Система бортовой диагностики (OBD) принцип функционирования и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особо важное значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 миллионов Ом). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данная проблема не является существенной при измерении относительно высоких значений напряжения (9÷12 В), однако становится жизненно важной при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, кислородный датчик, где речь идет об измерении долей вольта.
Наиболее удобным прибором для диагностики систем управления двигателем современных моделей автомобилей являются ручные считыватели сканерного типа (см. иллюстрацию ниже). Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.).
С введением в производство отвечающей требованиям последних законодательств по охране окружающей среды системы бортовой диагностики нового поколения (OBD-II) начали выпускаться считыватели специальной конструкции. Некоторые производители наладили выпуск сканеров, предназначенных для использования механиками-любителями в домашних условиях спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
Общее описание системы OBD
Модели 1994 и 1995 г.г. вып. укомплектованы системой бортовой диагностики первого поколения. Начиная с 1996 г., компания Honda Motors наладила выпуск моделей, оборудованных системами самодиагностики второго поколения, отвечающими нормам CARB и ЕРА и получившими название OBD-II. В состав системы входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания параметров и очистки блока памяти.
Считывание данных памяти процессора OBD-II производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему считывания базы данных (DLC), расположенному под панелью приборов с водительской стороны автомобиля. Все модели автомобилей рассматриваемых марок, начиная с 1996 г. вып. оборудованы системой самодиагностики второго поколения OBD-II. Основным элементом системы является бортовой процессор, называемый электронным модулем управления (ЕСМ), либо модулем управления мощностью (РСМ).
ЕСМ/РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, ЕСМ/РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива.
На обслуживание компонентов системы управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов ЕСМ/РСМ или замены компонентов системы, до выхода сроков гарантийных обязательств, обращайтесь к специалистам фирменного сервис-центра компании Honda.
Информационные датчики
Подогреваемые кислородные датчики (НО2S) Датчик вырабатывает сигнал, амплитуда которого зависит от содержания кислорода в отработавших газах двигателя и наружном воздухе.
Датчик положения коленчатого вала (СКР)- Датчик используется в системах самодиагностики первого поколения (OBD-I) и информирует ЕСМ/РСМ о положении коленчатого вала и оборотах двигателя.
Датчик ВМТ/положения коленчатого вала/положения поршня (TDC/СКР/CYP) Данный датчик применяется в системах второго поколения OBD-II. На основании анализа поступающей от датчика информации ЕСМ/РСМ определяет положение поршня первого цилиндра, определяет моменты впрыска топлива и зажигания.
Датчик флуктуаций коленчатого вала (CKF) Датчик отслеживает изменения в частоте вращения коленчатого вала. Если изменение оборотов двигателя выходит за пределы допустимого диапазона, на ЕСМ/РСМ выдается соответствующий сигнал, расцениваемый модулем как свидетельство пропуска зажигания.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ) На основании поступающей от датчика информации ЕСМ/РСМ осуществляет необходимую корректировку состава воздушно-топливной смеси и угла опережения зажигания, а также контролирует работу системы EGR.
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) ЕСМ/РСМ использует поступающую от датчика IAT информацию при корректировках потока топлива, установок угла опережения зажигания и управлении функционированием системы EGR.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) Датчик расположен на корпуса дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. По амплитуде выдаваемого TPS сигнала ЕСМ/РСМ определяет угол открывания дроссельной заслонки (управляется водителем от педали газа) и соответствующим образом корректирует подачу топлива во впускные порты камер сгорания. Отказ датчика, либо ослабление его крепления приводит к перебоям впрыска и нарушениям стабильности оборотов холостого хода.
Датчик абсолютного давления в трубопроводе (МАР)- Датчик контролирует изменения давления во впускном трубопроводе, связанные с изменениями оборотов и нагрузки на двигатель, преобразуя получаемую информацию в амплитудный сигнал. ЕСМ/РСМ использует поставляемую датчиком информацию при корректировках подачи топлива и установок угла опережения зажигания. Диапазон изменения выходного сигнала датчика составляет от 1.0÷1.5 В при закрытой дроссельной заслонке (глубокое разрежение), до 4.0÷4.5 В при полностью открытой заслонке (низкое разрежение). Датчик расположен также на корпуса дросселя.
Датчик скорости движения автомобиля (VSS) Как следует из его названия, датчик информирует ЕСМ/РСМ о текущей скорости движения автомобиля.
Датчик давления в топливном баке- Датчик является составным компонентом системы улавливания топливных испарений (EVAP) и служит для отслеживания давления паров бензина в баке. На основании поступающей от датчика информации ЕСМ/РСМ выдает команды на срабатывание электромагнитных клапанов продувки системы.
Датчик-выключатель давления системы гидроусиления руля (PSP) На основании поступающей от датчика-выключателя информации ЕСМ/РСМ обеспечивает повышение оборотов холостого хода за счет срабатывания датчика IAC с целью компенсации возрастающих нагрузок на двигатель, связанных с функционированием рулевого гидроусилителя.
Датчик детонации- Датчик реагирует на изменение уровня вибраций, связанных с детонациями в двигателе. На основании поступающей от датчик информации ЕСМ/РСМ осуществляет соответствующую корректировку угла опережения зажигания.
Трансмиссионные датчики В дополнение к данным VSS ЕСМ/РСМ получает также информацию от датчиков помещенных внутрь коробки передач, либо подсоединенных к ней. К числу таких датчиков относятся: датчик оборотов вала турбины, датчик температуры ATF и датчик выбранной передачи.
Датчик-выключатель управления включения муфты сцепления кондиционера воздуха При подаче питания от батареи к электромагнитному клапану компрессора К/В соответствующий информационный сигнал поступает на ЕСМ/РСМ, который расценивает его как свидетельство возрастания нагрузки на двигатель и соответствующим образом корректирует обороты холостого его хода.
Исполнительные устройства
Главное реле PGM-FI (реле топливного насоса) ЕСМ/РСМ производит активацию реле топливного насоса при поворачивании ключа зажигания в положение START или RUN. При включении зажигания активация реле обеспечивает подъем давления в системе питания. Реле находится в монтажном блоке распределения питания в двигательном отсеке автомобиля. Описание процедур проверки и замены топливного насоса приведено в Главе Системы питания и выпуска.
Инжекторы впрыска топлива ЕСМ/РСМ обеспечивает индивидуальное включение каждого из инжекторов в соответствии с порядком зажигания. Кроме того, модуль контролирует продолжительность открывания инжекторов, определяемой шириной управляющего импульса. Продолжительностью открывания инжектора определяется количество впрыскиваемого в цилиндр топлива. Более подробная информация по принципу функционирования системы впрыска, замене и обслуживанию инжекторов приведена в Главе Системы питания и выпуска.
Модуль управления зажиганием (ICM) Модуль управляет функционированием катушек зажигания, определяя требуемый базовое опережение на основании вырабатываемых ЕСМ/РСМ команд. На всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях автомобилей используется встроенный в распределитель зажигания ICM, подробнее см. Главу Электрооборудование двигателя.
Клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC) Клапан IAC осуществляет дозировку количества воздуха, перепускаемого в обход дроссельной заслонки, когда последняя закрыта, либо занимает положение холостого хода. Открыванием клапана и формированием результирующего воздушного потока управляет ЕСМ/РСМ. Более подробная информация по клапану IAC содержится в Главе 4.
Клапан продувки угольного адсорбера Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера является составным элементом системы улавливания топливных испарений (EVAP) и, срабатывая по команде ЕСМ/РСМ, осуществляет выдувание скопившихся в адсорбере паров топлива во впускной трубопровод с целью сжигания их в процессе нормального функционирования двигателя.
Считывание кодов неисправностей
Список кодов неисправностей системы самодиагностики OBD-I
Номер кода | Цепь или система | Действия по устранению причины отказа |
1 | Неисправен ЕСМ/РСМ | Проверьте электрический разъем ЕСМ/РСМ, если признаков нарушения контактов выявить не удается, отгоните автомобиль для подробной диагностики на станцию техобслуживания |
3 и 5 | Содержание кислорода | Проверьте кислородный датчик, его нагреватель и цепь электропроводки(см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
4 | МАР | Проверьте датчик МАР и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
6 | СКР | Проверьте датчик СКР и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
7 | TPS | Проверьте датчик TPS и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
8 | ВМТ (TDC) | Проверьте датчик TDC и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
9 | CYP цилиндра № 1 | Проверьте датчик CYP и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
10 | IAT | Проверьте датчик IAT и его электрическую цепь (см. Проверка исправности состояния и замена датчика положения дроссельной заслонки (TPS)) |
12 | EGR | Проверьте состояние шлангов системы, датчик величины открывания клапана EGR и клапан EGR (см. Проверка исправности состояния и замена датчика температуры всасываемого воздуха (IAT)) |
13 | Барометрическое давление | Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания |
14 | Клапан IAC | Проверьте клапан IAC и систему стабилизации оборотов холостого хода (см. Главу Системы питания и выпуска) |
15 | Выходной сигнал зажигания | Проверьте систему зажигания (см. Главу Электрооборудование двигателя) |
16 | Инжектор впрыска | Проверьте систему питания и инжекторы впрыска топлива (см. Главу Системы питания и выпуска) |
17 | VSS | Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания |
19 | Запорный э/м клапан | На моделях с АТ проверьте состояние э/м клапана (см. 4-ступенчатая и бесступенчатая автоматические трансмиссии (ат и cvt)) |
20 | ELD | Проверьте систему ELD (см. Проверка исправности состояния и замена датчика ВМТ/положения коленчатого вала/положения поршней в цилиндрах двигателя (TDC/СКР/CYP)) |
21 | Регулировка фаз ГРМ и э/м подъема клапана | См. проверки э/м клапанов VTEC, Глава Ремонт двигателя без извлечения изавтомобиля - модели Civic |
22 | Регулировка фаз ГРМ и датчик давления | См. проверки датчика давления VTEC, Глава Ремонт двигателя без извлечения изавтомобиля - модели Civic |
30 | Сигнал А А/Т FI (модели с АТ) | Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания |
41 | Нагреватель кислородного датчика | Проверьте исправность сигнала напряжения нагревателя (см. Главу Системы питания и выпуска) |
43 | Система подачи топлива | Проверьте давление топлива, и состояние регулятора (см. Главу Системы питания и выпуска), также проверьте на наличие признаков потерь разрежения кислородные датчики |
48 | Подогреваемый l-зонд | Проверьте исправность сигнала напряжения нагревателя (см. Главу Системы питания и выпуска) |
Список кодов неисправностей системы самодиагностики OBD-II
Номер кода (количество вспышек MIL) | Возможная причина отказа |
Р0106 (5) | Датчик МАР/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р0107 (3) | Низкий входной сигнал датчика МАР |
Р0108 (3) | Высокий входной сигнал датчика МАР |
Р0111 (10) | Датчик IAT/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р0112 (10) | Низкий входной сигнал датчика IAT |
Р0113 (10) | Высокий входной сигнал датчика IAT |
Р0116 (86) | Датчик ЕСТ/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р0117 (6) | Низкий входной сигнал датчика ЕСТ |
Р0118 (6) | Высокий входной сигнал датчика ЕСТ |
Р0122 (7) | Низкий входной сигнал датчика TPS |
Р0123 (7) | Высокий входной сигнал датчика TPS |
Р0131 (1) | Низкое напряжение цепи первичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р0132 (1) | Высокое напряжение цепи первичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р0133 (61) | Медленное реагирование первичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р0135 (41) | Неисправность в цепи нагревателя первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р0137 (63) | Низкое напряжение цепи вторичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 2) |
Р0138 (63) | Высокое напряжение цепи вторичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 2) |
Р0139 (63) | Медленное реагирование вторичного подогреваемого l-зонда (кислородный датчик 2) |
Р0141 (65) | Неисправность в цепи нагревателя вторичного l-зонда (кислородный датчик 2) |
Р0171 (45) | Переобеднение смеси |
Р0172 (45) | Переобогащение смеси |
Р0300 | Случайные пропуски зажигания |
Р0301 (71) | Пропуски зажигания в цилиндре № 1 |
Р0302 (72) | Пропуски зажигания в цилиндре № 2 |
Р0303 (73) | Пропуски зажигания в цилиндре № 3 |
Р0304 (74) | Пропуски зажигания в цилиндре № 4 |
Р0325 (23) | Неисправность в цепи датчика детонации |
Р0335 (4) | Неисправность в цепи датчика СКР |
Р0336 (4) | Датчик СКР/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р0401 (80) | Выявлен слишком малый поток EGR |
Р0420 (67) | Недостаточная эффективность функционирования каталитического преобразователя |
Р0441 (92) | Недостаточно эффективно осуществляется продувка EVAP |
Р0452 (91) | Низкий входной сигнал датчика давления в топливном баке (система EVAP) |
Р0453 (91) | Высокий входной сигнал датчика давления в топливном баке (система EVAP) |
Р0500 (17) | Неисправность в цепи VSS |
Р0501 (17) | Датчик VSS/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р0505 (14) | Неисправность в цепи датчика IAC |
Р0700 (70) | АТ |
Р0715 (70) | АТ |
Р0720 (70) | АТ |
Р0725 (70) | АТ |
Р0730 (70) | АТ |
Р0740 (70) | АТ |
Р0753 (70) | АТ |
Р0758 (70) | АТ |
Р1106 (13) | Датчик BARO/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р1107 (13) | Низкий входной сигнал датчика BARO |
Р1108 (13) | Высокий входной сигнал датчика BARO |
Р1121 (7) | Степень открывания дроссельной заслонки больше ожидаемой |
Р1122 (7) | Степень открывания дроссельной заслонки больше ожидаемой |
Р1128 (5) | Абсолютное давление в трубопроводе ниже ожидаемого |
Р1129 (5) | Абсолютное давление в трубопроводе выше ожидаемого |
Р1162 (48) | Неисправность в цепи первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1163 (61) | Слишком медленное реагирование первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1164(61) | Первичный l-зонд/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р1165 (61) | Первичный l-зонд/проблемы с эффективностью отдачи двигателя |
Р1166 (41) | Неисправность в цепи первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1167 (41) | Неисправность в цепи нагревателя первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1168 (48) | Низкий входной сигнал LABEL первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1169 (48) | Высокий входной сигнал LABEL первичного l-зонда (кислородный датчик 1) |
Р1259 (22) | Неисправность системы VTEC |
Р1297 (20) | Низкий входной сигнал ELD |
Р1298 (20) | Высокий входной сигнал ELD |
Р1300 (-) | Случайный отказ |
Р1301 (71) | Пропуски зажигания в цилиндре № 1 |
Р1302 (72) | Пропуски зажигания в цилиндре № 2 |
Р1303 (73) | Пропуски зажигания в цилиндре № 3 |
Р1304 (74) | Пропуски зажигания в цилиндре № 4 |
Р1336 (54) | Нестабильность показаний датчика CKF |
Р1337 (54) | Нет сигнала от датчика CKF |
Р1359 (8) | Отсоединен датчик СКР/TDC |
Р1361 (8) | Нестабильность показаний датчика СКР/TDC |
Р1362 (8) | Нет сигнала от датчика TDC |
Р1381 (9) | Нестабильность показаний датчика CYP |
Р1381 (9) | Нет сигнала от датчика CYP |
Р1456 (90) | Имеют место утечки топливных испарений в бензобаке (EVAP) |
Р1457 (90) | Имеют место утечки топливных испарений в угольном адсорбере (EVAP) |
Р1491 (12) | Недостаточна степень открывания клапана EGR |
Р1498 (12) | Датчик открывания клапана EGR выдает слишком высокий сигнал |
Р1508 (14) | Неисправность в цепи клапана IAC (1) |
Р1509 (14) | Неисправность в цепи клапана IAC (2) |
Р1607 (-) | Неисправность внутренней цепи ЕСМ/РСМ |
Р1655 (30) | Имеет место обрыв или короткое замыкание сигнальной линии ТМА/ТМВ |
Р1705 (70) | Неисправность АТ |
Р1706 (70) | Неисправность АТ |
Р1753 (70) | Неисправность АТ |
Р1758 (70) | Неисправность АТ |
Р1768 (70) | Неисправность АТ |
Р1785 (70) | Неисправность АТ |
Р1790 (70) | Неисправность АТ |
Р1791 (70) | Неисправность АТ |
Р1793 (70) | Неисправность АТ |
Р1870 (70) | Неисправность АТ |
Р1873 (70) | Неисправность АТ |
Р1879 (70) | Неисправность АТ |
Р1885 (70) | Неисправность АТ |
Р1886 (70) | Неисправность АТ |
Р1888 (70) | Неисправность АТ |
Р1890 (70) | Неисправность АТ |
Р1891 (70) | Неисправность АТ |
Очистка памяти ЕСМ/РСМ
При занесении кода неисправности в память ЕСМ/РСМ на приборном щитке автомобиля загорается контрольная лампа “Проверьте двигатель”. Код остается записанным в память модуля до тех пор, пока от него не будет отключено питание. Для очистки памяти модуля управления на 10÷15 секунд извлеките предохранитель BACK-UP из монтажного блока, расположенного в правой части двигательного отсека (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Извлечение предохранителя приведет также к отключению радиоприемника и стиранию его настроек. |
Комментарии