4.4. Дизельные двигатели 16D и 16DА
4.4.1. Техническая характеристика
Тип двигателя | Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель, с одним распределительным валом верхнего расположения, не прямым впрыском и компрессионным воспламенением |
Маркировка: | |
– до 1985 г | 16D |
– с 1986 г | 16DA |
Диаметр цилиндра | 80,00 мм |
Ход поршня | 79,50 мм |
Объем | 1598 см 3 |
Последовательность работы цилиндров | 1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива) |
Степень сжатия | 23 : 1 |
Максимальный крутящий момент: | |
– 16D | 96 Нм при 2400 об/мин |
– 16DA | 95 Нм при 2400 об/мин |
Зубчатый ремень
Натяжение ремня (измерено при помощи инструмента КМ-510-А): | |
– новый ремень, двигатель разогрет | 9,0 |
– новый ремень, двигатель холодный | 6,5 |
– использованный ремень, двигатель разогрет | 8,0 |
– использованный ремень, двигатель холодный | 4,0 |
Головка блока цилиндров
Определение толщины прокладки: | |
– выступ поршня до 0,75 мм: | |
толщина | 1,3 мм |
маркировка | Нет |
– выступ поршня 0,75 – 0,85 мм: | |
толщина | 1,4 мм |
маркировка | Один вырез |
– выступ поршня свыше 0,85 мм: | |
толщина | 1,5 мм |
маркировка | Два выреза |
Регулировка зазоров клапанов | Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями |
Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
– впускного | 1,3 – 2,0 мм |
– выпускного | 1,3 – 2,6 мм |
Люфт стержня клапана в направляющей втулке: | |
– впускного клапана | 0,015 – 0,047 мм |
– выпускного клапана | 0,030 – 0,062 мм |
Углубление головки клапана | 0,25 – 0,75 мм |
Выступ вихревой камеры | 0,00 – 0,04 мм |
Шлифовка сопрягаемой поверхности | Максимум 0,025 мм |
Высота головки блока цилиндров: | |
– максимальная | 106,10 мм |
– минимальная | 105,75 мм |
Неплоскостность сопрягаемых поверхностей | Максимум 0,15 мм |
Клапаны
Длина клапана | 123,25 мм |
Диаметр тарелки клапана: | |
– впускного | 36 мм |
– выпускного | 32 мм |
Диаметр стержня клапана (номинальный): | |
– впускного | 7,970 – 7,985 мм |
– выпускного | 7,955 – 7,970 мм |
Внутренний диаметр направляющей втулки клапана (номинальный) | 8,000 – 8,017 мм |
Диаметр стержня клапана после растачивания втулки: | |
– маркировка 1 | +0,075 мм |
– маркировка 2 | +0,150 мм |
– маркировка А (впускного клапана) или К (выпускного клапана) | +0,250 мм |
Угол фаски клапана в головке цилиндров | 44° |
Распределительный вал и подшипники
Диаметр шейки подшипника (номинальный): | |
– №1 | 42,455 – 42,470 мм |
– №2 | 42,705 – 42,720 мм |
– №3 | 42,955 – 42,970 мм |
– №4 | 43,205 – 43,220 мм |
– №5 | 43,455 – 43,470 мм |
Диаметр подшипника (номинальный): | |
– №1 | 42,500 – 42,525 мм |
– №2 | 42,750 – 42,775 мм |
– №3 | 43,000 – 43,025 мм |
– №4 | 43,250 – 43,275 мм |
– №5 | 43,500 – 43,525 мм |
Диаметры шеек и подшипников после обработки | -0,1 мм |
Маркировка распределительного вала: | |
– буквенная | В |
– цветовая – стандартный вал | нет |
– цветовая – после обработки | фиолетовый |
Радиальное биение | Максимум 0,03 мм |
Осевой люфт | 0,04 – 0,14 мм |
Высота подъема кулачков (впускных и выпускных клапанов) | 6,12 мм |
Овальность и конусность цилиндра | 0,013 мм максимум |
Цилиндры
Цилиндр | Диаметр (± 0,005 мм) | Маркировка |
Категория 1 | 79,95 мм | 5 |
79,96 мм | 6 | |
79,97 мм | 7 | |
