Вам потребуются: ключи "на 10", "на 12", "на 14", головки "на 15", "на 19", молоток.
1. Снимите головку блока цилиндров (см. "Снятие и установка головки блока цилиндров"). |
2. Снимите масляный картер двигателя и прокладку картера (см. "Замена прокладки масляного картера"). |
3. Снимите масляный насос (см. "Снятие, ремонт и установка масляного насоса"). |
4. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш. |
5. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш. |
ПРИМЕЧАНИЯ Если собираетесь устанавливать прежние вкладыши, пометьте их номером цилиндра. Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны — пометьте шатун и крышку номером цилиндра. |
6. Выньте остальные поршни с шатунами. |
7. С помощью съемника снимите поршневые кольца или, при его отсутствии, осторожно разгибая кольца у замков. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не разгибайте кольца на величину большую, чем это требуется для их снятия, иначе возможно нарушение формы колец или их поломка. |
8. Снимите стопорные кольца с двух сторон поршня. | 9. Выпрессуйте специальным приспособлением поршневые пальцы. Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Выньте шатун 2 из поршня 3. |
10. Снимите остальные поршни с шатунов. |
11. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца. |
12. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, поршни замените. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 91,9 мм, поршень замените. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,024–0,048 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г и Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить измерением поршня и цилиндра. В запасные части поставляются поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись "406" (поршень номинального диаметра), "406АР" (диаметр, увеличенный на 0,5 мм), "406БР" (диаметр, увеличенный на 1,0 мм). |
13. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,05–0,087 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные, нужно заменить кольца или поршни. | 14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (в разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных. Если зазор превышает указанный, кольцо замените. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тисках. При этом кольцо перемещайте по напильнику вверх-вниз. |
15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и маркированы краской. Палец маркирют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в табл. 4.3. Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп. |
16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г. |
17. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются задиры, выкрашивания и т.д., замените вкладыши. |
18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия (60+0,019) мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия (22 +0,007 –0,003) мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 4.4. |
19. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Перед этим нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись "Перед" на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень. |
ПРИМЕЧАНИЕ На верхнем компрессионном кольце имеется надпись "Верх", кольцо должно устанавливаться на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх к днищу поршня. |
Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ ("замок") на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ ("замок") вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Поверните поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливается поршень, находилась в НМТ. Вставьте поршень с шатуном в цилиндр, при этом надпись "Перед" на бобышке поршня должна быть обращена вперед двигателя (к приводу распределительных валов).
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется на шатунные болты надеть втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов). |
С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно сломать поршневые кольца. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна "села" на шатунную шейку коленчатого вала, снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты, при этом уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, располагались с одной стороны, а "замки" вкладышей должны располагаться друг против друга.
20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м). |
21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами. |
22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий. |
23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров. |
Комментарии