Поиск причин отказов электрооборудования

 border=

Описанные ниже процедуры позволяют произвести общую диагностику состояния главных электрических контуров, однако не должны применяться для проверки легкоуязвимых электрических систем (таких как, например, ABS), в особенности, включающих в свой состав электронные модули управления (ECU).


Общие сведения


Типичный электрический контур состоит из потребителя электроэнергии (рабочего компонента), выключателей управления (ключей), реле, электромоторов, предохранителей, плавких вставок/прерывателей цепи, имеющих отношение к работе данного компонента, а также соединительной электропроводки, ее контактных клемм и разъемов. С целью облегчения выполнения диагностических процедур в конце данной Главы приведены схемы электрических соединений различных систем электрооборудования автомобиля.

Прежде чем приступать к поиску неисправности отказавшего электрического прибора, внимательно изучите соответствующую электрическую схему. Постарайтесь как можно яснее представить себе принцип функционирования компонентов, входящих в состав данного контура. Перечень возможных причин отказа может быть сведен к минимуму путем исключения из него однозначно исправно функционирующих компонентов, имеющих отношение к работе проверяемой цепи. При одновременном нарушении функционирования сразу нескольких компонентов или контуров, наиболее вероятной причиной отказа является выход из строя общих для данных контуров предохранителя или нарушение заземления.

Чаще всего отказы электрооборудования объясняются простейшими причинами, такими как окисление или ослабление крепления клеммных соединений, выход из строя предохранителя или плавкой вставки, отказ реле (описание процедур проверки испрвности функционирования реле приведено в Разделе Предохранители, реле и прерыватели - общая информация) и т.п. Прежде чем приступать к поиску внутренних дефектов собственно отказавшего компонента, внимательно проверьте состояние всех имеющих отношение к его функционированию предохранителей, разъемов и проводов. Для определения перечня подлежащих проверке узлов и клеммных соединений изучите соответствующую электрическую схему.

К числу основных инструментов, необходимых при поиске отказов электрооборудования следует отнести:

a) Измеритель цепи или вольтметр (для некоторых проверок также подойдет обычная 12-вольтная лампа с комплектом соединительных проводов);
b) Лампа-пробник с индивидуальным источником питания (иногда называемая также измерителем проводимости);
c) Омметр;
d) Батарея;
e) Комплект соединительных проводов;
f) Набор проводов-перемычек, оборудованных различного типа соединительными клеммами и, желательно, оснащенных прерывателем цепи или предохранителем (для шунтирования подозрительных участков цепи или электрических компонентов).

Прежде чем приступать собственно к выполнению проверок, внимательно изучите соответствующие (из приведенных в конце настоящей Главы) схемы электрических соединений.

Для поиска причины носящего нестабильный характер отказа (нарушения такого рода обычно оказываются связанными с окислением или ослаблением крепления клеммных соединений электропроводки) может быть произведена простейшая проверка цепи, выполняемая путем подергивания различных участков электропроводки соответствующего контура. В результате таких манипуляций зачастую можно локализовать дефектный отрезок цепи. Данная проверка может производиться совместно с любой из перечисленных ниже в соответствующих подразделах.

Кроме проблем, связанных с нарушением качества электрических соединений, к числу наиболее вероятных и часто встречающихся отказов электрических цепей следует отнести обрывы и короткие замыкания.

Обрыв цепи обычно определяется механическим повреждением токопроводных жил или отсоединением контактных клемм, что приводит к размыканию контура и прекращению циркулирования в нем электрического тока. В результате обрыва цепи ее рабочий компонент перестает функционировать, однако соответствующие предохранители/плавкие вставки не выходят из строя.

Коротким замыканием называется непредусмотренное конструкцией цепи замыкание ее электропроводки. При этом ток начинает циркулировать по кратчайшему пути, обычно уходя на массу. Короткие замыкания обычно связаны с нарушением целостности изоляции электропроводки и в обязательном порядке приводят к выходу из строя предохранителей/плавких вставок цепи.

Поиск обрывов цепи

Для проверки контура на обрыв подсоедините один из проводов измерителя цепи или вольтметра к отрицательной клемме батареи или любой из надежно заземленных точек на шасси или двигателе автомобиля.

Второй провод прибора подсоедините к клеммному соединению проверяемого контура, предпочтительно, ближайшему к батарее или предохранителю.

Включите питание - не забывайте, что некоторые из контуров запитываются только в определенных положениях выключателя зажигания.

Если напряжение имеет место (включается лампа измерителя, либо на индикаторе вольтметра фиксируется соответствующее показание), значит отрезок цепи между проверяемым клеммным соединением и батареей исправен.

Продолжайте проверку, поочередно переходя от одного клеммного соединения цепи, к другому (двигаясь в направлении от батареи/предохранителя).

Неисправный участок контура будет лежать между точкой, на которой прибор не зарегистрирует наличия напряжения и последним из проверенных исправных клеммных соединений. Чаще всего причиной нарушения оказывается обрыв электропроводки, либо окисление/ослабление крепления клеммы.

Поиск причин короткого замыкания


В первую очередь отсоедините потребитель(и) электроэнергии проверяемого контура (потребителями электроэнергии, или полезной нагрузкой контура называются компоненты, на функционирование которых расходуется основная доля энергии циркулирующего в цепи тока, такие как лампы, электромоторы, нагревательные элементы и т.п.).

Извлеките предохранитель защиты проверяемого контура и подсоедините к его установочным клеммам измеритель цепи или вольтметр.

Включите питание - помните, что некоторые из контуров запитываются лишь в определенных положениях выключателя зажигания.

Если напряжение имеет место на клеммах предохранителя, значит, в цепи имеет место короткое замыкание.

Если напряжение отсутствует, однако предохранитель по прежнему перегорает при подаче питания в цепь, следовательно имеет место внутренний дефект потребителя(ей) электроэнергии контура.

Поиск нарушений заземления

Отрицательная клемма батареи заземлена на называемый “массой” металл силового агрегата, шасси и кузовных элементов автомобиля. Электрические контуры большей части электрооборудования построены таким образом, что соединительная электропроводка используется лишь для подачи питания к потребителю от положительной клеммы батареи, возврат же тока в батарею осуществляется по металлу массы. Это означает, что крепежные элементы потребителей электроэнергии формируют собой возвратную часть цепи. Ввиду вышесказанного, ослабление крепления или развитие коррозии опорных элементов рабочего компонента цепи влечет за собой нарушение исправности функционирования контура от полного выхода последнего из строя, до частичного отказа различных участков цепи. В частности, в результате ослабления крепежа может снизиться яркость свечения осветительных приборов (в особенности при общем заземлении с другим контуром) или скорость вращения электромотора (например, привода стеклоочистителей или вентилятора системы охлаждения). При этом отказ одного контура может вызвать нарушение функционирования другого, внешне никак не связанного с вышедшим из строя. Обратите внимание, что на многих автомобилях определенные узлы соединены между собой специальными шинами заземления. Такого рода шины используются в тех случаях, когда отсутствует прямой контакт металлических частей блоков ввиду оборудования опор эластичными резиновыми подушками и втулками (как например, в опорах подвески силового агрегата).

Для проверки исправности заземления компонента отключите батарею и подсоедините один из проводов омметра к заведомо надежно заземленной точке шасси или силового агрегата. Второй провод измерителя подсоедините к точке заземления проверяемого компонента. Прибор должен зафиксировать нулевое сопротивление, в противном случае следует проверить исправность соединения.

При наличии подозрений на нарушение качества клеммного соединения заземления, разберите контактный узел и зачистите до голого металла сопрягаемые поверхности клемм. Постарайтесь полностью удалить все следы коррозии и грязь, затем соскоблите ножом краску, добиваясь однозначного контакта металлических поверхностей. При сборке узла позаботьтесь о прочности затягивания крепежа. Между клеммами электропроводки и контактами массы, для гарантии качества электрического соединения, прокладывайте шайбы с насечкой. Во избежание развития коррозии в будущем покрывайте соединенные клеммные узлы бескислотным вазелином или силиконовой смазкой. Хорошими средствами являются также аэрозоль, применяемая для герметизации компонентов системы зажигания и влагоотталкивающая смазка.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *