Информационные датчики и исполнительные устройства - общая информация, проверка исправности функционирования, снятие и установка
Детали установки сервомотора IAC1 — TPS (с датчиком-выключателем закрытого положения дроссельной заслонки) | 3 — Уплотнительная прокладка |
Во избежание выхода из строя ЕСМ при выполнении описываемых ниже проверок используйте только цифровой вольтметр с высоким (свыше 10 МОм) импедансом! |
Оборудованный системой OBD-II автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для считывания кодов неисправностей с применением специального сканера. Существует лишь несколько проверок (связанных с выявлением причин отказов при запуске двигателя), которые владелец транспортного средства может выполнить самостоятельно, во всех остальных случаях автомобиль следует отогнать в автосервис. |
Кислородные датчики
Общая информация
Датчики О2, или l-зонды отслеживают процентное содержание кислорода в отработавших газах двигателя. Присутствующие в системе выпуска молекулы О2, вступая в реакцию с чувствительным элементом датчика, заставляют последний вырабатывать сигнальное напряжение. Амплитуда сигнала, в зависимости от концентрации кислорода может составлять от 0 до 1 В, причем сигнал ниже 0.4 В свидетельствует о высоком содержании О2, - обедненная воздушно-топливная смесь, свыше 0.6 В, - о низком (обогащенная смесь). ЕСМ непрерывно отслеживает поступающий от кислородного датчика сигнал, и на основании поступающих данных производит соответствующую корректировку состава воздушно-топливной, стараясь поддерживать его на оптимальном уровне (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, - стехиометрическое число), которому соответствует показание кислородного датчика 0.4 ÷ 0.6 В. Корректировка состава смеси производится за счет управления продолжительностью времени открывания инжекторов впрыска. Кислородный датчик начинает вырабатывать сигнальное напряжение только после того как будет прогрет до нормальной рабочей температуры, составляющей приблизительно 320°С. В виду сказанного, в процессе прогревания двигателя ЕСМ работает в режиме разомкнутого контура.
На моделях, оборудованных системой бортовой самодиагностики OBD-II обычно предусмотрено два кислородных датчика, один из которых устанавливается впереди каталитического преобразователя, другой - позади, что позволяет модулю управления поддерживать эффективность функционирования катализатора на максимальном уровне. Для ускорения выход датчиков в рабочий режим они могут оборудоваться электрическими нагревательными элементами.
Проверка
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Сервомотор системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
Общая информация
Сервопривод системы IAC осуществлен на шаговом электромоторе с питанием по постоянному току. Встроенный в сборку сервомотора датчик непрерывно отслеживает положение привода и выдает соответствующую информацию на PCM, осуществляющий общее управление функционированием системы стабилизации оборотов холостого хода.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT)
Общая информация
Как ясно из его названия, датчик ECT служит для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя. По конструкции датчик представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется обратно пропорционально изменению температуры. Датчик выдает снимаемую информацию на PCM, который использует получаемые данные при корректировках угла опережения зажигания, интенсивности потока EGR, состава воздушно-топливной смеси и пр. К датчику подведено два провода, по которым на него подается опорное напряжение в 5 В. Параметры выходного сигнала датчика определяются изменением зависящего от температуры сопротивления рабочего элемента.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
Общая информация
Датчик IAT входит в состав датчика измерения массы воздуха (MAF) и служит для контроля за температурой всасываемого в двигатель воздуха. Датчик, как и рассмотренный выше датчик ECT, представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Поступающую от датчика IAT информацию PCM использует при корректировках установок угла опережения зажигания и состава воздушно-топливной смеси. Кроме того, данная информация в комбинации с данными, поступающими от датчика давления используется при вычислении модулем управления массы подаваемого в цилиндры двигателя воздуха. Рабочий сигнал вырабатывается датчиком путем преобразования опорного 5-воьтового напряжения в соответствии с изменением сопротивления термочувствительного элемента сборки.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Датчик измерения массы воздуха (MAF)
Общая информация
Датчик MAF служит для измерения массы всасываемого в двигатель воздушного потока. Выдаваемая датчиком информация используется PCM при определении продолжительности времени открывания инжекторов. В качестве рабочего элемента (“горячий провод”)в датчике MAF используется тонкая платиновая проволока, намотанная на керамическую болванку и залитая стеклом. Нить нагревается до значения, превышающего температуру окружающей среды на 200°С, а рабочий элемент обдувается потоком всасываемого в двигатель воздуха. Рабочий сигнал, определяющий температуру всасываемого воздуха, снимается с “холодного” элемента датчика MAF (датчик IAT).
Опорное напряжение подается на датчик MAF с PCM, заземление также организовано через модуль управления. Датчик возвращает модулю сигнал, амплитуда которого пропорциональна силе тока, протекающего через “горячий провод” рабочего элемента и обеспечивающего поддержание температуры последнего на заданном уровне. Усиление обдува рабочего элемента приводит к снижению резистивного сопротивления “горячего провода” и для удерживания температуры на прежнем уровне требуется большая сила тока. Амплитуда информационных импульсов сигнала прямо пропорциональна силе протекающего через рабочий элемент провода и при исправном функционировании датчика должна возрастать с увеличением расхода всасываемого в двигатель воздуха.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||
|
Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)
Общая информация
Поступающая от датчика MAP информация является основополагающей в процессе управления компоновкой воздушно-топливной смеси. Используя данные о температуре и относительном давлении (данные об атмосферном давлении поступают с датчика BARO) во впускном трубопроводе, PCM вычисляет текущий расход всасываемого в двигатель воздуха и на основании анализа полученной информации определяет необходимо количество впрыскиваемого в камеры сгорания топлива.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
Общая информация
В основу конструкции датчика положения дроссельной заслонки (TPS) заложен потенциометр, т.е. резистор, сопротивление которого изменяется в результате механического перемещения подвижных компонентов. Датчик механически соединен с осью дроссельной заслонки и вырабатывает сигнальное напряжение, пропорциональное текущей величине сопротивления потенциометра, определяемой положением заслонки в корпусе дросселя. Сигнал с датчика выдается на PCM, который на основании анализа поступающих данных определяет положение и направление движения заслонки и соответствующим образом корректирует состав воздушно-топливной смеси, установку угла опережения зажигания и интенсивность подмешивания отработавших газов (EGR).
Модуль управления (PCM) организовывает подачу на TPS опорного напряжения (5 В) и заземления. Амплитуда рабочего сигнала датчика определяется положением ползунка связанного с осью дроссельной заслонки потенциометра и на холостых оборотах должна составлять около 0.9 В.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||
|
Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Датчик положения распределительного вала (CMP)
Общая информация
На основании анализа поступающей от датчика CMP информации PCM определяет положение поршня первого цилиндра двигателя и использует полученные данные при вычислении фаз газораспределения. При пропусках сигналов CMP модуль управления осуществляет впрыска топлива в цилиндры в соответствии с результатами последнего удачного вычисления, что исключает вероятность самопроизвольных остановов двигателя в случае выхода датчика CMP из строя (эффективность отдачи силового агрегата может при этом в значительной мере снижаться).
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Снятие и установка
Модели 1.6 л, 2.0 л DOHC и 1.8 л с 1997 г. вып.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Модели 1.5 л, 2.4 л, 3.0 л SOHC, 3.5 л и 1.8 л 1993 ÷ 1996 г.г. вып.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Модели 3.0 л DOHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Датчик положения/угла поворота коленчатого вала (CKP)
Общая информация
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Снятие и установка
Модели 2.0 л SOHC и 1.5 л 1990 ÷ 1996 г.г. вып.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Модели 1.6 л и 2.0 л DOHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Модели 1.8 л, 2.4 л, 3.0 л и 3.5 л с 1997 г. вып.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Комментарии