Система антиблокировки тормозов (ABS) и антипробуксовочная система (TCS) - общая информация и коды неисправностей
Общая информация
Система антиблокировки тормозов (ABS) входит в стандартную комплектацию всех рассматриваемых моделей. Антипробуксовочная система (TCS) в качестве дополнительной комплектации может устанавливаться на модели 2.0 л.Когда транспортное средство оборудовано тормозной системой обычного типа, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.
ABS состоит из двух основных подсистем: электрической и гидравлической. В электрическую часть системы входят четыре датчика скорости вращения колес, процессор управления и комплект соединительной электропроводки. Гидравлическая часть включает в себя модулятор давления, суппорты дисковых тормозных механизмов и соединяющие компоненты гидравлические линии.
Принцип функционирования ABS тормозного контура параллельной конфигурации
V — Передние тормозные механизмы | L — Тормозной механизм левого колеса |
Нормально открытый при отсутствии признаков блокировки колес впускной э/м клапан (EV) обеспечивает подачу полного гидравлического давления к тормозным механизмам колес. Режим «удерживания давления» включается при подаче на клапан питания. Требуемое снижение давления обеспечивается за счет срабатывания выпускного (AV) и впускного (EV) клапанов, а также возвратного насоса (RFP).
Принцип функционирования ABS тормозного контура диагональной конфигурации
V — Передние тормозные механизмы | L — Тормозной механизм левого колеса |
Тормозная жидкость поступает в аккумулятор и перекачивается возвратным насосом (RFP) через демпферную камеру (D) назад в ГТЦ, что позволяет сглаживать пики давления, снижая тем самым шумовой фон. Включенные параллельно клапану EV контрольные клапаны обеспечивают возможность быстрого снижения давления при отпускании тормозной педали.
Принцип функционирования системы достаточно прост. Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на процессор управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов процессор получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, процессор фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса (см. иллюстрации Принцип функционирования ABS тормозного контура параллельной конфигурации и Принцип функционирования ABS тормозного контура диагональной конфигурации). Сразу по восстановлении нормального вращения колеса, процессор приостанавливает функционирование модулятора.
На моделях, оборудованных системой TCS, в гидравлический контур включен дополнительный набор управляющих электромагнитных клапанов. Эта система действует при скоростях движения до 60 км/ч. управление производится на основании сигналов, поступающих на блок управления от колесных датчиков. Как только какое-либо из ведущих колес начинает терять сцепление с дорожным покрытием, блок управления выдает команду на его притормаживание, что исключает пробуксовку колес при трогании с автомобиля с места и резких ускорениях.
С целью предотвращения воздействия на функционирование ABS и TCS ложных сигналов, в систему их управления встроен специальный контур безопасности. При поступлении на блок управления неадекватного сигнала, а также при чрезмерном падении уровня напряжения питания, система автоматически отключается, а на панели приборов загорается контрольная лампа ABS (см. Главу Руководство по эксплуатации). Тормозная система при этом продолжает функционировать в обычном режиме.
В действительности схема функционирования систем ABS и TCS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса, где соответствующая диагностика будет произведена с применением сканерного считывателя, подключаемого к разъему DLC (см. Главу Системы питания и выпуска).
Считывание кодов неисправностей ABS
При запуске двигателя контрольная лампа ABS на приборном щитке автомобиля должна кратковременно включиться и почти сразу вновь погаснуть. Если по причине какого-либо нарушения лампа остается включенной после осуществления запуска двигателя, процессор ABS записывает в память блока самодиагностики соответствующий цифровой код. Считывание кодов производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему, расположенному под передней накладкой порога водительской двери автомобиля. В отсутствии под рукой сканера автомобиль следует отогнать для считывания памяти и выполнения необходимого восстановительного ремонта на станцию техобслуживания. Идентификационная карта диагностических кодов ABS приведена в Спецификациях.
Выполнение любого восстановительного ремонта следует поручать специалистам автосервиса. |
Очистка памяти процессора ABS
После устранения выявленных неполадок в системе память процессора должна быть очищена. Для очистки памяти снова понадобится сканер, при отсутствии которого под рукой автомобиль придется отогнать на станцию техобслуживания. Более подробная информация по сканерному считывателю приведена в Главе Электрооборудование двигателя.
Комментарии