Обзор размещения контрольно-измерительных приборов, органов управления и пр. компонентов, доступ к которым может понадобиться водителю во время движения
1 — Монетодержатель
2 — Корректор направления оптических осей головных фар
3 — Выключатель антипробуксовочной системы (TCL)
4 — Левый комбинированный подрулевой переключатель (головные фары, указатели поворотов и т.п.)
5 — Переключатель дистанционного электрического управления наружными зеркалами заднего вида
6 — Выключатель передних противотуманных фар/задних туманных фонарей
7 — Замок зажигания
8 — Потенциометр регулировки яркости подсветки панели приборов
9 — Подушка безопасности водителя
10 — Приборный щиток
11 — Правый комбинированный подрулевой переключатель (очистители и омыватели стекол и линз головных фар)
12 — Цифровые часы
13 — Выключатель аварийной сигнализации
14 — Панель управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха
15 — Подушка безопасности переднего пассажира
16 — Магнитола
17 — Отделение для солнцезащитных очков
18 — Прикуриватель
19 — Пепельница
20 — Рычаг переключения передач РКПП/рычаг селектора АТ
21 — Переключатель выбора режимов АТ (только модели с АТ)
22 — Переключатель обогрева сидений
23 — Главный выключатель темпостата (система управления скоростью)
24 — Переключатель выбора скоростного режима темпостата
Схема расположения контрольных ламп комбинации приборов
1 — Индикатор режима функционирования темпостата
2 — Контрольные лампы указателей поворота
3 — Контрольная лампа включения передних противотуманных фар
4 — Контрольная лампа включения дальнего света головных фар
5 — Контрольная лампа включения задних туманных фонарей
6 — Индикатор режима АТ (только модели с АТ)
7 — Индикатор режимов функционирования антипробуксовочной системы (TCL)
8 — Контрольная лампа уровня жидкости омывания стекол
9 — Контрольная лампа уровня двигательного масла
10 — Контрольная лампа минимального запаса топлива
11 — Контрольная лампа SRS
12 — Индикатор неплотного закрывания дверей
13 — Контрольная лампа ABS
14 — Контрольная лампа тормозной системы
15 — Контрольная лампа режима HOLD (только для моделей с АТ)
16 — Контрольная лампа “Проверьте двигатель”
17 — Контрольная лампа давления масла
18 — Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
19 — Контрольная лампа топливного фильтра (только дизельные модели)
20 — Контрольная лампа преднакала (только дизельные модели)
21 — Контрольная лампа противоугонной сигнализации
Общая схема расположения органов управления представлена на иллюстрации.
Комбинация приборов
Контрольные лампы и индикаторы
В сборку комбинации приборов автомобиля встроен целый комплекс контрольных ламп и индикаторов, при помощи которых водитель получает важную информацию об исправности/нарушении функционировании основных агрегатов и систем автомобиля. Схема расположения контрольных ламп на приборном щитке представлена на иллюстрации. Ниже вниманию читателя предлагается информация о принципе функционирования каждого из предусмотренных световых индикаторов в отдельности.
Контрольные лампы указателей поворота
1. Две контрольные лампы в виде стрелок имеют зеленое свечение и служат для контроля исправности функционирования соответствующих указателей поворотов. Направление индикаторных стрелок совпадает с выбранным направлением изменения курса автомобиля. Контрольные лампы работают в проблесковом режиме с частотой, соответствующей частоте мигания указателей поворота. Учащенное мигание одной из контрольных ламп обычно свидетельствует о перегорании лампы одного из указателей соответствующего поворота. Следует при первой же возможности произвести замену сгоревшей лампы, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах.
2. Одновременным миганием контрольных ламп указателей обоих поворотов обычно сопровождается включение аварийной сигнализации.
Контрольная лампа включения дальнего света
Данный световой индикатор загорается одновременно с включением дальнего света головных фар автомобиля и отличается характерным синим свечением.
Контрольная лампа включения передних противотуманных фар
Срабатыванием данной контрольной лампы сопровождается включение передних противотуманных фар автомобиля. Лампа имеет зеленое свечение.
Контрольная лампа включения задних туманных фонарей
Лампа отличается янтарным свечением и служит для индикации включения задних туманных фонарей.
Контрольная лампа уровня жидкости омывания стекол
Данная лампа светится желтым светом и служит для извещения водителя об окончании запаса жидкости омывания стекол/линз головных фар.
Контрольная лампа давления двигательного масла
Контрольная лампа имеет янтарное свечение и служит для извещения водителя об опасном снижении уровня двигательного масла. Лампа также кратковременно срабатывает при запуске двигателя .
Контрольная лампа неплотного закрывания дверей
Горение данной контрольной лампы предупреждает водителя о том, что не все двери автомобиля плотно захлопнуты. Лампа имеет красное свечение.
Контрольная лампа взведения стояночного тормоза/отказов тормозной системы
1. Контрольная лампа (красная) непрерывно горит при взведении стояночного тормоза, напоминая водителю о необходимости его отпускания перед началом движения. Движение с взведенным стояночным тормозом приводит к быстрому перегреву и выходу из строя тормозных механизмов задних колес автомобиля и преждевременному износу протекторов шин задних колес, а кроме того, может стать причиной нарушения исправности функционирования системы антиблокировки тормозов (ABS).
2. Если контрольная лампа продолжает гореть после отпускания стояночного тормоза, либо включается во время движения, это обычно свидетельствует о чрезмерном падении уровня тормозной жидкости. Одной из возможных причин постепенного снижения уровня тормозной жидкости является нормальный износ фрикционных накладок тормозных колодок. При срабатывании контрольной лампы автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для оценки состояния колодок и проверки герметичности гидравлического тракта тормозной системы.
3. Кратковременное срабатывание контрольной лампы происходит также при включении зажигания (даже при отпущенном стояночном тормозе).
Контрольная лампа давления двигательного масла
Контрольная лампа давления двигательного масла (красная) должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Мигание лампы при работающем двигателе свидетельствует о пульсационном снижении рабочего давления моторного масла в двигателе. Переход индикатора в режим постоянного свечения говорит о том, что давление масла упало до опасно низкого уровня, что чревато серьезными внутренними повреждениями двигателя, вплоть до полного выхода его из строя. В обоих случаях следует предпринять срочные меры по корректировке уровня масла, выявлению и устранению причин падения давления.
Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
Контрольная лампа заряда должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Включение данной контрольной лампы при работающем двигателе предупреждает водителя о нарушении исправности функционирования системы заряда, т.е., аккумуляторная батарея переходит режим разряда. Следует сразу же выключить все потребители электроэнергии, от функционирования которых не зависит безопасность дорожного движения и постараться не допустить останова двигателя, так как попытка его запуска может привести к окончательному разряду батареи. Автомобиль следует сразу же отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения диагностики отказа и выполнения необходимого восстановительного ремонта.
Контрольная лампа “Проверьте двигатель”
Контрольная лампа (янтарная) кратковременно загорается при включении зажигания. Срабатывание данного индикатора в любое другое время свидетельствует о возможной неисправности одной из систем двигателя, включая системы снижения токсичности отработавших газов. При отсутствии видимых признаков отказов функционирования систем силового агрегата и снижения динамики транспортного средства, фиксируемые включением контрольной лампы нарушения могут явиться причиной увеличения расхода топлива или повышения токсичности выбросов. Игнорирование сигналов контрольной лампы чревато серьезными повреждениями двигателя, вплоть до выхода агрегата из строя. При срабатывании контрольной лампы на ходу следует немедленно прекратить движение, припарковаться в безопасном месте и заглушить двигатель, затем, спустя небольшое время, произвести запуск, наблюдая при этом за поведением контрольной лампы. Если лампа не вернулась в нормальный режим функционирования и продолжает гореть, автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения подробной диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта. До устранения неисправности систем двигателя старайтесь двигаться с умеренной скоростью, избегая резких разгонов с полным выжиманием педали газа.
