Снятие и установка на место головки цилиндров

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Откройте капот и очистите поверхность двигателя вокруг головки цилиндров.
2. Взведите ручной тормоз и поддомкратьте автомобиль спереди и сзади, установив его на осевые подпорки (обратитесь к Разделу Поддомкрачивание, буксировка и смена колес). Снимите правое переднее колесо.
3. Отдайте винты и снимите молдинг переднего крыла и локер арки колеса под правым передним крылом.
4. Снимите центральную панель под радиатором, произведите сливание системы охлаждения в соответствии с инструкциями, приведенными в Главе Текущее обслуживание. Установите на место и затяните сливную пробку.
5. Отдайте и снимите нижний крепежный болт кожуха электрического вентилятора системы охлаждения.
6. Отсоедините отрицательный провод батареи и сдвиньте его подальше от клеммы батареи.
7. На ранних моделях ослабьте зажимы и отсоедините шланги от расширительного бачка с правой стороны двигательного отсека. Отдайте крепежный болт, освободите тросиковый зажим и отделите соединитель. Извлеките расширительный бачок из двигательного отсека.
8. Отболтите и снимите реактивную штангу (и, где необходимо, опору) в правом верхнем конце двигателя.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
9. При необходимости снимите винты резервуара системы гидроусиления руля и сдвиньте резервуар в сторону. Ослабьте тросиковые зажимы шлангов.
10. На ранних моделях снимите отдельный приводной ремень компрессора системы кондиционирования воздуха (см. главу Текущее обслуживание). На поздних моделях снимите вспомогательный приводной ремень (см. главу Текущее обслуживание).
11. Отсоедините штекер от компрессора системы кондиционирования воздуха (там, где он имеется), затем отдайте болт опоры и снимите компрессор со скобы.
12. Накройте балку радиатора куском ткани, затем отсоедините нижний шланг от водяного насоса и положите компрессор и шланг на балку.
13. Отболтите.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
14. Снимите скобу опоры компрессора системы кондиционирования воздуха с головки цилиндров.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
15. Там, где имеется, отсоедините провода от лямбда-датчика, и контактный штекер под впускным трубопроводом. Высвободите провода из зажимов на головке цилиндров и отложите их в сторону на подрамнике кузова.
16. На моделях, не оснащенных системой турбонаддува отдайте крепежные гайки нижней трубы выхлопной системы к выпускному коллектору и опустите трубу.
17. На моделях, оснащенных системой турбонаддува, снимите турбокомпрессор (см. главу Топливная и выхлопная системы). Снимите электромагнитный клапан системы турбонаддува и разместите его в стороне от измерителя воздушного потока. Ослабьте шланговые зажимы и снимите питающую трубку системы турбонаддува. Ослабьте шланговые зажимы и снимите впускной шланг системы турбонаддува с компрессора, также отсоедините шланги электромагнитного клапана. На шлангах должна быть нанесена маркировка в виде “С” со стороны компрессора и “W” со стороны выхода.
18. Отсоедините провода электрического вентилятора системы охлаждения, затем отдайте гайки верхней опоры и снимите сборку вентилятора позади радиатора.
19. Ослабьте хомут и отсоедините верхний шланг радиатора от кожуха термостата в левом конце головки цилиндров.
20. Отсоедините шланг сапуна картера и шланг блока управления вакуума (где установлен), сдвиньте шланги в сторону.
21. Отдайте винты и снимите смотровую крышку или блок зажигания системы прямого зажигания в центре крышки головки цилиндров.
22. Там, где имеются, отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания.
23. Там, где установлен, снимите распределитель (см. Главу Системы запуска и заряда) и отложите его в сторону.
24. Отсоедините провода от датчика температуры на кожухе термостата.
25. Ослабьте хомут и отсоедините шланг отопителя от кожуха термостата.
26. Отдайте болты крепления опоры к скобе регулятора давления топлива и поверните скобу в сторону вместе с датчиком и шлангами.
27. Отболтите от блока цилиндров реактивную штангу скобы правой опоры двигателя.
28. Там, где установлены, отвинтите верхние болты упорной штанги впускного трубопровода на каждой стороне трубопровода.
29. На моделях, оснащенных двухсекционным впускным трубопроводом, отсоедините шланг клапана системы воздушного кондиционера и шланг сапуна картера и (там, где имеется) отболтите скобу трубки измерительного щупа. Отсоедините впускной трубопровод от шлангов, затем отклоните его в сторону и закрепите шланги тросиковыми хомутами.
30. Отдайте болты крепления впускного трубопровода к головке цилиндров и сдвиньте сборку трубопровода в комплекте в заднюю часть двигательного отсека. Удалите прокладку. Оставьте все провода, шланги и тросики (если имеются) подсоединенными к сборке впускного трубопровода.
31. Отболтите и снимите крышки головки цилиндров, снимите специальные расщепленные резиновые пробки с головки цилиндров. В случае, если крышка прикипела к головке, для ее освобождения не сильно похлопайте по ней ладонью.
32. С помощью торцевого ключа, надетого на болт шкива коленвала проверните двигатель так, чтобы метка верхней мертвой точки маховика / приводного диска или шкива коленвала совпала с распределительной меткой на корпусе трансмиссии или крышке распределительной цепи, а поршень N1 (ближний к распределительной цепи) оказался в верхней точке такта сжатия. При необходимости обратитесь к Разделу Положение верхней мертвой точки (ВМТ) 1-го поршня. Удостоверьтесь также, что метки верхней мертвой точки на концах распредвалов, на которые надеваются звездочки, совпали с соответствующими метками верхних мертвых точек на крышках подшипников распредвалов.
33. Отдайте и снимите натяжитель распределительной цепи задней части головки цилиндров.
34. Удерживая стационарно каждый распредвал с помощью гаечного ключа, надетого на специальные лыски с задней стороны распредвалов (обращенных к маховику / приводному диску), отдайте болты и снимите звездочки, оставив их лежащими в направляющих распределительной цепи. Альтернативно, снимите звездочки после нанесения идентификационных меток их положения. Обратите внимание, что на двигателях В204/В234 распределительная цепь не снимается со звездочки коленвала, так как под звездочкой находится держатель. На двигателях В202 закрепите цепь на звездочке подвязав ее в верху направляющей.
35. Отдайте и снимите 2 болта крепления крышки распределительной цепи к головке цилиндров. Болты ввинчены в нижнюю часть головки.
36. Действуя в порядке, обратном предложенному на рис., по прогрессирующей ослабьте 10 болтов головки цилиндров на пол-оборота за 1 раз, до тех пор, пока не окажется возможным отвинчивание болтов вручную.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
 Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
37. Для откручивания болтов требуется применение сменной головки типа “Torx”, так как головки имеют 6 внешних шлицев.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
38. После снятия всех болтов головки цилиндров удостоверьтесь, что распределительная цепь расположена таким образом, что башмак натяжителя цепи не мешает снятию головки цилиндров. Снимите головку цилиндров вверх с верхней части блока цилиндров и поместите ее на верстак. При необходимости воспользуйтесь помощью ассистента - головка цилиндров довольно тяжелая. В случае, если головка цилиндров прикипела к блоку цилиндров, постарайтесь раскачать ее слегка для отделения ее от прокладки - ни в коем случае не пытайтесь вставить отвертку или какой либо другой инструмент между блоком и головкой, так как это может привести к повреждению контактных поверхностей. Головка цилиндров устанавливается на направляющие втулки, поэтому не старайтесь сдвинуть головку путем бокового ее постукивания.
39. Снимите прокладку с верхней части блока цилиндров, обратив внимание на две направляющие втулки. Если направляющие втулки вставляются свободно, извлеките их из блока цилиндров и отложите их вместе с блоком цилиндров. Не выбрасывайте прокладку, она может пригодиться для идентификации.
40. Если головка цилиндров снята для проведения капитального ремонта, снимите распредвалы, как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка распредвала (распредвалов) и гидравлических толкателей клапанов.

Подготовка к установке на место

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Перед установкой головки цилиндров на место сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть тщательно очищены. Для удаления следов старой прокладки и нагара воспользуйтесь твердым пластиковым или деревянным скребком; также зачистите головки поршней. Во время зачистки постоянно имейте ввиду, что мягкий алюминиевый сплав легко может быть поврежден. Помните, что нагар не должен попасть в масляный и водяной каналы двигателя - особенно это относится к системе смазки двигателя, так как, соскобленный нагар, попавший в галереи маслотоков может заблокировать подачу масла к компонентам двигателя. Для предупреждения попадания в них нагара и загрязнений залепите все масляные и водяные отверстия, а также отверстия под болты в блоке цилиндров с помощью липкой ленты. Для предупреждения попадания нагара в зазор между поршнями и зеркалами цилиндров заполните зазоры густой смазкой. После очистки каждого поршня удалите следы смазки с нагаром из зазора маленькой щеткой, затем тщательно протрите остатки чистой ветошью.
2. Осмотрите сопрягаемые поверхности блока и головки цилиндров на предмет обнаружения заусенцев, глубоких царапин и других повреждений, неглубокие царапины могут быть осторожно удалены напильником, однако при обнаружении более глубоких повреждений единственной альтернативой замене блока или головки может явиться станочная механическая обработка.
3. Если имеется подозрение на искривление сопрягаемой поверхности головки цилиндров, проверьте ее плоскостность с помощью шаблона ровной линии или металлической линейкой.
4. Проверьте состояние болтов головки цилиндров, особое внимание уделяя их резьбовой части, проделывайте это каждый раз при снятии болтов. Промойте болты в растворителе и насухо протрите их. осматривайте болты на предмет обнаружения признаков износа или повреждения резьбовой части или головок, при необходимости заменяйте болты. Измерьте длину каждого болта и сравните его с длиной нового. Несмотря на то, что фирма SAAB не обращает специальное внимание на необходимость замены болтов, составители данного Руководства настоятельно рекомендуют замену всего комплекта болтов при разборке двигателя, работавшего на автомобиле со значительным пробегом.

Установка на место

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если снимали, установите на место распредвалы (обратитесь к Разделу Снятие, осмотр и установка распредвала (распредвалов) и гидравлических толкателей клапанов).
2. Начисто протрите сопрягаемые поверхности головки цилиндров и блока цилиндров / картера. Удостоверьтесь, что направляющие втулки установлены на свои места в блок цилиндров.
3. Установите на поверхность блока цилиндров новую прокладку, удостоверившись, что она установлена правильным образом.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
4. Удостоверьтесь, что каждый распредвал находится в верхней мертвой точке - распределительные метки расположены на передних концах распредвалов и должны совпадать с метками на крышках подшипников.
5. Удостоверьтесь, что нулевая отметка верхней мертвой точки на маховике/приводном диске по-прежнему совмещена с распределительной меткой на трансмиссии.
6. Удостоверьтесь, что распределительная цепь правильно села в направляющих цепи, затем осторожно опустите головку цилиндров на блок, надев ее на направляющие втулки.
7. Слегка смажьте резьбы и нижние поверхности головок болтов головки цилиндров. Вставьте болты и затяните их от руки.
8. Работая в прогрессивном порядке, в соответствии с рис. затяните болты головки цилиндров с усилием первой стадии с помощью динамометрического ключа.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
 Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
9. Работая в том же порядке, затяните болты головки цилиндров с усилием второй стадии.  
10. После затягивания всех болтов головки цилиндров с усилием второй стадии опять же, работая в прежнем порядке, произведите заключительное дозатягивание болтов на угол третьей стадии затягивания, используйте для этого торцевой ключ с удлинителем.  Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000
11. Для большей точности проведения данной стадии затягивания рекомендуется применение угломера. В том случае, если в Вашем распоряжении не имеется угломера, то рекомендуется краской нанести посадочные метки на болты головки цилиндров и корпус головки цилиндров, при затягивании эти метки могут быть использованы, как ориентиры для определения угла затягивания.
12. Вставьте и затяните 2 крепежных болта крышки распределительной цепи к головке цилиндров.
13. Установите звездочки распредвалов, сперва одев звездочку выпускного вала, а затем впускного. Не затягивайте полностью болты на этой стадии. Удостоверьтесь, что распределительная цепь правильно села на направляющих и на звездочках.
14. Установите натяжитель распределительной цепи (обратитесь к Разделу Снятие, осмотр и установка на место распределительной цепи и звездочек).
15. С помощью торцевого ключа, надетого на болт шкива коленвала, проверните двигатель на 2 полных оборота по часовой стрелке, затем удостоверьтесь, что метки верхней мертвой точки по прежнему правильно совмещены.
16. Полностью затяните крепежные болты звездочек распредвалов с требуемым усилием, удерживая при этом распредвалы с помощью гаечного ключа, надетого на специальные лыски.
17. Очистите сопрягаемые поверхности головки цилиндров и крышки головки цилиндров. Установите специальные разрезанные резиновые пробки на головку цилиндров, затем нанесите 4-мм подушку силиконового герметика на углы головки и на резиновые пробки.

 Снятие и установка на место головки цилиндров Saab 9000

18. Установите на место крышку головки цилиндров и вставьте крепежные болты. Затяните болты в прогрессивном порядке с требуемым усилием, начиная с болтов на стороне головки, обращенной к маховику / приводному диску и центрального болта со стороны распределительной цепи.
19. Установите на головку цилиндров впускной трубопровод, использовав новую прокладку, и затяните установочные болты.
20. На моделях с двухсекционным впускным трубопроводом подсоедините трубопровод к шлангам, затем установите на место скобу трубки измерительного щупа и подсоедините шланг сапуна картера и шланг клапана системы кондиционирования воздуха.
21. Там, где имеется, вставьте и затяните верхние болты упорных штанг впускного трубопровода с каждой стороны трубопровода.
22. Установите на головку цилиндров реактивную штангу скобы правой опоры двигателя и затяните болты.
23. Установите на место скобу регулятора топливного давления в комплекте с датчиком и затяните установочные болты.
24. Подсоедините к кожуху термостата шланг отопителя и затяните хомут.
25. Подсоедините провода к датчику измерения температуры на кожухе термостата.
26. Там, где имеется, установите на место, распределитель (см. Главу Системы запуска и заряда).
27. Там, где имеются, подсоедините к свечам высоковольтные провода.
28. Установите на место смотровую крышку или блок зажигания системы прямого зажигания на центр крышки головки цилиндров и затяните крепежные винты.
29. Подсоедините шланг сапуна картера и шланг вакуумного регулятора (где имеется).
30. Подсоедините верхний шланг радиатора к кожуху термостата и затяните хомут.
31. Установите на место позади радиатора сборку электрического вентилятора системы охлаждения, затяните установочные гайки. Подсоедините провода.
32. На моделях, оснащенных системой турбонаддува, установите на место турбокомпрессор с сопутствующими компонентами (см. Главу Топливная и выхлопная системы).
33. На моделях, не оснащенных системой турбонаддува, установите на место к выпускному коллектору приемную выхлопную трубу, воспользовавшись новой прокладкой и затяните гайки.
34. Под впускным трубопроводом подсоедините на место штекер лямбда-датчика. Закрепите провода в зажимах на головке цилиндров и тросиковым хомутом закрепите провода к подъемной серьге двигателя.
35. Установите на место скобу опоры компрессора и компрессор системы кондиционирования воздуха, затяните установочные болты. Подсоедините на место соединительный шланг водяного насоса, затяните хомут. Подсоедините штекер, удостоверившись, что провода расположены таким образом, что не задевают за шкив компрессора.
36. Установите на место вспомогательный приводной ремень (см. Главу Текущее обслуживание).
37. На ранних моделях установите приводной ремень системы кондиционирования воздуха (см. Главу Текущее обслуживание).
38. Если требуется, установите на место резервуар системы гидроусиления руля, затяните установочные винты. Закрепите шланги тросиковыми хомутами.
39. Установите на место на правом конце двигателя реактивную штангу/опору и затяните установочные болты.
40. На ранних моделях установите на место расширительный бачок в правой части двигательного отсека и затяните болт. Подсоедините шланги и закрепите их хомутами. Подсоедините штекер и закрепите провода с помощью тросиковых хомутов.
41. Подсоедините отрицательный провод батареи.
42. Установите центральную панель под радиатор, а затем локер арки колеса и молдинг правого переднего колеса.
43. Установите на место правое переднее колесо и опустите автомобиль на землю.
44. Заполните систему охлаждения (см. Главу Текущее обслуживание).
45. Запустите двигатель, соблюдая предосторожности, приведенные в Разделе Капитальный ремонт двигателя - общая информация.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *