Датчики TPMS не новы, но многие люди не знают, что они из себя представляют и как они влияют на эксплуатацию автомобиля. Мы поможем вам разобраться с этим полезным приспособлением.

Что такое датчики TPMS и для чего они используются?

TPMS - это аббревиатура, обозначающая систему контроля давления в шинах. Задача системы состоит в том, чтобы регулярно проверять, имеют ли шины надлежащее давление, установленное для конкретного автомобиля, и, таким образом, как они влияют на вождение, активную безопасность и расход топлива.

Неправильное давление, особенно перепады давления в разных шинах, оказывают значительное влияние на комфорт вождения, а также на поведение автомобиля в чрезвычайных ситуациях, таких как торможение или внезапные маневры. Низкое давление отрицательно сказывается на расходе топлива, а слишком высокое - на комфорт вождения. Кроме того, в обоих случаях это отражается на неравномерном или ускоренном износе шин.

Проблема в том, что обычный водитель может не почувствовать разницу в давлении в шинах и самостоятельно не заметит ее. При достаточно низком профиле шин вы можете не заметить разницу в 1 бар при повседневном использовании, а ведь это очень много. И ведь, будем честны, вряд ли кто-то регулярно проверяет давление в шинах.

проверка давления в шинах

В связи с вышеописанными проблемами были изобретены датчики давления в шинах, которые контролируют давление или перепад давления в режиме постоянного мониторинга. В случае возникновения проблемы, водитель будет быстро информирован о состоянии шин и может быстро отреагировать. Очень важным в данном случае является тип системы контроля давления, чтобы понимать, какую информацию мы получаем с компьютера.

Системы контроля давления в автомобильных шинах можно разделить на два типа по принципу действия: прямые и непрямые (косвенные). Разница в том, что последние, на самом деле, имеют мало общего с давлением в шинах и, по сути, не являются самостоятельной системой, а лишь одной из функций системы ABS и ESP. Сейчас рассмотрим этот момент подробнее.

Прямая система

В прямой системе устройства контроля давления обычно размещаются в шинах на воздушных клапанах. Каждый из них оснащен датчиком давления, радиопередатчиком и собственным источником питания. Благодаря этому бортовой компьютер получает точную информацию о значении давления в каждой шине, которая отображается на экране. Настройка отдельных датчиков с помощью компьютера очень точна, что во многих случаях приводит к тому, что вы не можете свободно менять колеса в автомобиле, и после каждой смены шин система требует сброса и загрузки новых данных.

датчик давления в шинах

Косвенная система

Косвенная система - это всего лишь имитация системы TPMS, но, зачастую, стоит в гораздо более удобном автомобиле. Системы ABS и ESP получают информацию от своих собственных датчиков о количестве оборотов на колесо. Известно, что чем выше давление, тем реальный диаметр колеса больше, и наоборот. Косвенная система TPMS считывает эту информацию, подсчитывает обороты колеса и, если через некоторое время обнаруживает разницу, передает эту информацию водителю в виде неверного индикатора давления в одной из шин.

Недостатки такой системы очевидны. Система не отслеживает давление в шинах, а только определяет разницу в диаметре одного из колес. Поэтому, если давление во всех шинах является неправильным, но одинаковым, система считает это правильным. Именно водитель определяет, какое давление (считывание диаметра колеса) является правильным. Делается это путем самокалибровки системы после каждой перекачки или замены шины.

Первые такие системы, основанные только на информации о количестве оборотов колес, были очень неточными. Давление должно было упасть на 20-30 процентов, чтобы система обнаружила неисправность.

накачивает колесо машины

Современные, слегка улучшенные косвенные системы также основаны на другой, дополнительной информации, такой как возникновение вибрации колеса или изменение нагрузки на автомобиль во время внезапных маневров. Шина с более низким давлением менее жесткая, и современные непрямые системы TPMS способны обнаруживать такие отклонения. Это не отменяет того факта, что они намного менее точны и менее информативны, чем прямые системы.

Рекомендованный уровень давления в шинах для вашего автомобиля можно найти, например, на крышке топливного бака В процессе эксплуатации всегда простые и несовершенные решения обходятся дешевле. Это как раз тот случай. Если система ESP работает правильно, и давление во всех шинах одинаковое, с данными косвенной системы контроля давления проблем нет.

В случае прямой системы ситуация хуже. Здесь датчики подвержены повреждениям во время демонтажа шины , и установлено, что многие сотрудники цехов вулканизации и "шиномонтажек" не очень осторожны и не имеют достаточной квалификации. Кроме того, система требует калибровки после каждой замены шин или корректировки положения колес в автомобиле, и не в каждой автомастерской есть оборудование для этого. Конечно, если такое оборудование имеется, мастер возьмет дополнительную плату за настройку системы. Время работы также увеличится.

установка прямого датчика TPMS

Кроме того факта, что датчики прямой системы подвержены сбоям, они также имеют собственные батареи - источники питания. Датчики, в среднем, стоят около 3500-7000 рублей за штуку. В случае необходимости их замены из-за "севшей" батарейки означает расходы около 17000 рублей. Наиболее удобным вариантом было бы иметь два комплекта колес с летними и зимними шинами, чтобы избежать риска повреждения датчиков, но даже при смене колес мы не сможем увидеть новые данные о новых датчиках в системе (без дополнительной настройки).

К счастью, многие автомобили среднего и низкого класса имеют косвенные системы TPMS, которые дешевле в эксплуатации. Однако, в отличие от прямых, они не освобождают водителя от регулярных проверок давления в шинах.

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *