Кривошипно-шатунный механизм
Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
Характеристика | Значение |
Зазор между поршнем и цилиндром, мм | |
номинальный | |
| 0,016—0,040 |
| 0,025—0,035 |
предельно допустимый в эксплуатации | 0,10 |
Диаметр поршней *
Параметр, мм | Модель двигателя | |||
М 115.938 | М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | М 115.954 | |
номинальный | ||||
| 86,98 | 88,968—88,982 | 95,468—95,482 | 93,73 |
| — | 88,978—88,992 | 95,478—95,492 | — |
| — | 88,988—89,002 | 95,488—95,502 | |
1-й ремонтный размер | ||||
| 87,48 | 89,468—89,482 | 95,968—95,982 | 94,13 |
| — | 89,478—89,492 | 95,978—95,992 | — |
| — | 89,488—89,502 | 96,988—96,002 | — |
2-й ремонтный размер | ||||
| 87,98 | 89,968—89,982 | 96,468—96,482 | 94,53 |
| — | 89,978—89,992 | 96,478—96,492 | — |
| — | 89,988—90,002 | 96,488—96,502 | — |
3-й ремонтный размер | ||||
| 88,48 | — | — | — |
Параметр, мм | М 123.920, М 123.921 | М 110.923 | М 110.984, М 110.988 | |
номинальный | ||||
| 85,98 | 85,98 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
1-й ремонтный размер | ||||
| 86,48 | 86,48 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
2-й ремонтный размер | ||||
| 86,98 | 86,98 | ||
| — | — | ||
| — | — | ||
3-й ремонтный размер | ||||
| — | — |
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
Параметр, мм | Модель двигателя | |
М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | |
Диаметр | ||
| 23,995—24,000 | |
| 15,5 | |
Длина | — | |
Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна | 0,007—0,02 | |
Зазор между пальцем и бобышкой поршня | 0,002—0,012 |
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
Параметр, мм | Модель двигателя | |||
М 115.938 | М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | М 115.954 | |
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,05—0,08 | 0,05—0,085 | 0,050—0,085 | |
нижнее компрессионное кольцо | 0,03—0,06 | 0,01—0,03 | 0,03—0,06 | |
маслосъемное кольцо | 0,01—0,04 | 0,01—0,045 | 0,01—0,04 | |
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,15 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,10 | |||
маслосъемное кольцо | 0,16 | 0,10 | 0,16 | |
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,30—0,55 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,25—0,45 | |||
маслосъемное кольцо | 0,25—0,50 | |||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
нижнее компрессионное кольцо | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
маслосъемное кольцо | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
Параметр, мм | М 123.920, М 123.921 | М 110.923 | М 110.984, М 110.988 | |
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,050—0,085 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,03—0,06 | |||
маслосъемное кольцо | 0,01—0,04 | |||
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,15 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,10 | |||
маслосъемное кольцо | 0,16 | |||
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 0,30—0,55 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,25—0,45 | |||
маслосъемное кольцо | 0,25—0,50 | |||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо | 1,0 | |||
нижнее компрессионное кольцо | 0,8 | |||
маслосъемное кольцо | 0,8 |
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
Характеристика | Значение |
Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм | |
| 0,045 |
| 0,030 |
| 0,040 |
| 0,040 |
Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм | 0,002 |
Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм | 0,02 |
Характеристики шатунов
Параметр, мм | Модель двигателя | |||
М 115.938 | М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | М 115.954 | |
Диаметр нижней головки шатуна | 55,60—55,62 | 51,60—51,619 | 55,60—55,62 | |
Диаметр верхней головки шатуна | 29,00—29,02 | 27,00—27,021 | 29,00—29,02 | |
Внутренний диаметр втулки верхней головки | 26,012—26,018 | 24,007—24,015 | 26,012—26,018 | |
Расстояние между осями отверстии головок | 148,95—149,05 | 144,95—145,05 | 148,95—149,05 | |
Ширина нижней головки | 32.08—32,10 | 27,857—27,90 | 32.08—32.10 | |
Параметр, мм | М 123.920, М 123.921 | М 110.923 | М 110.984, М 110.988 | |
Диаметр нижней головки шатуна | 51,60—51,62 | |||
Диаметр верхней головки шатуна | 26,00—26,02 | |||
Внутренний диаметр втулки верхней головки | 23,007—23,013 | |||
Расстояние между осями отверстии головок | 130,95—131,05 | |||
Ширина нижней головки | 27,86—27,89 |
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
Характеристика | Значение |
Диаметр резьбы | М9х1 |
Диаметр стержня, мм | |
М 102 | |
| 8,3—8,4 |
| 8,0 |
М 115 | |
| 8,3—8,4 |
| 8,0 |
М 110 | |
| 7,3—7,4 |
| 7,1 |
М 123 | |
| 7,3—7,4 |
| 7,1 |
Высота головки болта (М 102), мм | 5,0—5,2 |
Длина резьбовой части (М 102), мм | 40,0 |
Длина до головки (М 102), мм | 51,7—52,0 |
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
Характеристика | Значение |
Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм | 0,02 |
Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм | 2,5—3,0 |
Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм | 29,987—30,000 |
Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм | 0,030 |
Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм | 92,874—92,928 |
Нецилиндричность фланца, до, мм | 0,02 |
Биение фланца, до, мм | 0,012 |
Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм | |
| 0,07 |
| 0.10 |
Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
Характеристика | Значение |
Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм | |
| 0,025—0,045 |
| 0,070 |
Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм | |
| 0,030—0,050 |
| 0,070 |
Осевой зазор коленчатого вала, мм | |
| 0,06—0,22 |
| 0,30 |
Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм | |
| 0,11—0,23 |
| 0,50 |
Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм | 0,025 |
Допустимая конусность в эксплуатации, мм | |
| 0,010 |
| 0,015 |
Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см | 15 |
Параметры коленчатых валов
Параметр, мм | Модель двигателя | |||
М 115.938 | М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | М 115.954 | |
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный | ||||
| 69,95—69,96 | 57,935—57,940 | 69,95—69,96 | |
| * | 57,940—57,945 | * | |
| * | 57,945—57,950 | * | |
| * | 57,950—57,955 | * | |
| * | 57,955—57,960 | * | |
| * | 57,960—57,965 | * | |
1-й ремонтный размер | 69,70—69,71 | 57,705—57,715 | 69,70—69,71 | |
2-й ремонтный размер | 69,45—69,46 | 57,455—57,465 | 69,45—69,46 | |
3-й ремонтный размер | 69,20—69,21 | 57,205—57,215 | 69,20—69,21 | |
4-й ремонтный размер | 68,95—68,96 | 57,955—57,965 | 68,95—68,96 | |
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная | 34,00—34,03 | 28,500—28,521 или 28,600—28,621 | 34,00—34,03 | |
1-й ремонтный размер | 34,00—34,03 | 28,700—28,721 | 34,00—34,03 | |
2-й ремонтный размер | до 34,60 | 28,900—28,921 | до 34,60 | |
3-й ремонтный размер | до 34,60 | 29,000—29,021 | до 34,60 | |
4-й ремонтный размер | до 34,60 | * | до 34,60 | |
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
| — | 23,979—24,000 | — | |
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная | 51,97—51,96 | 47,955—47,965 | 51,97—51,96 | |
1-й ремонтный размер | 51,70—51,71 | 47,705—47,715 | 51,70—51,71 | |
2-й ремонтный размер | 51,45—51,46 | 47,455—47,465 | 51,45—51,46 | |
3-й ремонтный размер | 51,20—51,21 | 47,205—47,215 | 51,20—51,21 | |
4-й ремонтный размер | 50,95—50,96 | 46,955—46,965 | 50,95—50,96 | |
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная | 32,0—32,1 | 27,000—28,034 | 32,0—32,1 | |
ремонтный размер | до 32,30 | до 28,30 | до 32,30 | |
Параметр, мм | М 123.920, М 123.921 | М 110.923 | М 110.984, М 110.988 | |
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный | ||||
| 59,95—59,96 | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
| * | |||
1-й ремонтный размер | 59,70—59,71 | |||
2-й ремонтный размер | 59,45—59,46 | |||
3-й ремонтный размер | 59,20—59,21 | |||
4-й ремонтный размер | 58,95—58,96 | |||
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная | 29,00—29,02 | |||
1-й ремонтный размер | 29,00—29,02 | |||
2-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
3-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
4-й ремонтный размер | до 29,60 | |||
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
— | — | — | ||
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная | 47,95—47,96 | |||
1-й ремонтный размер | 47,70—47,71 | |||
2-й ремонтный размер | 47,45—47,46 | |||
3-й ремонтный размер | 47,20—47,21 | |||
4-й ремонтный размер | 46,95—46,96 | |||
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная | 28,00—28,08 | |||
ремонтный размер | до 28,30 |
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.
Характеристика | Значение |
Ширина вкладышей, мм | |
Двигателей М 102 и М 115 | |
| 33,80—33,90 |
| 34,40—34,60 |
Двигателей М 110 и М 123 | |
| 28,78—28,90 |
| 29,40—29,60 |
Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.
Двигатели моделей М 102 выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников, увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума при работе двигателя. |
Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников
Параметр, мм | Модель двигателя | |||
М 115.938 | М 102.920, М 102.939 | М 102.980, М 102.982 | М 115.954 | |
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная | 2,25 | 2,25 | 2,25 | |
1-й ремонтный размер | 2,37 | 2,37 | 2,37 | |
2-й ремонтный размер | 2,50 | 2,50 | 2,50 | |
3-й ремонтный размер | 2,62 | 2,62 | 2,62 | |
4-й ремонтный размер | 2,75 | 2,75 | 2,75 | |
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная | 1,80 | 1,80 | ||
1-й ремонтный размер | 1,92 | 1,92 | ||
2-й ремонтный размер | 2,05 | 2,05 | ||
3-й ремонтный размер | 2,17 | 2,18 | 2,17 | |
4-й ремонтный размер | 2,30 | 2,30 | ||
Параметр, мм | М 123.920, М 123.921 | М 110.923 | М 110.984, М 110.988 | |
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная | 3,50 | |||
1-й ремонтный размер | 3,63 | |||
2-й ремонтный размер | 3,75 | |||
3-й ремонтный размер | 3,88 | |||
4-й ремонтный размер | 4,00 | |||
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная | 1,81 | |||
1-й ремонтный размер | 1,93 | |||
2-й ремонтный размер | 2,06 | |||
3-й ремонтный размер | 2,18 | |||
4-й ремонтный размер | 2,31 |
Маховик двигателя М 102
Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив сверления в коленчатом вале.
Характеристика | Значение |
Диаметр центрирующего буртика венца, мм | 275,31—275,39 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью кожуха сцепления, мм | 22,5—22,6 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта крепления маховика, мм | |
| 16,6 |
| 15,5 |
Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более, мм | 0,05 |
Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм | 222,0 |
Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм | 253,0 |
Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика, мм | |
| 8,5 |
| 8,0 |
Длина болта до головки, мм | |
| 22±0,2 |
| 22,5 |
Комментарии