Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала

 border=

При выполнение капитального ремонта двигателя замену поршневых колес и вкладышей шатунных подшипников рекомендуется производить вне зависимости от их состояния.

Подготовка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед установкой шатунно-поршневых сборок стенки цилиндров должны быть тщательно протерты, с их верхних краев полностью удалены следы ступенчатого износа и снята фаска. Подразумевается, что коленчатый вал уже установлен на свое штатное место в блоке (см. Раздел Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников).
  2. Снимите крышку нижней головки шатунной сборки первого цилиндра (удостоверьтесь в наличии фабричной или нанесенной в процессе демонтажа маркировки). Извлеките из головки шатуна и ее крышки вкладыши старого подшипника и тщательно протрите их постели чистой неворсящейся ветошью.

Проверка рабочего зазора шатунного подшипника

 border=

Старайтесь не прикасаться к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла и химически агрессивных веществ.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Протрите спинку нового верхнего вкладыша и уложите его в постель подшипника в головке шатуна. Проследите, чтобы направляющий язычок вкладыша попал в ответную канавку в шатуне. Ни в коем случае не застукивайте вкладыш в постель молотком. Ничем не смазывайте подшипник на данном этапе.
  2. Протрите спинку второго вкладыша и уложите его в крышку нижней головки шатуна. Вновь проследите, чтобы язычок попал в ответный паз. Не применяйте никакой смазки - чрезвычайно важно, чтобы сопрягаемые поверхности подшипника и шатуна оставались абсолютно чистыми и сухими.
  3. Расположите поршневые кольца замками как показано на сопроводительных иллюстрациях.
 Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала Opel Corsa Схема правильного расположения замков поршневых колец бензиновых двигателей
 Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала Opel Corsa Схема правильного расположения замков поршневых колец дизельных двигателей
  1. Натяните на болты крепления крышки подшипника отрезки подходящего по диаметру резинового шланга.
  2. Смажьте поршень и поршневые кольца чистым двигательным маслом. Наденьте на поршень оправку инструмента для обжимания колец. Оставьте юбку поршня выступающей из оправки инструмента приблизительно на 6.4 мм для свободной заправки ее в цилиндр. Кольца должны быть обжаты заподлицо с образующей поверхностью поршня.
  3. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шейка первого кривошипа оказалась в положении НМТ. Смажьте двигательным маслом зеркало первого цилиндра.
  4. Развернув сборку метками в нужную сторону (см. Раздел Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы), аккуратно заправьте шатун в первый цилиндр блока. Заведите в цилиндр юбку поршня, плотно прижав к поверхности блока нижний край оправки инструмента для обжимания колец.
  5. Обстучите верхний край оправки для гарантии плотности прижимания ее к блоку по всему периметру нижнего края.
  6. Аккуратно постукивая по днищу поршня деревянной рукояткой молотка, введите поршень внутрь цилиндра, одновременно направляя нижнюю головку шатуна на шейку соответствующего кривошипа коленчатого вала. Поршневые кольца могут неожиданно выскочить из-под оправки инструмента, поэтому постоянно следите за плотностью прижимания к ее блоку. Не торопитесь, при возникновении малейшего сопротивления немедленно прекратите застукивание поршня. Выясните причину заклинивания и устраните ее.
 border=

Ни в коем случае не предпринимайте попыток протолкнуть поршень в цилиндр силой, - это может привести к его механическому повреждению или разрушению поршневых колец!

  1. После введения шатунно-поршневой сборки в двигатель, перед окончательной установкой крышки нижней головки шатуна, следует проверить рабочий зазор шатунного подшипника коленчатого вала.
  2. Отрежьте кусок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage, длиной чуть короче ширины вкладыша шатунного подшипника, и уложите его вдоль первой шатунной шейки коленчатого вала, параллельно оси последней.