Категория 2 | 79,98 мм | 8 |
79,99 мм | 99 | |
80,00 мм | 00 | |
80,01 мм | 01 | |
80,02 мм | 02 | |
80,03 мм | 03 | |
Категория 3 | 80,04 мм | 04 |
80,05 мм | 05 | |
80,06 мм | 06 | |
80,07 мм | 07 | |
80,08 мм | 08 | |
80,09 мм | 09 | |
80,10 мм | 1 | |
Увеличенный размер (на 0,5 мм) | 80,47 мм | 7+0,5 |
80,48 мм | 8+0,5 | |
80,49 мм | 9+0,5 | |
80,50 мм | 0+0,5 | |
Увеличенный размер (на 1,0 мм) | 80,97 мм | 7+1,0 |
80,98 мм | 8+1,0 | |
80,99 мм | 9+1,0 | |
81,00 мм | 0+1,0 |
Поршни
Производитель | Mahle или Alcan |
Маркировка производителя: | |
– Mahle | m |
– Alcan | D |
Диаметр: | |
– Mahle | на 0,030 мм меньше, чем диаметр цилиндра |
– Alcan | на 0,020 мм меньше, чем диаметр цилиндра |
Маркировка по категориям соответствует маркировке цилиндров. Выступ поршня в верхней мертвой точке (используется для определения толщины прокладки головки блока цилиндров) | 0,65 – 0,95 мм |
Монтажный зазор: | |
– Mahle | 0,020 – 0,040 мм |
– Alcan | 0,015 – 0,035 мм |
Поршневые кольца
Толщина: | |
– компрессионные кольца | 1,978 – 1,990 мм |
– маслосъемное кольцо | 2,975 – 3,010 мм |
Зазор в замке колец | 0,2 – 0,4 мм |
Зазор между поршневым кольцом и боковой поверхностью канавки кольца | Не определен |
Смещение замков поршневых колец относительно друг друга | 180° |
Поршневые пальцы
Длина | 64,7 – 65,0 мм |
Диаметр | 25,995 – 26,000 мм |
Зазор: | |
– между поршневым пальцем и поршнем | 0,007 – 0,011 мм |
– между поршневым пальцем и шатуном | 0,014 – 0,025 мм |
Шатуны
Разница между соседними шатунами в весе | 4 г |
Маркировка по весу: | |
– 785 г | Черный/ 1 |
– 789 г | Голубой/ 2 |
– 793 г | Зеленый/ 3 |
– 797 г | Желтый/ 4 |
– 807 г | Белый/ 5 |
– 805 г | Серый/ 6 |
Люфт на коленчатом валу | 0,07 – 0,24 мм |
Коленчатый вал и подшипники
Диаметр шейки коренного подшипника: | |
– номинальный | 57,982 – 57,995 мм |
– уменьшенный размер (на 0,25) | 57,732 – 57,745 мм |
– уменьшенный размер (на 0,50) | 57,482 – 57,495 мм |
Диаметр шейки шатунного подшипника: | |
– номинальный | 48,971 – 48,987 мм |
– уменьшенный размер (на 0,25) | 48,721 – 48,737 мм |
– уменьшенный размер (на 0,50) | 48,471 – 48,487 мм |
Овальность и конусность подшипников коленчатого вала | Максимум 0,004 мм |
Биение вала | Максимум 0,03 мм |
Люфт | 0,07 – 0,30 мм |
Рабочий зазор коренного подшипника | 0,015 – 0,040 мм |
Рабочий зазор шатунного подшипника | 0,019 – 0,063 мм |
Маркировка вкладышей подшипников
Вкладыши | Цвет | Маркировка |
Стандартный размер: | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Коричневый | 413N или 403N |
– верхний средний вкладыш коренного подшипника | Коричневый | 400N или 410N |
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Зеленый | 414N или 404N |
– нижний средний вкладыш коренного подшипника | Зеленый | 401N или 411N |
– вкладыши шатунного подшипника | Нет | 419N |
Уменьшенный размер (0,25): | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Коричневый-голубой | 415А или 405А |
– верхний средний вкладыш коренного подшипника | Коричневый-голубой | 402А или 412А |
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Зеленый-голубой | 416А или 406А |
– нижний средний вкладыш коренного подшипника | Зеленый-голубой | 403А или 413А |
– вкладыши шатунного подшипника | Голубой | 420А |
Уменьшенный размер (0,50): | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Коричневый-белый | 236В или 407 |
– верхний средний вкладыш коренного подшипника | Коричневый-белый | 238В или 414В |
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего | Зеленый-белый | 237В или 408 |
– нижний средний вкладыш коренного подшипника | Зеленый-белый | 239В или 415В |
– владыши шатунного подшипника | Белый | 421В |
Маховик
Биение | Максимум 0,5 мм |
Максимальный износ фрикционной поверхности | Максимум 0,3 мм |
Система смазки
Тип системы | Масляный поддон, подача под давлением, полнопоточный фильтр |
Фильтр | Champion G105 |
Давление масла (двигатель разогрет и работает на холостом ходу) | 1,5 бар |
Зазоры масляного насоса: | |
– зазор между зубьями шестерен | 0,1 – 0,2 мм |
– зазор между внешней шестерней и кожухом насоса | 0,03 – 0,10 мм |
– зазор между плоскостью шестерен и плоскостью насоса | 0,03 – 0,10 мм |
Водяной насос
Тип | Центробежный насос |
Привод | От коленчатого вала клинообразным ремнем |
Термостат
Температура начала открытия | 91° С |
Температура полного открытия | 106° С |
Маркировка | 91 |
Моменты затягивания
Двигатель 16D | |
Болты крепления шкива коленчатого вала | 20 |
Центральный болт шкива коленчатого вала | 155 |
Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров двигателя | 45 |
Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров двигателя | 45 |
Болт шкива распределительного вала: | |
– ступень 1 | 75 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 30° |
Болты крышек коренных подшипников | 80 |
Болты крышек шатунных подшипников | 50 |
Заглушка редукционного клапана масляного насоса | 30 |
Болты масляного поддона | 5 |
Болты головки блока цилиндров:* | |
– ступень 1 | 25 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 90° |
– ступень 3 | Довернуть на угол 90° |
– ступень 4 | Довернуть на угол 45° |
– ступень 5 | Довернуть на угол 30° |
– ступень 6 | Довернуть на угол 45° |
Болты, крепящие вакуумный насос к крышке головки блока цилиндров | 28 |
Выключатель контрольной лампы давления масла | 30 |
Болты, крепящие маслоотделитель системы вентиляции картера двигателя | 15 |
Болты кронштейна правой опоры двигателя | 50 |
Болты остальных опор двигателя | 40 |
Маслосливная пробка | 45 |
Болты водяного насоса | 25 |
Болты, крепящие кожух термостата к головке блока цилиндров | 15 |
Болты, крепящие датчик температуры охлаждающей жидкости к кожуху термостата | 8 |
Двигатели 16DA | |
Центральный болт шкива коленчатого вала:* | |
– ступень 1 | 130 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 45° |
Болты крепления маховика:* | |
– ступень 1 | 50 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 30° |
Болты крышек коренных подшипников:* | |
– ступень 1 | 50 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 45° |
Болты крышек шатунных подшипников:* | |
– ступень 1 | 35 |
– ступень 2 | Довернуть на угол 30° |
Болты головки блока цилиндров:* | |
– ступень 1 | 25 Нм |
– ступень 2 | Довернуть на угол 90° |
– ступень 3 | Довернуть на угол 90° |
– ступень 4 | Довернуть на угол 45° |
– ступень 5 | Довернуть на угол 30° |
– ступень 6 | Довернуть на угол 45° |
Свечи накаливания | 20 |
* При установке необходимо использовать новые болты.
Комментарии