Стеклоподъемник окон дверей на автомобилях Шкода Октавия двух типов. Стандартно используемый стеклоподъемник управляется вручную, ручками на дверях. Как особое оснащение можно перед покупкой автомобиля заказать стеклоподъемники дверей, управляемые электрически.
Стекла окон дверей пространственно профилированы, и поэтому их траектория при опускании и подъеме должна быть криволинейной и стеклоподъемники к этому приспособлены.
Конструктивное решение стеклоподъемников отличается для передних и задних дверей, а также для правой и левой сторон. Опускание и подъем стекла осуществляется по принципу параллелограмма, причем стекло закреплено в двух местах на нижней грани, направляемое как в пространственно профилированной направляющей планке, так и в резиновых профилях, вложенных в пазы дверей.
Стеклоподъемники представляют собой сравнительно простые компактные монтажные узлы. Металлические детали имеют поверхностную защиту цинкохромированием. При монтаже в дверях стеклоподъемники лишь вставляются с помощью вспомогательных болтов в профилированные отверстия, сдвигаются вниз и болты затягиваются. Стеклоподъемники, установленные в передних дверях, имеют две ходовые планки, каждую привинченную вверху и внизу к отверстиям во внутреннем листе двери. На стойки профиля планок надеты пластмассовые накладки, на которых закреплены держатели стекла. Держатели стекла представляют собой две стальных скобы, соединенные болтом, типа цанги, которые после вложения стекла (вставленного в резиновый профиль) прижимаются к стеклу поворотом винта. Ход движков обеспечивает стальной тросик, прикрепленный к ним и ведомый центром планки. В верхних частях планок имеются пластмассовые ролики для тросика, в нижних частях тросик скользит в пластмассовых направляющих. Соединение движков обеих планок выполнено крестом, чтобы при движении вверх и вниз они были параллельны. Между планками тросик уложен в гибкой оболочке.
На одной из планок приварен кронштейн, несущий барабанную лебедку – поводок тросика. На внешнем периметре барабана имеется винтовая канавка, на которой намотано несколько витков тросика и которые при повороте барабана в одну сторону навиваются, а в другую сторону свиваются. В барабан вставлен и пружинный тормоз, ограничивающий сползание стекла давлением на его верхнюю грань. Движение барабана осуществляется либо вручную ручкой, либо электромотором. Кроме вида привода стеклоподъемники в целом одинаковы для обеих версий.
Стеклоподъемник задних дверей концептуально похож на стеклоподъемник передних. Однако, поскольку стекло меньше и легче, а также направляется с обеих сторон по всей длине хода резиновыми профилями, стеклоподъемник конструктивно решен лишь с одной ходовой планкой. На их накладках также имеются по два цанговых держателя для закрепления стекла. Механизм навивки тросика, тормоз и проводка тросика в ролике, салазках и в гибких тросоводах подобен как в стеклоподъемнике передних дверей. В исполнении с ручным управлением имеется пластмассовая рукоятка со свободно вращающимся ручкой, насаженной на многогранный валик. Крепление ручки выполняется защелкиванием пластмассового кольца в паз-проточку под многогранным валиком. Пластмассовое кольцо является деталью ручки и при монтаже или демонтаже ручки лишь сдвигается по оси плеча ручки. Управляемые электрически стеклоподъемники всегда устанавливаются вместе с центральным замком и обогревом боковых зеркал. (Для полноты надо добавить, что как центральный замок, так и электрическое управление и обогрев внешних зеркал на некоторых модификациях автомобилей можно установить отдельно).
Электрический привод стеклоподъемников передних и задних дверей осуществляется самостоятельными электродвигателями, являющимися деталями стеклоподъемников. Техническое решение имеет высокий уровень, документально подтверждаемый также тем, что оборудование имеет предохранители против зажима, незапланированного выключения и другие функции.
Панель с управляющими кнопками для всех четырех окон размещена на притягивающем поручне двери у водителя. Кроме того, имеется электрическое управление стеклоподъемниками задних и передних дверей со стороны пассажира на каждой из упомянутых дверей.
Перемещение стекла из нижнего положения или наоборот продолжается (при установившейся температуре автомобиля около 20° С) от трех до четырех секунд. При пониженных температурах время несколько удлиняется. Даже если кнопка включения будет нажата очень непродолжительное время (не более 0,3 секунд), опускание или перемещение стекла будет продолжаться до конца хода, даже если выключатель не будет нажат. Ход прерывается повторным мгновенным нажатием на кнопку. В электрическом управлении имеется, как уже было сказано, предохранитель против зажима. Это означает, что если датчик оборотов электродвигателя стеклоподъемника зарегистрирует повышение сопротивления на 100 Н, устройство автоматически останавливает движение стекла, а большее давление включит обратный ход и стекло опустится на часть длины хода или даже до нижнего положения. Предохранитель не действует на последних 4 мм перед окончанием движения вверх и это для того, чтобы стекло вошло надлежащим образом в верхнюю часть резинового уплотнения. Предохранитель зажима не действует также тогда, когда верхняя грань стекла находится ниже 200 мм (от верхнего положения). Упомянутое решение электрического управления не допускает, чтобы стеклоподъемник причинил, например, травму, зажав стеклом руку или голову. Сила, двигающая стекло, сравнительно велика. При отсоединении аккумулятора и последующем его присоединении необходимо снова задать в командном узле верхнее положение стекла. Это осуществляется удерживанием кнопки управления до того момента, пока стекло не дойдет до верхнего положения и механизм под влиянием сопротивления не отключится. Данное положение стекла зафиксируется командным узлом. Только после этой, так называемой, инициации возможны описанные выше функции стеклоподъемника. Инициировать можно как каждый стеклоподъемник самостоятельно, так и для всех окон вместе, а именно с помощью ключа внешних замков. Ключ вставляется в замок правых или левых передних дверей и придерживается в положении закрыто. Конструктивное решение позволяет как выдвижение окон в любое время при закрывании дверей, так и открытии всех окон одновременно, если придерживать ключ в замке в положении открыто. Вариант исполнения автомобилей, оснащенных электрическими функциями некоторых элементов дверей (электрическое опускание окон, электрическое управление зеркалами, обогревание зеркал, работа динамиков, центральный замок) предусматривает подсоединение этих электрических элементов на общий командный узел, установленный в дверях.
Комментарии