Отрезки калиброванной проволоки должны быть уложены строго параллельно оси шатунных шеек коленчатого вала

 Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала Opel Corsa
  1. Протрите поверхность подшипника в крышке нижней головки шатуна и установите крышку на шатун. Проследите, чтобы метка на крышке оказалась повернута в ту же сторону, что и метка на шатуне.
  2. Слегка смажьте нижние торцы крепежных гаек чистым двигательным маслом, наверните их и в три этапа затяните с требуемым усилием.
 border=

В случае необходимости во избежание заклинивания ключа, воспользуйтесь тонкостенной торцевой головкой. При возникновении признаков заклинивания ключа между гайкой и шатуном, слегка приподнимите головку и продолжайте затягивание. Не допускайте проворачивания коленчатого вала в процессе выполнения всей процедуры.

  1. Отдайте гайки и осторожно снимите крышку с шатуна. Постарайтесь не повредить расплющенный отрезок калиброванной проволоки.
  2. По ширине расплющенной проволоки, измеренной по шкале, отпечатанной на упаковке к набору Plastigage, определите величину рабочего зазора в подшипнике. Сравните результат измерения с требованиями Спецификаций в Главе Двигатели.

Определение величины рабочего зазора в подшипниках производится путем измерения ширины расплющенных отрезков калиброванной проволоки по шкале, отпечатанной на упаковке к набору Plastigage

 Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала Opel Corsa
  1. Если величина зазора выходит за пределы допустимого диапазона, прежде чем подыскивать вкладыши другого типоразмера, проверьте, не попала ли под спинки вложенных в постели в шатуне и крышке вкладышей грязь/масло. Еще раз измерьте диаметр шейки вала. Расплющивание проволоки с одного конца больше чем с другого говорит о наличии конусности шейки.

Окончательная установка шатунно-поршневой сборки поверхности шейки и/или подшипника.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты обеих подшипниковых поверхностей, затем равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей или сборочной двигательной смазки. Для обеспечения доступа к поверхности верхнего вкладыша придется немного протолкнуть поршень в цилиндр, - не забудьте надеть на болты крышки шатуна защитные шланги во избежание повреждения поверхности шейки вала. Постарайтесь не допустить выскакивания из цилиндра поршневых колец.
  2. Верните шатун на место, осторожно надев его нижней головкой на шейку своего кривошипа, снимите с болтов защитные шланги, установите крышку, и в три этапа затяните крепежные болты/гайки с требуемым усилием (см. Спецификации в Главе Двигатели).
 border=

Проследите за правильностью совмещения меток на крышке шатуна и его нижней головке.

  1. Повторите всю процедуру для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
  2. Не упускайте из виду следующие важные моменты:
    1. Следите за тем, чтобы на спинки вкладышей и их постели в шатунах и крышках не попала грязь;
    2. Следите, чтобы каждая сборка устанавливалась именно в свой цилиндр (даже в случае установки новых компонентов, так как зазоры поршневых колец подгонялись к конкретным цилиндрам);
    3. Поршни должны располагаться в маркировкой в требуемом направлении (см. Раздел Снятие шатунно-поршневых сборок);
    4. Не забывайте перед установкой сборок смазывать двигательным маслом зеркала цилиндров;
    5. Не забывайте смазывать подшипники (после проверки рабочих зазоров в последних) перед окончательной установкой крышек.
  3. Закончив установку шатунно-поршневых сборок, проверьте свободу вращения коленчатого вала, провернув его несколько раз вручную.
  4. В заключение необходимо еще раз проверить осевой люфт коленчатого вала (см. Раздел Снятие коленчатого вала).
  5. Сравните результаты измерения осевого люфта с требованиями Спецификаций в Главе Двигатели. Если люфт находился в норме перед разборкой двигателя и использованы старые шатунно-поршневые сборки, никаких сюрпризов быть не должно. В случае выхода величины люфта за допустимые пределы после замены шатунов, последние необходимо снять с двигателя и отдать в мастерскую автосервиса для соответствующей механической обработки.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *