У Fiat 126p был двухцилиндровый двигатель, и этого было достаточно для того, чтобы европейцы возили своих детей по городу, за город, на отдых на море и т.д. Являются ли трехцилиндровые версии, которые так часто критикуются многими пользователями Интернета, на самом деле пустыми "экологическими" мечтами, которые лишь мешают комфортному вождения? Или в них все же есть смысл?
Трехцилиндровые двигатели несколько лет назад
Каждый, кто имел возможность водить бензиновые автомобили Toyota Aygo, Citroen C1 или Peugeot 107 с 2005 по 2014 год, наверняка помнит культуру трехцилиндрового двигателя 1.0. При трогании с места, создавалось впечатление, что двигатель сейчас развалится или взорвется. Лишь после того, как частота вращения двигателя достигала 2000 оборотов в минуту, работа агрегата выравнивалась, и у водителей, наконец, складывалось впечатление, что они ведут что-то вроде автомобиля, а не газонокосилку...
В технических данных указывается мощность около 70 л.с., крутящий момент 93 Нм, максимальная скорость автомобиля 157 км/ч и разгон 14,2 секунды до сотни... Но поскольку при тестировании этих версий в моей памяти застряло только то, что двигатель "еле живой", с тех пор у меня (и многих других пользователей) появилось отвращение к трехцилиндровым двигателям. Трехцилиндровые двигатели сегодня устанавливаются на многие модели автомобилей, в том числе и популярные у нас машины Skoda. На сайте официального дилера Skoda в Ижевске вы можете ознакомиться с модельным "Шкода" и техническими характеристиками каждой модели.
Сокращение мощности: "экологический путь", слишком тернистый и извилистый
Неужели версии с тремя цилиндрами, которые так критиковались многими пользователями Интернета, действительно переросли экологические мечты и вышли на первый план, по сравнению с требованиями комфорта вождения? Поскольку уменьшение количества сгорания топлива стало навязчивой идеей - в основном, вынужденной в соответствии с новыми правилами - каждого производителя, был разработан принцип уменьшения размеров двигателя, то есть уменьшение объема при одновременном увеличении его мощности. Целью такого решения было снижение расхода топлива, а также сокращение выбросов CO2.
Разработка этой системы стала возможной благодаря все более совершенным системам питания, и основой этой технологии является прямой впрыск топлива и турбокомпрессор. Прямой впрыск топлива обеспечивает равномерное и точное распыление топливовоздушной смеси в камере сгорания для повышения эффективности, а благодаря турбокомпрессору мы получаем более линейный график мощности без скачков при ускорении.
К сожалению, ситуация хуже с двигателями, в которых турбокомпрессоры не используются. Хотя новые системы впрыска допускают крутящий момент 95 Нм, который уже доступен в нижнем диапазоне оборотов, здесь имеет место все еще не очень приятная работа двигателя с момента запуска до 1500-1800 оборотов в минуту.
Тем не менее, производители хвалят их: в конструкции кривошипной системы инженеры смогли уменьшить движущуюся массу по сравнению с предыдущими трехцилиндровыми двигателями, а шатуны и поршни на нижнем конце настолько оптимизированы по весу, что без компенсации комфорта можно было отказаться от нормально используемых балансирных валов в двигателях с тремя цилиндрами. Тем не менее, это теория. Во втором десятилетии 21-го века, мы должны заметить: эти двигатели действительно намного лучше, чем двадцать лет назад. К счастью, агрегаты без турбины встречаются только в автомобилях сегмента A (up!, Citigo, C1) и в самых дешевых версиях сегмента B, то есть моделях, которые покупаются для спокойной езды и, в основном, в городе.
Если у кого-то есть желание иметь автомобиль сегмента B с лучшими ходовыми качествами, теперь он также может купить более дорогую версию из этого сегмента с турбинным двигателем и, следовательно, также с более высокой культурой работы двигателя (например, Nissan Micra Visia+ с двигателем 1,0 71 л.с. или 0,9 турбо 90 л.с.).
Три цилиндра - турбина и современные технологии
Определенно, большее количество двигателей, предлагаемых в настоящее время на рынке, оснащено турбонаддувом. В случае с наиболее популярными двигателями группы VW это версии 1,0 со следующими мощностями: 90 л.с., 95 л.с., 110 л.с. и 115 л.с., в Opel это 1,0 двигатели мощностью 90 л.с. и 105 л.с., а в версии PSA - 1.2 PureTech 110 и 130 л.с.
В качестве примера новых разработок стоит привести данные конструкции блока VW:
Четырехклапанная головка цилиндров в двигателях выполнена из алюминиевого сплава. Клапаны установлены под углом 21 градус (впуск) или 22,4 градуса (выпуск) и перемещаются с помощью роликовых толкателей. Выпускной коллектор интегрирован с головкой цилиндров, поскольку благодаря своей конструкции двигатели быстрее получают оптимальную рабочую температуру. Поскольку выпускные каналы сходятся внутри головки в центральном фланце, охлаждающая жидкость нагревается быстрее при холодном запуске. Однако при нормальной работе поток выхлопных газов охлаждается быстрее, так что двигатели могут работать с оптимальным соотношением топлива к воздуху. В результате происходит сокращение выбросов выхлопных газов и расхода топлива. Вроде бы идеал с точки зрения технологий, но...
Не каждый двигатель хорош для... каждой машины
К сожалению, эта запущенная в Европе экологическая кампания с использованием "экологических моделей" означала, что трехцилиндровые двигатели должны быть "лекарством от всех болезней". В странах с более высокой экологической культурой, чем в России, стандарты выбросов и новые экологические модели продвигаются в большей степени, чем версии с более высокими выбросами CO2. Тем не менее, многие машины часто экологически чище только на бумаге...
Имея возможность тестировать много автомобилей класса с трехцилиндровыми двигателями, такими как Up!, Citigo, Skoda Rapid, Peugeot 208, Opel Corsa или Citroen C3 и C3 Aircross, я думаю, что трехцилиндровые двигатели - действительно отличный выбор (особенно версии с турбиной). Мало того, что автомобили действительно экономичны с легкой педалью газа, вы можете ощутить преимущества турбонаддува и «рывка» при ускорении во время активной езды.
Кроме того, эти модели обычно рассматриваются как версии, используемые в городе и на короткие загородные поездки. Мне особенно нравится Skoda Rapid с двигателем 1,0 110 л.с. DSG, которая очень неплоха из-за размера модели (тест проводился в выходные дни, когда я загружал велосипеды внутрь), расхода топлива и динамики вождения (в итоге это довольно большая машина, и она сжигала на трассе около 4,7 л/100 км), имея при этом топливный бак объемом 55 л...
Однако полным недоразумением является использование небольшого трехцилиндрового двигателя в больших автомобилях. То, что прекрасно работает в небольших, легких автомобилях, вызывает негативные впечатления в более тяжелых моделях. Приходится давить газ в пол, чтобы получить нужную динамику, из-за чего расход топлива растет, а желанной динамики разгона все равно нет... Например, трехцилиндровые двигатели сегодня устанавливаются даже на компактный городской кроссовер Skoda Karoq - вкупе с турбиной, само собой. Речь про бензиновый движок CHZD. Но у покупателя этой машины есть выбор - в зависимости от комплектации есть машины и с 4-цилиндровыми двигателями (их, к слову. все-таки больше). Поэтому любители более мощных решений могут не переживать, и купить Шкода Карок в той комплектации, которая им больше нравится и подходит под стиль вождения.
Этот тренд «малых экологических двигателей», как реализация экологических чаяний правительств развитых стран, в настоящее время является настоящей бедой. Как объяснить, что модель Skoda Octavia использует бензиновый двигатель 1,0 115 л.с. (3-цил), 1,5 150 л.с. и 2,0 190 л.с. (245 RS связан со значительной реконструкцией компонентов), а Opel Astra 1.0 105 л.с. (3-цил), 1,4 125 л.с., 1,4 150 л.с. и 1,6 200 л.с., а во внедорожнике Peugeot 3008 двигатели 1,2 130 л.с. (3-цил) и 1,6 180 л.с. Такие огромные интервалы в предложении двигателей являются результатом стремления получить низкие значения выбросов CO2 и получить супер дешевое предложение на рынке из-за скидок на версию с низким (на бумаге) уровнем выбросов. Характерно, что версии с самыми слабыми 3-цилиндровыми двигателями обычно представлены только в самых дешевых комплектациях.
Отзывы владельцев
На данный момент модели с современными трехцилиндровыми двигателями представлены на рынке довольно скудно, чтобы найти много мнений автовладельцев, но вот некоторые из них, которые удалось найти:
Citroen C3 1.2 82 л.с. - "слышны три цилиндра, но лично меня это не беспокоит. Разгон до 90/100 в порядке и динамики вполне достаточно. В конце концов, это всего лишь 82 лошади, поэтому неудивительно, чего от них ожидать? Двигатель крошечный, простой, без сжатия, поэтому я надеюсь, что он прослужит долго";
VW Polo 1.0 75 л.с. - "Экономичный двигатель, рычит только при запуске на холоде. В городе как рыба в воде, на трассе и магистрали 140-150 км/ч без особых проблем, но не больше";
Skoda Octavia 1.0 115 л.с. - "Авто на трассе расходует незначительное количество топлива, в отличие от городского вождения - здесь результат очень неутешительный" (вероятно, на трассе у пользователя есть склонность к спокойному вождению);
Skoda Octavia 1.0 115 л.с. - "Хорошо набирает, но, на самом деле, мощность кажется довольно низкой. В основном, я езжу один, но я также путешествовал с семьей (5 человек). Нехватка мощности начинает ощущаться выше 160 км/ч. МИНУС - идет высокий расход топлива";
Peugeot 3008 1,2 130 л.с. - "1,2 Двигатель Pure Tech, автомат - ужасен, а средний расход в городском цикле составляет 11–12 литров при нормальной работе. На трассе со скоростью 90 км/ч он опускается до 7,5 л. Он динамичен, лишь когда в автомобиле находится один человек";
Peugeot 3008 1,2 130 л.с. - "Двигатель: если бы не было такого расхода, динамика для такого маленького двигателя вполне удовлетворительная".
Вопрос экологии
Поскольку трехцилиндровые двигатели должны быть ответом на требования по сокращению выбросов в окружающую среду, стоит напомнить факты, которые озвучили на конференции Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Тогда было заявлено, что при сжигании 1 литра бензина образуется 2370 г CO2, из чего следует, что автомобили более экологичны, когда они потребляют меньше топлива. На практике в городе это будут гибриды, а на трассе - автомобили с большими двигателями, которые едут с минимальной нагрузкой.
Таким образом, версии с тремя цилиндрами - это только "бумажная" показуха, которая должна соответствовать правилам, но на самом деле они просто соответствуют ожиданиям законодателя, принимающего новые правила, в попытках спасти экологию...
Кроме того, стоит помнить, что вовсе не автомобили являются величайшим разрушителем природы. Согласно точным расчетам МГЭИК, источники выбросов CO2 в мире выглядят следующим образом: энергия - 25,9%, промышленность - 19,4%, лесопользование - 17,4%, сельское хозяйство - 13,5%, транспорт - 13,1%, фермерские хозяйства бытовые - 7,9%, сточные воды - 2,8%. Следует отметить, что величина, указанная как транспортная и составляющая 13,1%, состоит из нескольких факторов: легковые автомобили (6,0%), железные дороги, авиация и судоходство (3,6%), а также грузовые автомобили (3,5%).
Таким образом, автомобили не являются самым большим загрязнителем в мире, и внедрение небольших двигателей не устранит проблему выбросов выхлопных газов. Конечно, в случае небольших автомобилей, ездящих в основном по городу, можно сэкономить и слегка улучшить общую ситуацию, но трехцилиндровый двигатель в большом семейном минивэне или кроссовере - недоразумение...
2021-10-27 00:00:00
Комментарии