Даже если при повторном запуске двигателя контрольная лампа возвращается в нормальный режим функционирования (т.е., гаснет), следует при первой же возможности обратиться за консультацией на станцию техобслуживания, особенно если такого рода включения лампы происходят не в первый раз.
Продолжение эксплуатации автомобиля с включенной контрольной лампой нарушения исправности функционирования систем двигателя может привести к преждевременному выходу из строя каталитического преобразователя. Помните, что на отказы и повреждения, возникшие в результате эксплуатации автомобиля с включенной контрольной лампой, гарантийные обязательства завода-изготовителя не распространяются!
Контрольная лампа системы дополнительной безопасности (SRS)
Данная контрольная лампа загорается при включении зажигания и должна гаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. если лама продолжает гореть при работающем двигателе (в постоянном или проблесковом режиме), это указывает на наличие неисправности компонентов системы SRS. При соответствующей комплектации срабатывание данной контрольной лампы может являться свидетельством неисправности в контурах боковых подушек безопасности, либо устройств автоматических аварийных натяжителей ремней безопасности.
Контрольная лампа резервного запаса топлива
Контрольная лампа вмонтирована в измеритель расхода топлива (см. ниже) и включается, когда в топливном баке автомобиля остается менее 9.0 л горючего и предупреждает водителя о необходимости произвести заправку автомобиля при первом же удобном случае.
Измерители/указатели
Схема расположения измерителей/указателей в комбинации приборов представлена на иллюстрации.
Схема расположения измерителей комбинации приборов
1 — Измеритель запаса топлива
2 — Спидометр
3 — Одометр
4 — Тахометр
5 — Указатель температуры охлаждающей жидкости
6 — Кнопка сброса показаний измерителя пробега
7 — Измеритель пробега автомобиля с момента сброса
Тахометр
Тахометр показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в тысячах оборотов в минуту. Во избежание выхода двигателя из строя запрещается превышать максимально допустимую частоту вращения коленчатого вала (стрелка тахометра никогда не должна заходить в красную зону шкалы).
Спидометр
Спидометр показывает скорость движения автомобиля. Единицей измерения обычно служит км/ч. в некоторых случаях на циферблате измерителя может быть нанесено две шкалы: км/ч и мили/ч. Иногда в комплектацию автомобиля может входить сигнальный зуммер превышения допустимой безопасной скорости движения (120 км/ч).
Измеритель запаса топлива в баке
Типичный вид циферблата измерителя запаса топлива
А — Контрольная лампа резервного запаса топлива
Прибор регистрирует текущее количество топлива в баке. Погрешность показаний измерителя минимальна, когда автомобиль занимает строго горизонтальное положение. При движении автомобиля по извилистым или холмистым дорогам погрешность прибора увеличивается. Функционирование измерителя не зависит от положения ключа зажигания. Метка F соответствует состоянию полной заправки, Е - пустому баку. Встроенная в циферблат контрольная лампа (А) извещает водителя о необходимости при первой же возможности произвести дозаправку автомобиля.
Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя
А — Метка зоны перегрева
Прибор регистрирует температуру охлаждающей жидкости двигателя. Нормальная рабочая температура двигателя при эксплуатации автомобиля в обычных условиях соответствует среднему положению стрелки указателя. В тяжелых условиях эксплуатации, например, в очень жаркую погоду или при длительном подъеме в гору стрелка указателя может подняться до верхней красной отметки на шкале (Н). Если температура двигателя увеличилась настолько, что стрелка указателя заходит в пределы красного диапазона шкалы измерителя (метка А), следует немедленно прекратить движение, съехать на обочину, припарковать автомобиль и произвести проверку состояния системы охлаждения на предмет выяснения причин перегрева двигателя (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
Одометр
Одометр фиксирует общий пробег автомобиля в километрах или милях, в зависимости от варианта исполнения.
Измеритель пробега/указатель температуры наружного воздуха
Измеритель регистрирует текущий пробег автомобиля с момента последнего сброса показаний (в километрах или милях, в зависимости от варианта исполнения). Сброс показаний измерителя производится при помощи специальной кнопки, вмонтированной в приборный щиток левее сборки спидометра.
Органы управления, расположенные на рулевой колонке и на панели управления
Левый комбинированный подрулевой переключатель (наружные осветительные и сигнальные приборы)
Выбор режима функционирования внешних осветительных приборов
1. Выбор режима функционирования внешних осветительных приборов (габариты, ближний света) производится при помощи расположенной на конце рычага подрулевого переключателя поворотной рукоятки. Существует возможность выбора одного из трех режимов наружного освещения:
O выключено
— габаритные огни - включаются передние и задние габаритные огни, фонари подсветки номерного знака
— ближний свет - в добавок к задействованным в предыдущем положении рукоятки огням включается ближний свет головных фар
2. На моделях, оборудованных системой ходовых огней дневного времени суток (DRL) головные фары автоматически переводятся в режим ближнего света при включении зажигания. Также автоматически активируются задние габаритные огни.
3. Большинство моделей оборудовано сигнальным зуммером, служащим для предупреждения водителя о необходимости отключения освещения перед выходом из автомобиля. Зуммер срабатывает при попытке открывания водительской двери при выключенном зажигании (ключ в положении LOCK или АСС), если рукоятка выбора режима наружного освещения не переведена в положение “Выкл” O.
Помните, что чрезмерно долгое функционирование наружного освещения при заглушенном двигателе чревато подсадкой аккумуляторной батареи!
Переключение режимов функционирования головных фар (ближний/дальний свет)
Включение дальнего света и сигнализация фарами
1 — Включение дальнего света
2 — Сигнализация фарами
1. Перевод головных фар из режима ближнего света в режим дальнего света производится путем перевода рычага подрулевого переключателя в положение (1), - автоматически на приборном щитке должна загореться соответствующая контрольная лампа характерного синего света (см. выше).
2. Предусмотрена также возможность сигнализации дальним светом: сигнализация осуществляется путем легкого отжимания рычага подрулевого переключателя в направлении включения дальнего света (положение (2)) и независимо от выбранного положения рукоятки выбора режима функционирования наружных осветительных приборов (см. выше).
Указатели поворотов
Активация указателей поворотов
1 — Включение указателей в постоянном режиме (до срабатывания оконечного выключателя или перевода рычага в среднее положение)
2 — Кратковременная активация указателей (до отпускания рычага)
1. Активация указателей поворотов производится путем отжимания рычага левого подрулевого переключателя в соответствующем направлении. Рычаг переводится вверх или вниз, в зависимости выбранного направления изменения курса.
2. При переводе рычага в крайнее верхнее/нижнее положение (до щелчка) соответствующие указатели поворотов будут продолжать функционировать до тех пор, пока рулевое колесо не будет возвращено в прямолинейное положение (сработает оконечный выключатель), либо пока рычаг не будет возвращен в нейтральное положение.
3. Кратковременное включение указателей, например, при намерении сменить рядность движения производится путем легкого оттягивания рычага вверх или вниз.
Омыватели линз головных фар
1. Включение омывателей линз головных фар на 0.5 секунды производится путем однократного нажимания на торцевую рукоятку левого комбинированного подрулевого переключателя.
Активация омывателей возможна только при включенных наружных осветительных приборах (любое из активных положений рукоятки).
2. Периодически проверяйте положения распыляющих форсунок, - подаваемая через них струя жидкости должна попадать на поверхности линз.
3. Следите, чтобы в резервуаре омывателей постоянно присутствовала жидкость.
Регулятор наклона оптических осей головных фар
1. Угол наклона оптических осей головных фар изменяется в зависимости от загрузки автомобиля.
2. Для регулировки дистанции освещения (при включении ближнего света), чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, можно использовать регулятор наклона оптических осей фар.
3. Регулятор должен устанавливаться в положение (согласно приведенной таблице), соответствующее количеству пассажиров и степени загрузки автомобиля.
На автомобилях с саморегулируемыми амортизаторами угол наклона луча головных фар поддерживается постоянным автоматически.
• 1 человек (приблизительно 75 кг)
(Груз): Седан - 71 кг, Универсал - 70 кг
(Груз): Седан 262 кг, Универсал - 260 кг
Правый комбинированный подрулевой переключатель (очистители и омыватели ветрового стекла)
Переключатель очистителей и омывателей ветрового стекла
1. Активация очистителей и омывателей ветрового возможна только при включенном зажигании (ключ в положении ON или АСС).
2. Для управления очистителями/омывателями стекол используется один из трех типов переключателей.
Переключатель первого типа
Включение режима однократного срабатывания стеклоочистителей и режима омывания стекла
1 — Однократное срабатывание стеклоочистителей
2 — Омывание стекла
1. Первый тип переключателя используется для управления стеклоочистителями без возможности регулировки длительности пауз интервального режима. В данном случае рычаг подрулевого переключателя не оборудуется поворотной рукояткой. Выбор режима функционирования очистителей производится путем перевода рычага в одно из четырех возможных положений:
O выключено
--- интервальный режим
l медленное движение
ll быстрое движение
2. Предусмотрена также возможность однократного срабатывания очистителей, - достаточно несильно оттянуть рычаг подрулевого переключателя на себя. Данная функция оказывается особенно полезной при движении в тумане или под моросящим дождем. Еще более сильное оттягивание рычага приведет к срабатыванию омывателей
3. Включение омывателей стекла производится посредством оттягивания на себя рычага подрулевого переключателя.
Подача омывающей жидкости сопровождается несколькими циклами срабатывания стеклоочистителей.
Переключатели второго и третьего типов
Два других типа переключателей используются для управления стеклоочистителями с возможностью регулировки длительности пауз интервального режима. Упомянутая регулировка осуществляется путем вращения кольцевого переключателя в центре рукоятки рычага подрулевого переключателя, либо вращением торцевой рукоятки рычага. Включение всех функций производится также как и в случае переключателей первого типа (см. выше).
Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла
1. Очиститель/омыватель заднего стекла активируются только при включенном зажигании (ключ повернут в положение ON или АСС).
2. Включение очистителя производится путем поворачивания рукоятки управления на рычаге соответствующего подрулевого переключателя. Очиститель имеет два рабочих режима функционирования: режим непрерывной работы и интервальный режим, включение которых производится путем последовательного перевода рукоятки по часовой стрелке от нулевого положения (О).
3. Подача омывающей жидкости производится посредством поворачивания рукоятки против часовой стрелки от нейтрального положения (О).
Меры предосторожности при пользовании очистителями и омывателями стекол
1. Попытки запуска стеклоочистителей при подмерзших к стеклу щетках чреваты выходом электромотора из строя в результате перегрева, - предварительно стекло следует очистить от льда/снега и прогреть путем обдува горячим воздухом (см. Раздел Комфорт).
2. Избегайте включения стеклоочистителей при сухом стекле, - чревато возникновением царапин на стекле, а также в значительной мере сокращает срок службы резиновых рабочих элементов щеток.
3. Не следует включать омыватель непрерывно более чем на 20 секунд, также избегайте включения омывателей при пустом резервуаре, - это чревато выходом из строя приводного электромотора подающего насоса. Периодически проверяйте уровень жидкости в резервуаре, в случае необходимости производите соответствующую корректировку (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
4. В холодное время года заливайте в резервуар омывателей стекол только специальные морозостойкие составы, - замерзание омывающей жидкости может привести к выходу из строя резервуара и трубок подающего тракта.
5. Перед использованием омывателей в холодную погоду предварительно прогревайте стекло, - замерзание жидкости может привести к опасному ухудшению обзора водителю.
Выключатель аварийной световой сигнализации
1. Включение аварийной сигнализации производится путем отжимания кнопочного выключателя, вмонтированного в центральную часть панели приборов автомобиля и обычно оснащенного сигнальной лампой с пиктограммой, изображающей два вписанных друг в друга треугольника.
