Информационные датчики

За дополнительной информацией о расположении и диагностике информационных датчиков, описанных в этом Разделе, обращайтесь к Главам Система питания и Система зажигания.

Датчик температуры охладителя

Общее описание

Датчик температуры охладителя (показан стрелкой) обычно расположен рядом с измерителем температуры, возле регулятора давления топлива и представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в соответствии с температурой). Изменение сопротивления определяет падение напряжения на датчике. При низких температурах сопротивление датчика высокое. При повышении температуры сопротивление падает. Отказы в цепи датчика в большинстве случаев происходят из-за ослабления контакта провода или его короткого замыкания; если проблем с проводами не наблюдается, проверьте датчик, как описано ниже.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При проверке датчика, прежде всего измерьте его сопротивление в холодном состоянии (обычно от 2100 до 2900 Ом).
  1. Далее запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Сопротивление должно быть ниже (обычно от 270 до 400 Ом).

Если ограничительный доступ к датчику температуры затрудняет подключение к его контактам электрических щупов, снимите датчик, как описано ниже, и произведите проверку в емкости с нагретой водой, имитирующей рабочие условия.


Перед началом этой процедуры дождитесь полного остывания двигателя.

Замена

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для снятия датчика нажмите на пружинный стопор, отсоедините электрический разъем, затем осторожно выверните датчик. Будьте готовы к вытеканию небольшого количества охладителя; для уменьшения вытекания приготовьте новый датчик и установите его как можно быстрее.

Обращайтесь с датчиком охладителя очень осторожно. Повреждение этого датчика повлияет на работу всей системы впрыска топлива.


Перед снятием датчика может потребоваться слить из радиатора небольшое количество охладителя.

  1. Перед установкой датчика убедитесь, что его резьба чистая и нанесите на нее небольшое количество компаунда.
  2. Установка обратна снятию.

Датчик концентрации кислорода

Общее описание

Обычно датчики кислорода установлены на автомобили с каталитическим преобразователем. Большинство датчиков кислорода расположены в выхлопной трубе за выпускным коллектором. На модели 535 датчик кислорода установлен в каталитическом преобразователе. Электрический разъем датчика для облегчения доступа обращен в сторону передней панели (левая сторона).


Датчик кислорода (показан стрелкой) обычно расположен в выхлопной трубе за выпускным коллектором, отслеживает концентрацию кислорода в выхлопных газах.

Кислород в выхлопных газах взаимодействует с датчиком кислорода и создает напряжение, изменяющееся от 0.1 В (высокая концентрация кислорода, бедная смесь) до 0.9 В (низкая концентрация кислорода, богатая смесь). ECU постоянно отслеживает это изменение напряжения, чтобы определять соотношение кислорода и топлива в смеси. ECU, управляя длительностью импульса открывания топливных инжекторов (время открытия) изменяет отношение воздуха/ топливной смеси. Топливная смесь из 14.7 частей воздуха и 1 части топлива является идеальной смесью для минимизации токсичности отработавших газов, позволяя каталитическому преобразователю работать с наибольшей эффективностью. Именно это отношение 14.7 к 1 ECU и датчик кислорода пытаются поддерживать все время.

Датчик кислорода не вырабатывает никакого напряжения, если его температура ниже нормальной рабочей около 320° С. Во время этого начального периода прогрева ECU работает в режиме “открытого контура” (то есть, без информации от датчика).

Когда двигатель прогревается до нормальной рабочей температуры и/или проработал в течение двух или более минут и если датчик кислорода вырабатывает постоянное напряжение ниже 0.45 В при 1500 об/мин или больших оборотах, активизируется память кодов отказов ECU.

Если появляется проблема с датчиком кислорода или его цепью, ECU работает в режиме “открытого контура”, то есть он управляет подачей топлива в соответствии с запрограммированным значением кодов отказов вместо информации от датчика кислорода.

Правильная работа датчика кислорода зависит от четырех условий:

  1. Электрическое - Низкое напряжение, вырабатываемое датчиком, зависит от качественных, чистых контактов, которые следует проверять всякий раз при подозрении или обнаружении неправильной работы датчика.
  2. Поступления наружного воздуха - Конструкция датчика предусматривает поступление воздуха во внутреннюю часть датчика. Всякий раз при снятии датчика убедитесь, что воздушные каналы не закупорены.
  3. Правильная рабочая температура - ECU не реагирует на сигналы датчика температуры, пока он не прогреется, приблизительно, до 320° С. Этот фактор должен быть учтен при оценке работоспособности датчика.
  4. Неэтилированное топливо - Применение неэтилированного топлива существенно для правильной работы датчика. Убедитесь, что Вы применяете именно такое топливо.

В дополнение к приведенным выше условиям особое внимание следует обратить на обслуживание датчика.

  • Датчик кислорода оснащен кабелем с электрическим разъемом, которые не должны отсоединяться от датчика. Повреждение или отсоединение кабеля или разъема неблагоприятно сказывается на работе датчика.
  • Смазка, грязь или другие посторонние вещества недопустимы на электрическом разъеме и на перфорированном конце датчика.
  • Не применяйте на датчике очищающие растворители любого типа.
  • Не роняйте датчик и обращайтесь с ним осторожно.
  • Силиконовый чехол следует устанавливать правильно, чтобы он не расплавился и датчик работал правильно.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Прогрейте двигатель и оставьте его работать на холостом ходу. Отсоедините от датчика кислорода электрический разъем и подключите к выходному контакту датчика положительный щуп вольтметра (обратитесь к следующей таблице), а отрицательный щуп - к корпусу. Датчик кислорода, будучи прогретым (до 320° С), вырабатывает очень небольшой сигнал напряжения. Обычно напряжение сигнала находится в пределах от 0.1 до 1.0 В).

Варианты разъемов датчиков кислорода со стороны кабеля. Для процедур проверок используйте соответствующие контакты датчика (существует три различных четырехпроводных разъема датчиков кислорода - не перепутайте их).


Электрические разъемы большинства датчиков кислорода расположены в задней части двигателя возле передней панели. Найдите большой резиновый чехол с толстым кабелем. На ранних моделях 535i разъем цепи нагревателя датчика кислорода находится под автомобилем. Найдите небольшую защитную крышку. Эти модели должны иметь собственный датчик кислорода, чтобы доступ к нему был аналогичным с другими моделями. О дополнительной информации проконсультируйтесь у дилера.

  1. Отслеживая напряжение, увеличьте, а затем уменьшите обороты двигателя.
  2. При увеличении оборотов напряжение должно возрасти до 0.5 - 1.0 В. При снижении оборотов напряжение должно уменьшаться до 0 - 0.4 В.
  3. Если применен, осмотрите нагреватель датчика кислорода (модели с многопроводными датчиками). При включенном зажигании отсоедините электрический разъем датчика кислорода и подключите к контактам, указанным в таблице (смотри ниже), вольтметр. Между контактами должно быть напряжение батареи (приблизительно, 12 В).
  4. Если показания неправильные, проверьте реле нагревателя датчика кислорода (смотри Главу Система бортового электрооборудования). Если информация о реле недоступна, определите точное расположение реле нагревателя датчика кислорода по руководству для владельца автомобиля. На реле должно поступать напряжение аккумуляторной батареи.
  5. Если датчик кислорода не проходит хотя бы одну из этих проверок, замените датчик.

Замена

В связи с тем: что датчик установлен в выпускном коллекторе, преобразователе или трубе, которые сжимаются при охлаждении, датчик кислорода может оказаться очень трудно вывернуть на холодном двигателе. Вместо того, чтобы рисковать повредить датчик (если Вы планируете использовать его вновь в другом коллекторе или трубе), запустите двигатель и дайте поработать минуту или две, затем заглушите его. Не обожгитесь при выполнении следующей процедуры.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.

Если радиоприемник на Вашем автомобиле оснащен системой защиты от похищения, перед отключением аккумуляторной батареи убедитесь, что известен правильный код активизации. Перед отсоединением провода обратитесь за информацией к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка.


Если после подключения батареи на дисплее приборной панели появляется сообщение на другом языке, за процедурой установки языка обратитесь к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка.

  1. Поднимите автомобиль и установите его на подставки.
  2. Отсоедините от датчика электрический разъем.
  3. Осторожно отверните датчик.

Чрезмерные усилие может повредить резьбу.

  1. Для облегчения последующего снятия на резьбу датчика следует нанести высокотемпературный антикоррозийный компаунд. Резьба нового датчика уже покрыта таким компаундом, но если снимается и устанавливается старый датчик, то нанесите на резьбу компаунд.
  2. Установите датчик и туго затяните его.
  3. Присоедините к основному кабелю двигателя электрический разъем кабеля датчика.
  4. Опустите автомобиль и подключите батарею.
Тип датчика кислорода Выходной сигнал датчика Питание нагревателя (12 В)
Не подогреваемый (однопроводный) черный провод (+) отсутствует
Подогреваемый (трехпроводный) контакт 1 (+) контакты 3 (+) и 2 (-)
Подогреваемый (четырехпроводный) контакт 2 (+) контакты 4 (+) и 3 (-)

Датчик положения дросселя (TPS)

Общее описание

Датчик положения дросселя (TPS) расположен на конце вала дросселя в корпусе дросселя. Отслеживая выходное напряжение TPS, ECU может на основе знания угла поворота клапана дросселя определить подачу топлива (заданное водителем). В этой системе TPS работает в большей мере как выключатель, чем как потенциометр. Одна группа контактов выключателя клапана дросселя замкнута (соединение контактов) только на холостом ходу. Вторая группа контактов замыкается при полном открытии дросселя. Между этими положениями обе группы контактов разомкнуты (нет соединения). Испорченный или ослабленный TPS может вызвать нестабильный впрыск топлива и нестабильные обороты холостого хода, так как ECU решит, что дроссель перемещается.

Все модели (кроме ранних моделей 535i с автоматической трансмиссией) имеют объединенный выключатель холостого хода и полного дросселя; отдельный выключатель холостого хода указывает на закрытое положение дросселя, в то время, как TPS используется для обозначения полного открытого дросселя. На моделях 535i с автоматической трансмиссией TPS соединен прямо с блоком управления автоматической трансмиссии. При полностью открытом дросселе блок управления трансмиссии направляет сигнал об открытом дросселе в блок контроля Motronic.

Все модели, кроме ранних 535i с автоматической трансмиссией

Проверка

TPS системы L-Jetronic расположен под впускным трубопроводом (контакты показаны).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините от TPS электрический разъем и подключите к контактам 2 и 18 омметр. Проверьте замыкание между контактами 2 и 18 при закрытом дросселе (показана поздняя система Motronic).
  1. Слегка приоткройте рукой дроссель. Медленно отпускайте дроссель, чтобы до стопора осталось 0.2 - 0.6 мм. Омметр должен показывать замыкание.
  1. Проверьте сопротивление между контактами 3 и 18 при открытом дросселе. Должно быть замыкание в пределах 8-12 градусов от полностью открытого положения. Если показания неправильные, отрегулируйте TPS.
  1. Если все показания сопротивлений правильные и TPS правильно отрегулирован, проверьте питание датчика (5 В) и при необходимости просмотрите провода между датчиком и ECU (смотри Главу Система бортового электрооборудования).

Регулировка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если регулировка не соответствует требованиям (п. 1-2), ослабьте винты TPS и поверните датчик в правильное положение. Следуйте процедуре проверки TPS, приведенной выше, и, завершив регулировку, затяните винты.
  2. Проверьте TPS еще раз; если показания правильные, присоедините разъем кабеля TPS.

Ранние модели 535i с автоматической трансмиссией

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сначала проверьте замыкание TPS. Для проверки замыкания выполните процедуры п. 1-2.
  2. Далее проверьте выключатель положения холостого хода. Отсоедините разъем кабеля выключателя положения холостого хода и подключите к контактам 1 и 2 омметр. Должно быть замыкание. Слегка приоткройте дроссель и измерьте сопротивление. Замыкания не должно быть.

Выключатель положения холостого хода и TPS на ранних моделях 535i с автоматической трансмиссией.

  1. Проверьте правильность сигналов выходного напряжения TPS при закрытом дросселе и включенном зажигании. Подключите щуп вольтметра к контакту 3 (черный провод) с задней стороны разъема TPS и проверьте напряжение относительно корпуса. Должно быть 5 В. Также, проверьте напряжение между контактом 3 (черный провод) и контактом 1 (коричневый провод). Здесь также должно быть 5 В.
  2. Проверьте напряжение между контактом 2 (желтый провод) и контактом 1 (коричневый провод) и медленно откройте дроссель. Напряжение должно постоянно повышаться от 0.7 В (дроссель закрыт) до 4.8 В (дроссель полностью открыт).

Регулировка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Во-первых, измерьте стабилизированное напряжение. При включенном зажигании и полностью закрытом дросселе измерьте напряжение между контактом 3 (черный провод) и контактом 1 (коричневый провод). Оно должно составлять около 5 В.
  2. Далее, ослабьте винты крепления датчика и подключите между контактом 2 (желтый провод) и контактом 3 (черный провод) вольтметр. При полностью открытом дросселе вращайте выключатель до тех пор, пока напряжение не станет на 0.20 - 0.24 В меньше стабилизированного напряжения.

Для измерения таких небольших изменений напряжения потребуется цифровой вольтметр.

  1. Проверьте TPS еще раз; если показания правильные, присоедините к TPS электрический разъем. Целесообразно краской или компаундом для фиксации резьб застопорить винты TPS.

Измеритель потока воздуха

Общее описание

Измеритель потока воздуха расположен во впускном воздуховоде. Измеритель потока воздуха измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. ECU использует эту информацию для управления подачей топлива. Большое количество воздуха означает ускорение, в то время как малое количество воздуха означает замедление или холостой ход. По поводу всех диагностических проверок и процедур замены для измерителя потока воздуха обратитесь к Главе Система питания.

Датчики момента зажигания

Момент зажигания в системах Motronic управляется электронным способом и регулировке не подлежит. При запуске датчик положения коленчатого вала передает в ECU сигнал и этим определяется начальная точка момента зажигания. Когда двигатель работает, то момент зажигания непрерывно изменяется в зависимости от различных входных в ECU сигналов. Обороты двигателя определяются датчиком оборотов. В ранних системах Motronic реперный датчик и датчик оборотов установлены над маховиком на картере сцепления. В поздних системах Motronic имеется единый датчик (датчик импульсов), установленный над шкивом коленчатого вала. Этот датчик работает как датчик оборотов и как датчик положения. За дополнительной информацией обращайтесь к Главе Система зажигания.

Некоторые модели оборудованы датчиком ВМТ в передней части двигателя. Этот датчик относится к блоку сервисного тестирования BMW и не является частью системы зажигания Motronic.




1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *