Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания
Для выполнения перечисленных ниже процедур потребуются следующие специальные инструменты:
|
Обслуживание воздухоочистителя
Замену элемента воздухоочистителя рекомендуется выполнять не реже чем через каждые 40000 км пробега. При этом интервал должен быть соответственно сокращен, если автомобиль эксплуатируется в напряженных условиях.
Прежде чем попасть в воздухоочиститель всасываемый воздух проходит через предварительный пылеотделитель циклонного типа, где он закручивается, в результате чего большая часть пыли осаждается на стенках отделителя. Скопившуюся пыль следует периодически удалять путем сжимания резиновой крышки в форме утиного клюва в нижней части корпуса пылеотделителя.
Бумажные фильтрующие элементы влей не подлежат промывке бензином или любым другим растворителем. При пропитывании элемента топливом или маслом он должен быть заменен на новый. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
В воздухоочиститель моделей, оборудованных системой EFI устанавливается вязкостной фильтрующий элемент, который не нуждается в периодической чистке между заменами.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Проверка состояния и замена топливного фильтра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
Регулировка натяжения приводных ремней
Правильная регулировка усилия натяжения приводных ремней позволяет избежать их проскальзывания, в то же время не перегружая подшипники обслуживаемых агрегатов, что особо важно в случае генератора и водяного насоса. |
Схемв прокладки приводных ремней на моделях с двигателем 3.0 л
1 — шкив вентилятора/водяного насоса 2 — шкив компрессора кондиционера воздуха 3 — шкив рулевого насоса 4 — натяжной ролик 5 — шкив коленчатого вала 6 — генератор А = вентиляторный ремень, В = приводной ремень рулевого насоса, С = приводной ремень компрессора кондиционера воздуха |
Прокладка ремней на двигателе 4.2 л
1 — шкив генератора 2 — шкив вентилятора 3 — натяжной ролик 4 — шкив рулевого насоса 5 — шкив компрессора кондиционера воздуха 6 — шкив коленчатого вала А = вентиляторный ремень, В = приводной ремень рулевого насоса, С = приводной ремень компрессора кондиционера воздуха |
Вентиляторный ремень (ремни)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Приводной ремень рулевого насоса
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Приводной ремень компрессора кондиционера воздуха
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Уход за высоковольтными проводами
С целью подавления радиопомех ВВ провода, проложенные между свечами и крышкой распределителя зажигания, а также между центральной клеммой крышки распределителя и катушкой зажигания оборудованы вместо медной токопроводящей жилы угольным сердечником. Такой сердечник легко ломается, поэтому не следует излишне сгибать провода и при отсоединении от свечей зажигания тянуть исключительно за наконечник, а ни в коем случае не за сам провод. Осторожность следует соблюдать также и при подсоединении проводов. Переламывание сердечника ВВ провода может стать причиной пропусков зажигания в двигателе.
Проверьте все ВВ провода на наличие внешних дефектов изоляции (потертостей и трещин), в случае необходимости произведите замену. Ни в коем случае не стоит предпринимать попыток ремонта поврежденного провода. Перед проверкой провода следует очистить, протерев смоченной в керосине ветошью, затем тщательно просушить.
Измерение резистивного сопротивления ВВ проводов
Если в наличии имеется омметр, может быть произведено измерение резистивного сопротивления ВВ проводов. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Также осмотрите крышку распределителя изнутри и снаружи на наличие в ней трещин и угольных дорожек между ВВ клеммами. При выявлении подобных дефектов крышку следует заменить. |
Проверка состояния и обслуживание свечей зажигания
Проверку состояния, чистку и установку межэлектродных зазоров свечей зажигания следует производить регулярно, согласно графика текущего обслуживания автомобиля, через каждые 20 000 км пробега.
Перед снятием свечей удостоверьтесь в чистоте свечных ниш во избежание попадания в цилиндры посторонних предметов и мелкого мусора. В случае необходимости протрите ниши или обдуйте их воздухом, воспользовавшись для этой цели обычным велосипедным насосом.
Рабочая часть свечей, снятых с находящегося в исправном механическом состоянии двигателя должна быть покрыта легким порошкообразным налетом от светло-коричневого до серо-золотистого цвета. После выполнения обслуживания могут проявиться признаки износа и нормального обгорания электродов.
Наличие на рабочей части свечей толстого слоя масляных отложений черного цвета (см. сопроводительную иллюстрацию) свидетельствует о чрезмерном расходе масла, вызванном плохим механическим состоянием двигателя, либо о том, что используются свечи с чрезмерно низким калильным числом. |
При эрозии электродов до показанной на сопроводительной иллюстрации степени свечу следует считать изношенной и необходимо заменить на новую, подходящего типа. |
Наличие на рабочей части отложений белого или желтоватого цвета говорит о чрезмерном пристрастии водителя к быстрой езде, сопровождающейся перегревами двигателя, либо о применении свечей с чрезмерно высоким калильным числом, в особенности когда оно сопровождается трещинами фарфорового изолятора и обгоранием электродов (см. сопроводительную иллюстрацию). |
Перед установкой свечей зажигания на двигатель произведите проверку межэлектродных зазоров при помощи специального измерительного щупа проволочного типа (см. сопроводительную иллюстрацию). в крайнем случае можно воспользоваться щупом лезвийного типа. В случае необходимости корректировки зазора подогните соответствующим образом боковой электрод при помощи встроенного в измерительный щуп приспособления. Вверните свечи вручную в головку цилиндров, затем при помощи динамометрического ключа затяните их с требуемым усилием. |
При корректировке зазоров и вворачивании свечей соблюдайте осторожность - на сопроводительной иллюстрации показан разрез рабочей части свечи, иллюстрирующий дефект изолятора центрального электрода в виде трещин, которые обычно образуются при прикладывании чрезмерных усилий во время регулировки межэлектродного зазора. Причиной возникновения трещин в изоляторе хвостовика свечи чаще оказывается перекос свечного ключа при затягивании свечи.
1 — трещина 2 — трещина 3 — электроды |
Если динамометрического ключа под рукой не имеется, свечи следует затягивать с особой осторожностью, так как перетягивание чревато срывом резьбы в посадочных отверстиях в теле изготовленной из мягкого алюминиевого сплава головки цилиндров. Достаточно будет после затягивания свечей вручную довернуть их еще на 1/4 оборота специальным свечным ключом, оборудованным мягкой вставкой. |
Регулировка зазоров клапанов (модели 4.2 л)
Двигатели объемом 3.0 л оборудованы гидравлическими толкателями и не нуждаются в регулярной корректировке клапанных зазоров. На моделях 4.2 л регулировку клапанов следует производить в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||
|
Проверка компрессионного давления
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.
Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.
Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.
Обслуживание распределителя зажигания
На автомобили серии Patrol/Maverick, описываемые в данном Руководстве устанавливается один из двух типов распределителей. В моделях 3.0 л используется электронный распределитель зажигания, на модели 4.2 л устанавливается распределитель с прерывателем контактов.
Распределители оборудованы специальным блоком, ограничивающим максимальные обороты значением 5000 ÷ 5400 в минуту и получившим соответственно название ограничителя оборотов. Блок состоит из подпружиненной роторной кнопки и специальной крышки, которые по достижении оборотами двигателя критического значения отключают все свечи зажигания, кроме свечей второго и пятого цилиндров.
Распределители с контактным прерывателем оборудованы сменными контактами и конденсатором и нуждаются в регулярном обслуживании, смазывании кулачка и механизма корректора опережения зажигания, а также чистке внутренних поверхностей и компонентов крышки.
Электронная система зажигания не нуждается в обслуживании, кроме периодической чистки и проверки состояния крышки и роторной кнопки распределителя, а также смазки центробежного механизма корректировки опережения зажигания.
При работе с компонентами электронной системы зажигания или вблизи них следует соблюдать особые меры предосторожности во избежание получения травмы в результате электрошока. Помните, что во вторичных контурах таких систем присутствует опасно высокое напряжение. |
Замена контактов прерывателя
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
Электронная система практически не нуждается в обслуживании, хотя и рекомендуется периодически производить снятие, чистку и проверку состояния крышки распределителя.
Начисто протрите крышку распределителя мягкой ветошью и тщательно осмотрите ее изнутри и снаружи на наличие трещин. При обнаружении трещин, признаков чрезмерного обгорания клемм или износа угольной щетки замените крышку с роторной кнопкой.
Порядок снятия, проверки состояния и установки распределителя описан в Разделе, посвященном системам впрыска топлива и управления двигателем в Главе Системы питания и выпуска отработавших газов.
Правила подсоединения диагностического оборудования
Некоторые из тахометров, стробоскопов и анализаторов параметров зажигания старого типа не годятся для применения в системах электронного зажигания. Прежде чем приступать к выполнению проверок удостоверьтесь в годности имеющегося в Вашем распоряжении диагностического оборудования. |
Стробоскоп
Подключите стробоскоп к проводу свечи зажигания первого цилиндра (следуйте инструкциям изготовителя). Порядок нумерации цилиндров и направление вращения распределителя двигателя 4.2 л показаны на сопроводительной иллюстрации. |
Ни в коем случае не отсоединяйте стробоскоп с питанием от батареи автомобиля при работающем двигателе, так скачок напряжения может привести к выходу из строя генератора. |
Тахометр
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Измеритель длительности (по углу) замкнутого состояния контактов прерывателя
Проверить длительность замкнутого состояния контактов прерывателя возможно только с применением этого прибора. На моделях с электронным зажиганием данный параметр регулировке не подлежит.
Подсоедините сигнальный щуп прибора к отрицательной клемме катушки зажигания. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.
Регулировка длительности замкнутого состояния контактов прерывателя и установки угла опережения зажигания на моделях 4.2 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||
|
Регулировка установки угла опережения зажигания на моделях 3.0 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Регулировка оборотов и качества смеси холостого хода
Описываемая ниже процедура регулировки качества воздушно-топливной смеси холостого хода может восприниматься лишь как временная настрой. Окончательная установка должна производиться специалистом дилерского отделения компании-производителя автомобиля с применением газоанализатора. |
Прежде чем приступать к выполнению регулировки оборотов и качества смеси холостого хода удостоверьтесь в том, что соблюдены следующие условия:
- Фильтрующий элемент воздухоочистителя не загрязнен и установлен;
- Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры;
- Угол опережения зажигания и межэлектродные зазоры свечей выставлены правильно;
- Все бортовые потребители электроэнергии выключены;
- Все вакуумные шланги правильно подсоединены и надежно закреплены на своих штуцерах;
- Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора соответствует нормативным требованиям;
- Воздушная заслонка полностью открыта.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Модели 3.0 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Модели 4.2 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Проверка и регулировка установок угла опережения зажигания и оборотов холостого хода на двигателях моделей поздних лет выпуска, оборудованных системой впрыска топлива (EFI)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Комментарии