3.4. Четырехступенчатая коробка передач

3.4.1. Особенности устройства


Четырехступенчатая коробка передач

 Четырехступенчатая коробка передач ГАЗ 3110

1 – удлинитель картера коробки передач;
2 – вторичный вал;
3 – стопорное кольцо;
4 – упорная шайба;
5 – резьбовая пробка;
6 – гайка;
7 – штифт;
8 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
9 – промежуточная шестерня заднего хода;
10 – блок шестерен;
11 – игольчатый подшипник;
12 – маслозаливная пробка;
13 – картер коробки передач;
14 – ось блока шестерен;
15 – катушка зажигания;
16 – стопорное кольцо;
17 –стопорное кольцо;
18 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой;
19 – первичный вал;
20 – маслоотражатель;
21 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала;
22 – болт;
23 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4-й передачи;
24
– синхронизатор 3-й и 4-й передач;
25 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи;
26 – вилка переключения 3-й и 4-й передач;
27 – шестерня 3-й передачи;
28 – болт;
29 – шестерня 2-й передачи;
30 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи;
31 – синхронизатор 1-й и 2-й передач;
32
– блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи;
33 – шестерня 1-й передачи;
34 – рукоятка;
35 – верхняя часть рычага переключения передач;
36 – упорный конус;
37 – верхняя подушка рычага;
38 – распорная втулка;
39 – нижняя подушка рычага;
40 – запорная втулка;
41 – уплотнитель верхней крышки;
42 – нижняя часть рычага переключения передач;
43 – пружина рычага;
44 – штифт;
45 – шток включения 3-й и 4-й передач;
46 – крышка коробки передач;
47 – стопорное кольцо;
48 – регулировочная шайба;
49 – задний подшипник вторичного вала;
50 – ведущая шестерня привода спидометра;
51 – сталеалюминиевая втулка;
52 – сальник;
53 – стопорный палец штоков;
54 – стопорный плунжер штоков;
55 – выключатель света заднего хода;
56 – шарик фиксатора;
57 – пружина фиксатора;
58 – резьбовая пробка;
59 – шток включения заднего хода;
60 – рычаг включения заднего хода;
61 – шток включения 1-й и 2-й передач

Четырехступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему (рис.).

Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава, к нему четырьмя гайками присоединен удлинитель. Для герметичности между картером и удлинителем установлена прокладка.

Шестерня первичного вала, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й передач находятся в постоянном зацеплении с блоком шестерен. Эти шестерни косозубые и сидят на шлифованных поверхностях вторичного вала. Шестерня заднего хода прямозубая и выполнена за одно целое со скользящей муфтой синхронизатора 1-й и 2-й передач.

Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.

Осевые перемещения деталей вторичного вала ограничиваются стопорными кольцами, упорной шайбой с подпружиненным штифтом, буртиком вторичного вала и регулировочной шайбой.

Шариковые подшипники первичного и вторичного валов фиксируются в картерах стопорными кольцами.

Блок шестерен вращается на трех игольчатых подшипниках. Осевой зазор блока шестерен ограничивается двумя упорными шайбами разного размера с обеих сторон.

Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух плунжеров и стопорного пальца. Штоки переключения передач фиксируются шариками, нагруженными пружинами.

Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, устраняющим его вибрацию на больших оборотах двигателя.

Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из

которых установлен в крышке подшипника первичного вала, а два других — в удлинителе.

Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.

Таблица 3.4. Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей четырехступенчатой коробки передач

Наименование детали
Номинальный диаметр, мм
Наименование сопрягаемых деталей
Номинальный диаметр, мм
Подшипник первичного вала
75 –0,011
Картер коробки передач
75 +0,007
75 –0,013
Подшипник вторичного вала
75 –0,011
Удлинитель
75 +0,007
75 –0,013
Картер коробки передач
106 +0,021
Удлинитель
106 –0,023
Картер коробки передач
28 +0,023
Ось блока шестерен (передний конец)
28 +0,037
28 +0,028
Картер коробки передач
26,5 +0,023
Ось блока шестерен (задний конец)
26,5 +0,037
26,5 +0,028
Картер коробки передач
20 +0,006
20 –0,017
Ось промежуточной шестерни заднего хода (передний конец)
20 –0,020
20 –0,033
Картер коробки передач
20 +0,006
20 –0,017
Ось промежуточной шестерни заднего хода (задний конец)
20 –0,036
20 +0,015
Картер сцепления
116 +0,035
Крышка подшипника первичного вала
116 –0,010
116 –0,050
Блок шестерен
27,213 +0,025
Ось блока шестерен, иглы подшипника
20,2 –0,012 +
2·3,5–0,010
Первичный вал
30,254 +0,025
Вторичный вал, роликовый подшипник
19,235 –0,013 +
2·5,5 –0,017
Шестерня 1-й передачи
35 +0,050
35 +0,025
Вторичный вал
35 –0,017
Шестерня 2-й передачи
43 +0,075
43 +0,050
Вторичный вал
43 –0,017
Шестерня 3-й передачи
35 +0,075
35 +0,050
Вторичный вал
35 –0,017
Ступица синхронизатора
1-й, 2-й передач
6 +0,027

ширина венца
Вторичный вал
6 –0,013
6 –0,070
Ступица синхронизатора
3-й, 4-й передач
5 +0,027

ширина венца
Вторичный вал
5 –0,013
5 –0,070
Скользящая вилка карданной передачи
2,068 +0,045
2,068 +0,020
Вторичный вал
2,068 –0,080
2,068 –0,120
Крышка коробки передач
13 +0,080
13 +0,045
Штоки включения передач
13 –0,012

Наименование детали
Зазор, мм
Натяг, мм
min
max
min
max
Подшипник первичного вала
__
0,018
__
0,013
Подшипник вторичного вала
__
0,018
__
0,013
Картер коробки передач
0,000
0,044
__
__
Картер коробки передач
__
__
0,005
0,037
Картер коробки передач
__
__
0,005
0,037
Картер коробки передач
0,003
0,039
__
__
Картер коробки передач
__
__
0,009
0,053
Картер сцепления
0,010
0,085
__
__
Блок шестерен
0,013
суммарный
0,070
суммарный
__
__
Первичный вал
0,019
суммарный
0,071
суммарный
__
__
Шестерня 1-й передачи
0,025
0,067
__
__
Шестерня 2-й передачи
0,050
0,092
__
__
Шестерня 3-й передачи
0,050
0,092
__
__
Ступица синхронизатора
1-й, 2-й передач
0,013
0,097
__
__
Ступица синхронизатора
3-й, 4-й передач
0,013
0,097
__
__
Скользящая вилка карданной передачи
0,100
0,165
__
__
Крышка коробки передач
0,045
0,092
__
__

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *