Традиционная система рулевого управления с ГУР (гидроусилитель рулевого управления) состояла из пластинчато-роторного насоса, приводимого в движение ремнем, который заставлял масло под давлением приводить в действие рейку (легковые автомобили) или рулевой механизм (автомобили с большим рабочим объемом, внедорожники, фургоны, грузовики).
Гидравлический усилитель рулевого управления - это система, которая зарекомендовала себя многими годами службы на разных ТС и работает очень хорошо, но имеет несколько недостатков или, точнее, некоторые аспекты, которые можно улучшить:
- насос работает постоянно - даже когда он не нужен, что приводит к ненужной трате энергии, а, следовательно, и топлива;
- может быть шумным;
- могут быть проблемы с водой и солью.
- элементы системы часто занимают много места в моторном отсеке.
EHPS
Первым шагом на пути к электрическому усилителю рулевого управления была замена насоса с ременным приводом на электрический насос. Это система, обычно обозначаемая как EHPS (Electro-Hydraulic Power Steering). Основные ее преимущества:
- насос может быть расположен в любом месте моторного отсека - на самом деле, некоторые конструкторы так сильно воспользовались этой возможностью, что помещают его за бампер, что приводит к его разрыву при первом же серьезном ударе;
- насос запускается - и, следовательно, потребляет электроэнергию - только при необходимости, с целью снижения потребления.
EHPS состоит из ЦП (своего рода небольшого компьютера), который получает три вида данных:
- скорость двигателя,
- скорость автомобиля,
- скорость рулевого колеса (которая поступает от подходящего датчика).
Данные обрабатываются по схемам, указанным проектировщиком, и в зависимости от комбинации параметров насос потребляет больше или меньше электроэнергии и поэтому поддерживает руль или нет. Действительно, когда значения оборотов двигателя и автомобиля ограничены, а скорость вращения рулевого колеса высока, это происходит потому, что водитель паркует - требуется максимальная помощь. Если скорость автомобиля и двигателя увеличивается, а скорость вращения рулевого колеса остается высокой, автомобиль, вероятно, принимает резкие повороты - усилитель рулевого управления должен быть значительным, но меньшим, чем в предыдущем случае. Если, с другой стороны, скорость автомобиля очень высока, двигатель высок, а скорость вращения рулевого колеса отсутствует, вероятно, это связано с тем, что вы едете по шоссе, а затем рулевое колесо должно становиться жестче - мы получаем более точное вождение.
Конечно, помимо системы регулирования, есть еще и система управления, которая позволяет нам быть уверенными, что автомобиль будет вести себя так, как мы хотим. Это обеспечивается электроникой, которая позволяет системе контролировать соблюдение рабочих параметров и обмениваться данными с другими частями автомобиля. В некоторых аспектах более сложное устройство системы делает ремонт ЭУР более дорогостоящим и затруднительным. С другой стороны, такие системы работают экономичнее и, как правило, выходят из строя нечасто.
Насос приводит в действие более или менее масло с большим или меньшим давлением, которое нагнетается к стойке, как в обычном гидроусилителе. Группа насосов состоит из двигателя, блока управления, реального насоса, масляного бака и соответствующих входов и выходов.
Примеры автомобилей, использующих EHPS:
- Audi A2, A3,
- BMW - различные модели,
- Citroën Saxò, C4, C5, C8, Picasso и Jumpy;
- Dacia Logan,
- Fiat Scudo, Ulysse и Croma,
- Ford Fiesta, Fusion, Focus, C-Max, S-Max, Galaxy;
- Volkswagen Fox, Lupo, Polo (TRW и Koyo), Golf V, Caddy III, Jetta, Passat Touran;
- Mercedes Benz - A-Class,
- Mini Cooper,
- Škoda: Fabia, Octavia,
- Volvo C30, S40, V50, S70;
- и многие другие.
EPS
Первый тип системы рулевого управления с электроусилителем и, следовательно, без какого-либо насоса и циркуляции масла - это EPS-C или колонное рулевое управление. Такая система используется, например, в:
- Fiat: 500, 600, Panda, Idea, Punto 188, Grande Punto, Stilo, Bravo;
- Lancia: Y, Musa;
- Nissan Micra;
- Опель Мерива;
- Renault: Modus I, Modus II, Modus III, Megane II, Megane III, Scenic, Clìo II;
- Toyota: Yaris, Corolla, Prius;
- и многие другие популярные марки и модели.
EPS - единственный узел компонентов, расположенный вокруг рулевого вала. Логика работы аналогична EHPS, за исключением того, что считывание скорости вращения рулевого колеса заменяется показанием положения (угла) рулевого колеса и крутящего момента, при котором оно приводится в действие, и ток, вместо того, чтобы передаваться насосу, через редуктор передается на электродвигатель, который поддерживает рулевое колесо.
Преимущества EPS включают:
- уменьшение веса автомобиля примерно на 35 кг;
- сокращение на 90% энергии, потребляемой системой рулевого управления;
- устранение маслопроводов и подходящего резервуара с преимуществом освобождение моторного отсека;
- легкий монтаж на конвейере;
- комплектный комплекс располагается в нише кабины, поэтому лучше защищен от непогоды, воды, соли и снега.
Другой версией EPS является реечная передача EPS (или EPS-R), которая отличается от EPS тем, что двигатель и датчик смещены относительно стойки. Он может иметь одинарные зубья или двойные.
Преимущество EPS-R заключается в том, что при перемещении двигателя на стойку компоненты, передающие движение и крутящий момент от руля на стойку, возбуждаются только силой водителя, а не силой двигателя, и поэтому изнашиваются медленнее. Вместо этого требуется более мощный двигатель, и все компоненты снова находятся за пределами кабины - и они это чувствуют!
Восстановление и ремонт ЭУР
В системах, произведенных до сегодняшнего дня, хотя они работают очень хорошо, есть дефекты проектирования, сборки или ввода в эксплуатацию, которые вызывают гарантийный возврат, замену, ремонт. Вместе с этим растет количество компаний и сервисов, которые осуществляют ремонт и восстановление ЭУР, а также продажу запчастей. Если вас интересует ремонт ЭУР на Гранте (Lada) в Москве, вы можете смело обращаться в автосервис Gur Garant, которые специализируется на ремонте и обслуживании систем рулевого управления.
Забегая вперед, рыночные оценки предсказывают, что:
- из-за сокращения количества автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, рынок восстановления этого компонента немного сократится, но не исчезнет, поскольку автомобили более высокого класса, внедорожники, внедорожники, фургоны и грузовики будут продолжать их использовать;
- в связи с увеличением количества автомобилей, оснащенных EPS, рынок восстановления этих компонентов будет продолжать расти;
- общий рынок увеличится.
Комментарии