Восстановительный ремонт головки цилиндров
Общая информацияВ двигателях современных автомобилей используются головки цилиндров одного из двух типов: с верхним расположением клапанов (OHV) и с верхним расположением распределительного вала (OHC). Последний тип может быть разбит на датчике-выключателе подгруппы: с одним распределительным валом верхнего расположения (SOHC, или просто OHC) и с двумя распределительными валами верхнего расположения (DOHC).
В настоящее время головки цилиндров изготавливаются методом литья из алюминиевого сплава, что позволяет в значительной мере снизить суммарный силового агрегата при сохранении таких жизненно важных свойств, как надежность и способность к отводу тепла.
Справедливости ради следует заметить, что наравне с алюминием при изготовлении головок цилиндров достаточно широкое распространение имеет и традиционный чугун. Вне зависимости от материала все головки укомплектовываются седлами клапанов. В некоторых головках на каждый из цилиндров приходится по два клапана, хотя в последнее время все большее распространение получает мультиклапанная конфигурация, где каждый из цилиндров может быть оборудован тремя, четырьмя и даже пятью клапанами. Тонкая механическая притирка рабочих фасок тарелок к седлам обеспечивает герметичность камер сгорания в закрытом положении клапанов. Использование направляющих втулок обеспечивает однозначность возвратно-поступательного движения клапанов и центровки последних относительно седел. Ввиду сказанного критическое значение приобретает величина зазора посадки стержня клапана в направляющей втулке. При чрезмерных зазорах обычно повышается расход двигательного масла, могут возникать потери разрежения и повышается вероятность повреждения клапанных седел. Слишком плотная посадка клапанов в направляющих втулках чревата их закусыванием, что ведет к неизбежному снижению развиваемой силовым агрегатом мощности и повышению риска заклинивания двигателя. Помимо направляющих втулок клапаны также обязательно укомплектовываются пружинами, обеспечивающими необходимую плотность прижимания тарелок к седлам и возврат их в закрытое положение после вынужденного открывания под воздействием усилия, развиваемого эксцентриковыми кулачками распределительного вала(ов). Для фиксации пружин на стержнях клапанов используются специальные тарелки и двухсекционные разрезные замки (сухари). В головках, изготовленных из алюминиевого сплава, для защиты последнего от вытирания на клапанные пружины устанавливаются специальные регулировочные шайбы.
В идеале, в ходе проведения капитального (восстановительного) ремонта головки цилиндров должна производиться замена всех клапанов в комплекте с пружинами и направляющими втулками. Однако, в зависимости от состояния обслуживаемого двигателя, определяемого главным образом добросовестностью владельца автомобиля, необходимость в такой замене может отпасть. Основной причиной преждевременного износа компонентов клапанного механизма является неправильность регулировки настроечных параметров двигателя. Так, продолжительная работа агрегата на переобогащенной воздушно-топливной смеси зачастую приводит к вымыванию масла из направляющих втулок бензином. Переобеднение смеси ведет к чрезмерному повышению температуры ее сгорания, что приводит к прогоранию тарелок клапанов и их седел. Продолжительность срока службы клапанных пружин напрямую связано с присущей водителю транспортного средства манерой вождения, - частое превышение оборотов двигателя неизбежно приводит к более быстрому выходу пружин из строя.
К сожалению, полностью предотвратить износ внутренних компонентов головки цилиндров не представляется возможным. Тем не менее, путем своевременного проведения восстановительного ремонта с тщательной притиркой клапанов позволит владельцу транспортного средства сократить материальные затраты за счет продления срока службы головки цилиндров.
Следует заметить, что при прогорании лишь отдельных клапанов разумно будет произвести замену всего их комплекта. Данное утверждение относится также и к прочим компонентам клапанного механизма.
Как это не неприятно, определить состояние внутренних компонентов головки цилиндров возможно лишь после предварительной ее разборки. Описание процедуры демонтажа головки цилиндров на Рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях автомобилей марки Mitsubishi приведено ниже в данном Разделе.
Чистка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Разборка
Общая информация
Конструкция используемой на конкретном двигателе головки цилиндров (SOHC или DOHC) не оказывает принципиального значения на порядок выполнения процедуры демонтажа компонентов механизма привода клапанов. Примеры внешнего вида головок цилиндров представлены на иллюстрациях. Следует лишь заметить, что при разборке головки типа DOHC особое внимание нужно уделить тщательности маркировки всех снимаемых компонентов, - компоненты привода впускных клапанов не должны быть при сборке перепутаны с компонентами выпускных при совпадении номера цилиндра и практически абсолютной внешней идентичности. В качестве мнемонического правила при маркировке деталей следует помнить, что впускной распределительный вал с сопутствующими компонентами располагается со стороны впускного трубопровода, выпускной - со стороны выпускного коллектора.
Головки с толкателями чашечного типа
Головки с толкателями рычажного типа
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||
|
Проверка состояния компонентов
После тщательной промывки и просушки снятых с головки компонентов клапанного механизма можно приступать к проверке их состояния. Потребуется проведение некоторых контрольных измерений, для чего понадобятся микрометр с разводом губок 0 ÷ 25 мм, - для измерения диаметра стержней клапанов, циферблатный измеритель плунжерного типа/телескопический нутромер, - для измерения внутреннего диаметра направляющих втулок, штангенциркуль и специальный инструмент для оценки степени просадки и правильности торцовки клапанных пружин. При отсутствии под рукой перечисленных инструментов выполнение проверки состояния компонентов следует поручить специалистам автосервиса.
Клапаны
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Клапанные пружины, их держатели и сухари разрезного замка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Головка цилиндров
При осмотре головки цилиндров особое внимание следует уделить состоянию направляющих втулок и седел клапанов. Также следует проверить литье головки на наличие трещин и прочих механических повреждений и оценить степень неплоскостности сопрягаемых поверхностей.
Направляющие втулки клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Седла клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Оценка плоскостности головки
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Проверка состояния литья головки
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Распределительные валы и толкатели клапанов
Описание процедур проверки состояния распределительных валов и компонентов механизма привода клапанов см. в Разделе Снятие и установка распределительных валов и толкателей привода клапанов.
Методы восстановления компонентов
Общая информация
Большая часть восстановительных процедур должна производиться в условиях мастерской автосервиса.
Притирка клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Направляющие втулки клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Седла клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Проточка головки цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Заделка трещин в литье головке
В некоторых случаях треснутая головка цилиндров может быть восстановлена. Вдоль трещины в изготовленной из чугуна головке устанавливаются резьбовые вставки. При восстановлении легкосплавных головок эффективнее является применение сварки, хотя использование резьбовых вставок также допустимо. Некоторые дефекты могут быть устранены только с применением пайки или сварки, - обращайтесь за консультацией к специалистам автосервиса.
Сборка
В первую очередь необходимо подготовить рабочее место, особое внимание уделив чистоте поверхностей и наличию достаточного свободного пространства. Позаботьтесь об оборудовании места под складирование подлежащих установке компонентов. Все устанавливаемые детали также должны быть самым тщательным образом вычищены и высушены.
Головки с толкателями чашечного типа
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Головки с толкателями рычажного типа
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Комментарии