2. Включение аварийной сигнализации приводит к одновременному срабатыванию всех четырех указателей поворотов (и их контрольных ламп на приборном щитке автомобиля). Сигнализация предназначена для предупреждения других участников дорожного движения о вынужденной остановке автомобиля и используется также в других опасных ситуациях, предусмотренных правилами дорожного движения.
Выключатель электрообогрева заднего стекла/наружных зеркал заднего вида
1. Включение электрообогрева позволяет удалить с поверхности заднего стекла конденсата, инея, и даже тонкой наледи. Кнопка включения электрообогрева расположена на панели управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха.
На соответствующим образом оборудованных моделях одновременно с обогревом заднего стекла включается также и обогрев наружных зеркал заднего вида.
2. При включении обогрева загорается встроенный в кнопку выключателя световой индикатор.
3. Отключение обогрева производится повторным нажатием на кнопку.
На моделях, оборудованных системой кондиционирования воздуха отключение обогрева стекла производится автоматически через 20 минут по сигналу таймера. Не забывайте перед началом движения проверять качество обзора через заднее стекло автомобиля.
4. Нитевидная сетка нагревательного элемента обогревателя наклеивается на внутреннюю поверхность заднего стекла и требует осторожности в обращении, - старайтесь не повреждать сетку при протирании стекла. Протирание следует производить только вдоль нитей нагревателя.
Выключатель противотуманных фар
Противотуманные фары могут быть включены только при включенных габаритных огнях и автоматически отключаются при выключении последних. Для включения противотуманных фар нажмите на кнопку встроенного в панель приборов выключателя (см. сопроводительную иллюстрацию). В кнопку выключателя встроена контрольная лампа, напоминающая водителю о том, что противотуманные фары остаются включенными. Отключение фар осуществляется повторным нажатием на кнопку.
Выключатель задних туманных фонарей
Активация задних туманных фонарей становится возможной только при включенных головных и/или передних противотуманных фарах (при соответствующей комплектации). Для включения туманных фонарей нажмите на кнопку вмонтированного в панель приборов выключателя (непосредственно под кнопкой включения передних противотуманных фар). В кнопку встроена контрольная лампа, напоминающая водителю о том, что туманные фонари остаются включенными, на приборном щитке автомобиля также загорается соответствующая контрольная лампа (см. выше). Отключение фонарей осуществляется повторным нажатием на кнопку.
Туманные фонари отключаются автоматически вместе с головными фарами.
Регулятор яркости подсветки панели приборов
Регулятор интенсивности подсветки панели приборов
1 — Увеличение яркости
2 — Уменьшение яркости
Регулятор яркости подсветки расположен на панели приборов автомобиля, непосредственно слева от рулевой колонки. Требуемая интенсивность подсветки панели производится вращением регулировочного колесика потенциометра.
Освещение салона
Главный салонный светильник
Модели без верхнего люка
Главный салонный светильник, положения переключателей управления
1 — Выкл
2 — Активация от дверных датчиков-выключателей
3 — Вкл
Светильник расположен в передней части потолочного свода автомобиля и включается автоматически при открывании дверей. На моделях, оборудованных противоугонной сигнализацией при закрывании дверей лампы светильника начинают плавно уменьшать яркость свечения до полного выключения. Светильник состоит из двух отдельных секций, обеспечивающих независимое освещение левой и правой половин салона и управляемых индивидуальными переключателями.
Модели с верхним люком
Кнопки выбора режима функционирования главного салонного светильника
1 — Выкл
2 — Активация от дверных датчиков-выключателей
3 — Вкл
На моделях с верхним люком конструкция главного салонного светильника несколько отличается от описанной выше. Переключение режимов функционирования светильника осуществляется посредством комплекта из трех кнопочных переключателей, расположенных в средней части плафонной сборки, для включения-выключения ламп персонального освещения предназначены боковые кнопки.
Задние персональные светильники
1 — Вкл
2 — Выкл (лампы включаются только при открывании дверей)
Задние персональные светильники располагаются в верхней части дверных стоек и оборудованы индивидуальными переключателями.
Комментарии