Антиблокировочная система тормозов (ABS) управляет гидравлическим давлением в приводе тормозов всех четырех колес при резком торможении и торможении на опасном дорожном покрытии, что предотвращает блокировку колес. Цикл торможения и свободного вращения колеса происходит очень быстро и продолжается до остановки автомобиля либо до отпускания педали тормоза. При максимальном торможении, даже при гололеде, колеса продолжают в какой-то степени вращаться, что обеспечивает удерживание автомобиля на требуемой траектории.
Преимущества применения ABS:
– обеспечивает управляемость автомобилем с высокой степенью надежности даже при резком торможении;
– обеспечивает остановку автомобиля при аварийном торможении с сохранением стабильности и управляемости даже в поворотах.
При возникновении неисправностей предусмотрены функция диагностики и предохранительная (резервная) система.
Гидравлический электронный блок управления (HECU) получает от датчиков частоты вращения колес сигналы о скорости и направлении движения автомобиля, дорожных условиях. На основании этих сигналов блок управления определяет оптимальную величину проскальзывания колес.

Электронное  распределение  тормозного усилия (EBD)
Устройство электронного распределения тормозного усилия (EBD) устанавливают дополнительно вместо регулятора давления для обеспечения идеального распределения давления тормозной жидкости к тормозам передних и задних колес. Это предотвращает блокировку задних колес при торможении и обеспечивает повышенную эффективность тормозов при их применении.
Преимущества применения электронного распределения тормозного усилия:
– функциональное улучшение базовой тормозной системы;
– компенсация различных коэффициентов сцепления с дорогой;
– не требуется установка регулятора давления;
– определение неисправности с помощью контрольной системы.

Сравнение работы регулятора давления (А) и системы электронного распределения тормозного усилия (В)
Рис. 6.3. Сравнение работы регулятора давления (А) и системы электронного распределения тормозного усилия (В): а – фиксированное распределение давления; b – «холостое» распределение давления; с – точка перегиба; d – начальная точка работы EBD


Сравнение работы регулятора давления и системы электронного распределения тормозного усилия (EBD) приведено на рис. 6.3.

Система регулирования  тягового усилия (TCS)
Система управления тяги предназначена для увеличения тяги при ускорении и движении в повороте. Если частота вращения колеса превышает скорость автомобиля на определенную заданную величину, блок HECU определяет, что ведущие колеса пробуксовывают, и выдает сигнал регулирования тягового усилия, уменьшающий мощность двигателя.
На основании информации от датчиков колес блок управления определяет неровности дороги по частоте вибрации колеса. Затем он посылает сигнал пускателю контрольного клапана системы TCS, и электронный блок управления (ECM) уменьшает мощность двигателя, тем самым улучшая эффективность ускорения.
На основании информации от датчиков колес блок управления определяет эффективность сцепления шин с дорогой и посылает сигнал пускателю контрольного клапана системы TCS – электронный блок управления (ECM) уменьшает мощность двигателя, таким образом увеличивая сцепление с дорогой.

Проверка напряжения  на контактах разъема  гидравлического блока  HECU

Расположение контактов разъема гидравлического блока HECU
Рис. 6.4. Расположение контактов разъема гидравлического блока HECU


При проверке работоспособности антиблокировочной системы тормозов в первую очередь необходимо проверить напряжение и сопротивление на контактах разъема гидравлического блока HECU ( рис. 6.4), которые должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 6.2.

Таблица 6.2
Напряжение и сопротивление на контактах разъема  гидравлического блока HECU
Антиблокировочная система тормозов

Удаление воздуха  из гидравлического  привода тормозов  с использованием сканера
Эта операция должна быть проведена для обеспечения правильного удаления воздуха и заполнения тормозной жидкостью блока ABS, тормозных трубок и главного цилиндра.
1. Снимите крышку с бачка и залейте свежую тормозную жидкость до верхней метки бачка.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не допускайте попадания тормозной жидкости на окрашенные поверхности автомобиля, в противном случае смойте тормозную жидкость.
При удалении воздуха под давлением не нажимайте педаль тормоза.
Рекомендуемая тормозная жидкость: DOT 3 или эквивалентная.


Подсоединение трубки к винту для удаления воздуха из гидравлического контура тормозной системы
Рис. 6.1. Подсоединение трубки к винту для удаления воздуха из гидравлического контура тормозной системы


2. Наденьте один конец прозрачной пластмассовой трубки на винт для удаления воздуха и опустите другой конец трубки в прозрачную пластмассовую емкость, наполовину заполненную тормозной жидкостью (см. рис. 6.1).

Подсоединение прибора Hi-Scan к диагностическому разъему
Рис. 6.5. Подсоединение прибора Hi-Scan к диагностическому разъему


3. Подсоедините сканер к диагностическому разъему, расположенному под передней панелью ( рис. 6.5).
4. Выберите режим работы в соответствии с инструкциями на экране сканера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Необходимо выдержать максимальное время работы двигателя ABS с помощью сканера для предотвращения перегорания электродвигателя насоса.

Выберите режим диагностики автомобилей Hyundai (Hyundai vehicle diagnosis).
Выберите название автомобиля SONATA.
Выберите антиблокировочную систему тормозов (Anti-Lock brake system).
Выберите режим удаления воздуха (air bleeding mode).
Нажмите «YES» для пуска двигателя насоса и электромагнитного клапана.
Включение «ON» и выключение «OFF» произойдет автоматически для исключения перегорания электрического двигателя насоса.
5. Нажмите на педаль тормоза несколько раз, затем отверните винт для удаления воздуха и подождите до тех пор, пока жидкость не начнет вытекать без пузырьков воздуха. Не отпуская педаль, затяните винт удаления воздуха.

Последовательность удаления воздуха из гидравлического привода тормозов
Рис. 6.2. Последовательность удаления воздуха из гидравлического привода тормозов


6. Повторяйте действия п. 5 для каждого колеса в последовательности, показанной на рис. 6.2 до тех пор, пока в вытекающей тормозной жидкости (для каждого колеса) не будет пузырьков воздуха.
7. Затяните винт для удаления воздуха моментом 7–13 Н·м.

Замечания  по определению  неисправностей
При работе антиблокировочной системы тормозов могут возникать явления, приведенные в табл. 6.3, которые являются нормальными.
Условия проведения диагностики могут изменяться в зависимости от диагностического кода. При проверке симптома неисправности после стирания диагностического кода убедитесь, что выполнены условия, указанные в замечаниях.

Таблица 6.3
Нормальные явления, которые могут возникать  при работе антиблокировочной системы тормозов
Антиблокировочная система тормозов

Коды неисправностей
Определение кодов неисправностей с помощью  прибора Hi-Scan
1. Выключите зажигание.

Назначение контактов диагностического разъема
Рис. 6.6. Назначение контактов диагностического разъема: 1 – соединение с «массой»;
2 – провод K; 3 – ABS; 4 – «В+» (положительное напряжение от аккумуляторной батареи); 5 – подушка безопасности


2. Подсоедините сканер Hi-Scan к диагностическому разъему, расположенному под передней панелью ( рис. 6.6).
3. Включите зажигание.
4. С помощью сканера Hi-Scan проверьте наличие диагностических кодов.
5. После завершения ремонта или регулировки выключите зажигание и кнопкой сброса сотрите коды в памяти.
6. Отсоедините сканер Hi-Scan.
Коды и причины неисправностей тормозной системы приведены в табл. 6.4.

Таблица 6.4
Коды неисправностей томозной системы
Антиблокировочная система тормозов

Проверка выходного  напряжения датчика ABS
Поднимите автомобиль и опустите рычаг стояночного тормоза.
Отсоедините контактный разъем от гидравлического блока HECU и проведите измерения со стороны контактного разъема, расположенного со стороны проводов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимите двойную защиту контактного разъема и вставляйте щуп измерителя в контактный разъем со стороны жгута проводов (сзади). При установке щупа со стороны контактов трудно обеспечить надежное соединение.

Проверните проверяемое колесо с частотой 1/2–1 мин -1 и проверьте выходное напряжение датчика ABS с помощью вольтметра или осциллографа.
Номера контактов разъема для проверки выходного напряжения датчиков ABS соответствующих колес приведены в табл. 6.5.

Таблица 6.5
Номера контактов  разъема для проверки  выходного напряжения  датчиков ABS  соответствующих колес
Антиблокировочная система тормозов  

Гидравлический  и электронный блок HECU
Гидравлический блок установлен в моторном отсеке и расположен между тормозными трубками от главного тормозного цилиндра и тормозными трубками, идущими к колесным тормозным механизмам. В соответствии с командами от электронного блока управления, давление, подаваемое к колесным тормозным механизмам, либо поддерживается на постоянном уровне, либо уменьшается, либо снова увеличивается. Однако давление не может быть выше созданного в главном тормозном цилиндре при нажатии педали тормоза. Управление распределением давления проводится электромагнитными клапанами.
Когда на обмотки электромагнитных клапанов не подается напряжение, давление в тормозной системе повышается, увеличивая торможение колес. Если через обмотку протекает максимальный ток, происходит понижение давления, колеса освобождаются, в результате чего частота их вращения увеличивается. При средней силе тока давление поддерживается на одном уровне, и величина торможения колес не изменяется. Для уменьшения давления тормозная жидкость, выходящая из главного тормозного цилиндра, не может просто исчезнуть, так как педаль тормоза все еще полностью нажата, поэтому она закачивается мощным насосом обратной подачи назад в главный тормозной цилиндр. Это заметно по незначительным пульсациям педали тормоза, которые начинаются при вступлении в действие насоса обратной подачи и означают начало работы ABS.
Если внимательно прислушаться, можно услышать шум, создаваемый работающим насосом, который уменьшается за счет использования шумоизоляции гидравлического блока.
Электронный блок управления антиблокировочной системой расположен прямо на гидравлическом блоке и на основании информации от датчиков управляет электромагнитными клапанами, исключая блокировку колес при торможении. Наряду с обработкой сигналов и последующим управлением клапанами блок управления выполняет также диагностическую функцию.
Блок контролирует и регистрирует неисправности в электрических цепях или элементах антиблокировочной системы, а также рабочее напряжение в бортовой сети автомобиля. При возникновении неисправности в комбинации приборов загорается контрольная лампа.
Снятие
Отсоедините контактный разъем HECU (гидравлического и электронного блока управления) и двигателя.
Отсоедините тормозные трубки от гидравлического блока HECU.

Расположение болтов крепления кронштейна и блока HECU
Рис. 6.7. Расположение болтов крепления кронштейна и блока HECU


Выверните болты крепления кронштейна блока HECU и снимите блок HECU ( рис. 6.7).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Никогда не разбирайте блок HECU.
Блок необходимо транспортировать и хранить в вертикальном положении, с заглушенными отверстиями. Жидкость из блока HECU нельзя сливать.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Затяните болты крепления модулятора 8–10 Н·м, гайки крепления тормозных трубок 13–17 Н·м.

Датчики частоты  вращения колес
Датчиками частоты вращения, по одному на каждом колесе, измеряется частота вращения колеса, на основании их сигналов в электронном блоке управления вычисляется средняя скорость, примерно соответствующая скорости движения автомобиля. Сравнивая частоту вращения каждого отдельного колеса со средней вычисленной скоростью, электронный блок определяет состояние проскальзывания отдельного колеса и тем самым устанавливает, какое колесо находится в предблокировочном состоянии.
Датчики частоты вращения, состоящие из магнитного якоря и катушки, установлены с небольшим зазором от зубчатого ротора, вращающегося вместе с колесом. Каждый зуб ротора, проходя мимо датчика, индуцирует в датчике короткий импульс напряжения. Таким образом, датчик вырабатывает переменное напряжение, частота которого увеличивается или уменьшается в соответствии с частотой вращения колеса, и передает его блоку управления.
Снятие

Датчики скорости колес
Рис. 6.8. Датчики скорости колес: 1 – зубчатое колесо; 2 – датчик скорости переднего колеса, 8–9,5 Н·м; 3 – датчик скорости заднего колеса, 15,5–16,5 Н·м


Выверните болт крепления датчика скорости переднего колеса и после отсоединения контактного разъема снимите датчик ( рис. 6.8).
Снимите подушку заднего сиденья.
Снимите отделку задней стойки.
Снимите заднее колесо.
Выверните болт крепления датчика скорости заднего колеса и после отсоединения контактного разъема снимите датчик.
Проверка
Подсоедините омметр между контактами датчика скорости колеса и измерьте сопротивление.
Номинальное сопротивление:
– датчика переднего колеса – 1275–1495 Ом;
– датчика заднего колеса – 1275–1495 Ом.
Если датчик скорости колеса установлен на автомобиле, подсоедините вольтметр к контактам разъема датчика скорости колеса и, вращая колесо, измерьте напряжение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Переключите вольтметр на измерение переменного напряжения. Номинальное значение означает, что переменное напряжение имеется.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *