Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию

 border=

Информация по обслуживанию и зарядке аккумуляторной батареи приведена в Главе Текущее обслуживание.

Общая информация

Установленная на автомобиль 12-вольтная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, содержащих положительные и отрицательные пластины (ламели), опущенные в раствор серной кислоты. В задачу батареи входит вырабатывание тока для запуска автомобиля, зажигания, освещения, а также для прочих потребителей электроэнергии.

Батарея обладает 100-процентной эффективностью при температуре воздуха 27°С. При температуре -18°С эффективность падает до 40 процентов, - запуск двигателя потребует в два раза больше энергии, чем расходуется при 27°С.

Стартовая мощность (пусковой ток) показывает способность аккумулятора запустить двигатель в условиях очень холодной погоды. Принято понимать под данной характеристикой ток в амперах, который батарея способна отдавать в течение 30 секунд при температуре воздуха - 18°С без падения напряжения ниже 7.2 В (минимальный уровень, требуемый для надежного запуска). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.

Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого батарея отдает ток силой 25 А при температуре 27°С, т.е. время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных потребителей электроэнергии автомобиля ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе.

В зимних условиях при температуре воздуха -18°С и ниже эффективность подзарядки батареи резко падает в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затрачиваемая на запуск, не восстанавливается, в результате чего батарея начинает работать на износ, в конце концов, полностью растрачивая свой заряд.

В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно запустить заново. Такие «горячие старты» иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, а иногда даже больше. В особой мере сказанное относится к высококомпрессионным двигателям с большим рабочим объемом и оборудованным кондиционером воздуха моделям.

Сказанное лишний раз подчеркивает важность правильности выбора батареи в соответствии с требованиями, предъявляемыми установленным на автомобиле двигателем.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините оба провода от батареи.
 border=

Отрицательный провод всегда должен отсоединяться в первую очередь и подсоединяться в последнюю. Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для введения аппаратуры в действие!

  1. Проверьте уровень электролита в батарее (касается только оборудованных съемными крышками нуждающихся в обслуживании батарей) - электролит должен полностью скрывать ламели, в противном случае в банки следует соответствующее количество дистиллированной воды. НЕ ПЕРЕЛЕЙТЕ, - избыток электролита при чрезмерной зарядке батареи начнет переливаться через края горловин! При помощи ареометра (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров) измерьте удельный вес электролита. Снимите крышки с заливных горловин и заберите ареометром пробу электролита поочередно из каждой из банок батареи. Следуя инструкциям изготовителей, по положению измерительного поплавка прибора определите удельный вес электролита. При нормальном уровне заряда удельный вес электролита должен составлять 1.270 единиц (зеленая зона измерительной шкалы). При чрезмерно низкой плотности электролита (красная зона шкалы) батарею следует зарядить (см. Главу Текущее обслуживание). Не нуждающиеся в обслуживании батареи обычно оборудованы специальным цветовым индикатором. Когда пятно в смотровом окне индикатора приобретает черный цвет, следует без промедления произвести зарядку батареи. Закончив с проверкой плотности электролита, следует произвести измерение выходного напряжения батареи при помощи цифрового вольтметра.

Измерение выходного напряжения отсоединенной батареи при помощи вольтметра

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед подключением вольтметра с батареи следует снять поверхностный заряд, - приблизительно на 10 секунд включите дальний свет, затем отключите все бортовые потребители электроэнергии и обождите около двух минут. При выключенном двигателе и отключенных потребителях электроэнергии подсоедините черный щуп вольтметра к отрицательной клемме батареи. Красный щуп подсоедините к положительной клемме. Выходное напряжение батареи должно составлять 11.5—12.5 В, в зависимости от температуры окружающей среды
 Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию Opel Astra

 border=

Номинальное значение плотности электролита определяется в зависимости от температуры окружающей среды (и прямо пропорциональна ей), - пользуйтесь картой температур, поставляемой изготовителями в комплект к батарее.


 border=

При положительных результатах описанных выше проверок необходимость в тестировании батареи под нагрузкой (см. ниже) отпадает.


 Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию Opel Astra

Более точная проверка состояния батареи может быть произведена при помощи универсального измерителя (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров). Прибор позволяет определить способность батареи к проворачиванию стартера и подаче питания к бортовым потребителям электроэнергии при повышенных нагрузках на двигатель. Подсоедините измеритель к клеммам батареи. Следуйте инструкциям изготовителей прибора - при 15-секундном включении нагрузки напряжение батареи не должно упасть ниже, чем до значения 9.6 В, в противном случае батарею необходимо заменить.


 border=

При температурах окружающей среды ниже 0°С минимальное допустимое показание снижается до 9.1 В.

Замена

Отключение батареи

 border=

Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю!

На автомобиль установлено несколько систем, требующих постоянного энергоснабжения. Отключение аккумуляторной батареи неизбежно приводит к стиранию хранящейся в памяти системы управления двигателем информация об оптимальных настройках, отключению часов, уничтожению введенного в радиоприемник охранного кода и т.п. Прежде чем производить отключение батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями:

  • На оборудованных единым замком моделях, не забудьте извлечь из замка зажигания и положить в карман ключ,- при подключении батареи произойдет автоматическое запирание всех дверей.
  • Отключения батареи приведет к стиранию из памяти ECM всех наработанных настроечных параметров (кроме базовых установок). К числу таких параметров относятся: величина оборотов холостого хода, максимальная частота оборотов и коды неисправностей системы самодиагностики. Перед отключением батареи произведите считывание диагностических (см. Электронная система управления зажиганием (и впрыском) бензиновых двигателей). После подключения все утраченные наработанные настройки восстановятся автоматически, однако для этого системе управления потребуется некоторое время, в течение которого двигатель может работать нестабильно в различных режимах. Для ускорения процесса восстановления, запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры на холостых оборотах, затем на 2 минуты поднимите частоту вращения двигателя до 1200 об/мин, после чего совершите короткую поездку (около 7 километров), постоянно меняя режимы работы двигателя, - в результате все настройки должны восстановиться.
  • Если аккумуляторная батарея была отключена при включенной противоугонной сигнализации, система останется в том же режиме и после подключения батареи, - при соответствующей комплектации сказанное в равной мере относится также к штатному иммобилизатору двигателя.
  • На оборудованных путевым компьютером моделях отключение батареи приведет также к удалению всех внесенных в процессе эксплуатации компьютера пользовательских данных.
  • Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для введения аппаратуры в действие. Подробности введения кода и инструкции по пользованию магнитолой приведены в Главе Руководство по эксплуатации. В случае утраты комбинации обращайтесь за помощью к специалистам фирменной станции техобслуживания Opel.

Избежать неприятных последствий отключения аккумуляторной батареи можно при помощи внешнего источника питания, - подробные правила пользования подобными устройствами обычно приводятся в инструкции по их эксплуатации. Как правило, такие источники питания подключаются к гнезду прикуривателя, после чего штатная батарея может быть спокойно отсоединена. Вырабатываемого источником тока должно хватать для питания памяти модуля управления, предотвращения блокировки магнитолы и сохранения работоспособности часов.

 border=

Некоторые из подобных устройств могут подать в систему ток, достаточный для нормального функционирования и других потребителей энергии. Перед обслуживанием компонентов электрооборудования удостоверьтесь, что соответствующий потребитель полностью обесточен!

Приобретение новой батареи

Наверное, самое важное, на что должен обращать внимание покупатель, - это рабочие характеристики батареи. Таких характеристики три.

  • Первая - номинальное напряжение, - оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить батарею нагрузочной вилкой.
  • Вторая - емкость, измеряемая в ампер/часах (Ач — А/h), и, грубо говоря, определяющая количество запасенной в батарее электроэнергии. От емкости зависит, как долго можно проворачивать двигатель стартером, точнее, - сколько может быть произведено попыток запуска двигателя. Цена батареи главным образом определяется ее емкостью.
  • И третья характеристика - пусковой ток (измеряется в Амперах), т.е. ток, подаваемый на стартер при запуске двигателя. Данный параметр может указываться на батареях четырьмя различными способами: в соответствии с требованиями отечественных стандартов (ГОСТ), по стандартам Единой Европы (EN), по американскому стандарту (SAE), либо по немецкому стандарту (DIN). Стандарт DIN наиболее близок к отечественному ГОСТу и на большинстве батарей европейского производства используется «по умолчанию», т.е. без указания системы. Чем выше величина пускового тока, тем быстрее и с более высоким крутящим моментом стартер будет проворачивать двигатель.

Правильнее всего приобретать батарею с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля: так, - в этом случае она прослужит дольше и с минимальными расходами. Можно из соображений экономии приобрести батарею заниженной против требуемой емкостью, однако прослужит она меньше и принесет гораздо больше хлопот при холодных запусках в зимнее время года. Приобретение батареи большей по сравнению с номинальной емкости не дает выигрыша по сроку ее службы, т.к. постоянный недозаряд приведет к сульфатации пластин. Использование батареи с чрезмерно высоким пусковым током чревато сжиганием обмоток стартера, - гораздо эффективнее в борьбе с затрудненными запусками является элементарная замена двигательного масла.

Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторные батареи не являются исключением. Существует несколько признаков, по которым можно с достаточно высокой точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на батарее должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе: должна быть указана дата выпуска, что в особой мере относится к не нуждающимся в обслуживании батареям герметичного. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе батареи почти не продают в розницу,- их устанавливают специалисты на станциях техобслуживания. Третье: качественная батарея немыслима без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко покрываемых специальной смазкой для защиты от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.

Снятие и установка

 border=

Перед отсоединением батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными выше рекомендациями.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Батарея установлена в левом переднем углу двигательного отсека и на некоторых моделях может быть помещена в защитный кожух.
  1. При соответствующей комплектации откройте крышку защитного кожуха, ослабьте гайку клеммного наконечника и отсоедините от полюсной клеммы отрицательный провод.

    Схема подключения аккумуляторной батареи
    1 — Положительная клемма
    2 — Положительный провод
    3 — Отрицательный провод
    4 — Отрицательная клемма

 Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию Opel Astra
 border=

Во избежание срабатывания сигнализации провод должен быть отсоединен не позднее, чем через 15 сек после выключения зажигания.

  1. При соответствующем исполнении поднимите защитную крышку и отсоедините положительный провод.

  1. Выверните крепежный болт, снимите монтажную скобу и извлеките батарею из двигательного отсека.

 Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию Opel Astra
  1. В случае необходимости выверните крепежные болты и снимите опорный кронштейн (установочный поддон) батареи, - не забудьте высвободить из всех промежуточных фиксаторов электропроводку.

Установка

Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. После подсоединения проводов смажьте клеммные узлы техническим вазелином.

 border=

Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю!

Хранение и ввод в эксплуатацию

Если планируется отказ от пользования автомобилем на срок более двух месяцев, аккумуляторную батарею следует снять и убрать на хранение. Оптимальная температура хранения батареи составляет от 0 до +27°С. При этих температурах саморазряд батареи минимален. Во избежание необратимого разрушения ламелей следует производить зарядку убранной на хранение батареи не реже чем один раз в месяц.

Помимо разрядки неиспользуемая батарея подвержена сульфатации. Если производить зарядку такой батареи устройством для быстрого заряда, она не будет воспринимать зарядный ток, либо в результате сульфатации перезаряжается и дальнейшему использованию не подлежит.

Прежде чем отказаться от использования вышедшей из строя батареей, произведите следующие проверки:

  • Измерьте плотность электролита (см. Главу Текущее обслуживание), - если разница между плотностями в отдельных банках не превышает 0.04 г/мл, то необходимо зарядить батарею нормальным зарядным устройством.
  • После заряда проверьте батарею под нагрузкой, - если характеристики батареи ниже номинальных (см. Спецификации), батарея подлежит замене.
  • Если плотность электролита в одной или в двух соседних банках заметно отличается (например, в пяти секциях она составляет 1.16 г/мл, а в шестой - 1.08 г/мл), в батарее имеет место короткое замыкание и дальнейшее ее использование нецелесообразно.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *