания |
R | радио |
S | предохранители |
T | штекерные разъемы |
V | электродвигатели |
Для более точного распознавания к буквенным обозначениям добавляются еще и цифровые. Реле и электронные блоки управления, как правило, выделены серым цветом. Нанесенные внутри них линии относятся к внутренней проводке. Они показывают, каким образом реле и другие электрические/электронные детали соединяются как друг с другом, так и с платой реле. Цифра в черном квадрате обозначает место реле на плате реле с держателем предохранителей. Непосредственно у обозначенного реле находится обозначение контактов. Пример: Если на электрической схеме контакты обозначены цифрами 17/87, то цифра 17 — это обозначение клеммы на плате реле, а 87 — это обозначение клеммы у реле/блока управления. Обозначение клемм дано в соответствии с промышленным стандартом ФРГ (DIN).
Важнейшие обозначения клемм:
Клемма 30. К этой клемме всегда подводится напряжение аккумуляторной батареи. Провода в большинстве красные или красные с цветными полосами.
Клемма 31 соединяется с массой. Провода соединения с массой имеют, как правило, коричневый цвет.
Клемма 15 запитывается через замок зажигания. Ток по проводам течет только при включенном зажигании. Провода обычно зеленые или зеленые с цветными полосами.
Клемма X запитывается также только при включенном зажигании, однако питание прерывается, когда включается стартер. Благодаря этому в процессе запуска двигателя система зажигания получает полную мощность аккумуляторной батареи. Все значительные потребители тока подключены к этой электрической цепи. Фары дальнего света питаются током также через эту клемму. Так при включенном дальнем свете и выключенном зажигании происходит автоматическое переключение на стояночные огни.
На электрической схеме у отдельных проводов приведены цифры с расположенными под ними комбинациями букв.
Пример: 1,5 ws/ge
Цифры показывают, какое поперечное сечение имеет данный провод, а буквы указывают его цвет. Если буквенное обозначение состоит из двух групп, как в примере, то первая группа букв указывает основной цвет провода (ws — белый], а вторая группа — его дополнительный цвет (де — желтый]. Поскольку случается, что провода одного цвета применяются в различных электрических цепях, рекомендуется контролировать комбинации цветов проводов у соответствующих соединительных клемм. Белые провода для различения дополнительно имеют номер, который на электрической схеме стоит под обозначением цвета.
Расшифровка цвета проводов
bl — синий
br — коричневый
ge — желтый
gn —зеленый
gr — серый
li — лиловый
оr—оранжевый
rо — красный
sw —черный
ws — белый
Провода,которые соединены друг с другом посредством одно- или многоконтактных штекерных разъемов, наряду с буквой «Т» для штекерного разьема имеют дополнительную цифровую комбинацию.
Пример: Т2р — штекерный разьем, 2-контактный: Т32/27 — штекерный разьем, 32-контактный, с точкой контакта 27.
На электрической схеме все потребители и выключатели показаны в состоянии покоя. Изменяющееся течение
тока после включения выключателя поясняется на примере двухпозиционного выключателя: Если выключатель 01242 путем нажатия ставится в первую позицию, то ток, идущий от клеммы 82, течет через клемму 83. Вторая перемычка также передвигается на одну позицию, однако включения при этом не происходит. Лишь после нажатия выключателя во вторую позицию вторая перемычка соединяет внутренний провод 82 с проводом 84, и теперь ток через провод 84 подается дальше. При этом через внутреннее соединение в выключателе, а именно через провод, отходящий под прямым углом от провода 83, продолжает течь ток, поданный при включении выключателя в первую позицию.
Внимание: Предохранители в держателях, начиная с позиции 23, на электрических схемах обозначаются с цифры 223.
Комментарии