2.15. Головка цилиндров


 Головка цилиндров Kia Clarus
1 – крышка головки цилиндров;
2 – уплотнительная пластина;
3 – крышка распределительного вала;
4 – распределительный вал;
5 – гидрокомпенсатор теплового зазора клапана;
6 – болт крепления головки цилиндров;
7 – головка цилиндров;
8 – прокладка головки цилиндров;
9 – сухари;
10 – верхнее гнездо пружины;
11 – внешняя пружина клапана;
12 – внутренняя пружина клапана;
13 – нижнее гнездо пружины;
14 – клапан;
15 – маслоотражательный колпачок;
16 – датчик угла поворота (Т8 DOHC).

Снятие и разборка


Приведено описание снятия и установки головки цилиндров на двигателе, с которого предварительно сняты вспомогательные детали, зубчатый ремень и шкивы распределительных валов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отверните болты и снимите крышку головки цилиндров.
2. Отверните болты и снимите уплотнительную пластину (FE DOHC).
3. Отверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов.
 Головка цилиндров Kia Clarus 4. Перед снятием распределительного вала очистите подшипники и шейки, а также проведите следующие проверки:

– измерьте осевой люфт распределительного вала;
– измерьте масляный зазор шейки распределительного вала.
 Головка цилиндров Kia Clarus 5. Снимите гидравлические компенсаторы зазоров клапанов. Храните гидравлические компенсаторы зазоров клапанов в перевернутом виде в контейнере с моторным маслом. Пометьте каждый гидравлический компенсатор, чтобы установить его на то место, откуда он был снят.
 Головка цилиндров Kia Clarus 6. В определенной последовательности, за 2–3 этапа выверните болты крепления головки блока цилиндров.
7. Снимите головку блока цилиндров.
8. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
 Головка цилиндров Kia Clarus 9. Специальным приспособлением ОК993 120 001 с головкой ОК993 120 004 сожмите пружину клапана и снимите со стержня клапана сухари.

10. Медленно освободите приспособление, сжимающее пружину, и снимите верхнее гнездо пружины клапана из головки блока цилиндров.

11. Снимите внешнюю и внутреннюю пружины клапана и нижнее гнездо клапана.
12. Извлеките клапана из головки блока цилиндров. Для хранения клапанов приготовьте пронумерованные полиэтиленовые пакеты или контейнеры. Промаркируйте клапана для того, чтобы при сборке их можно было установить на свои первоначальные места.
13. Пассатижами снимите маслоотражательный колпачок.
14. Повторите эти операции на всех клапанах.
15. Выверните болты и снимите датчик угла поворота (Т8 DOHC).

Проверка

Проверка головки блока цилиндров.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осмотрите головку блока цилиндров на отсутствие повреждений, трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости. При необходимости, замените головку блока цилиндров.
2. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность головки блока цилиндров. При необходимости, перешлифуйте головку блока цилиндров.

Допускаемая неплоскостность: 0,15 мм
 Головка цилиндров Kia Clarus
 Головка цилиндров Kia Clarus
3. Измерьте высоту головки блока цилиндров от нижней поверхности головки до поверхности установки прокладки крышки головки цилиндров.

Допускаемая высота головки:
FE DOHC: 133,95–134,05 мм
Т8 DOHC: 133,8–134,0 мм
Предельно допустимая толщина сошлифованного слоя: 0,20 мм

Предупреждение

Перед шлифовкой выполните следующие проверки и, при необходимости, замените головку цилиндров:

– углубление седла клапана;
– наличие повреждений на привалочных плоскостях коллекторов;
– зазор в подшипниках распределительных валов и их осевой люфт.


 Головка цилиндров Kia Clarus 4. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов.

Отклонение от плоскостности:
FE DOHC: 0,15 мм
Т8 DOHC: 0,20 мм

5. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, прошлифуйте поверхность или замените головку блока цилиндров.

Проверка клапанов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Головка цилиндров Kia Clarus 1. Осмотрите каждый клапан на выявление следующих дефектов:

– повреждения или деформации стержня клапана;
– повреждения тарелки клапана;
– повреждения или неравномерного износа торца стержня клапана.
2. При необходимости, отремонтируйте или замените клапан.
3. Измерьте высоту кромки тарелки клапана. При необходимости, замените клапан.

Высота кромки тарелки клапана:
впускного: 0,85 мм
выпускного: 0,9 мм

 Головка цилиндров Kia Clarus 4. Измерьте длину каждого клапана.

Длина клапана:
Впускные клапана:
FE DOHC: 103,18 мм
Т8 DOHC: 102,92 мм
Выпускные клапана:
FE DOHC: 103,94 мм
Т8 DOHC: 101,42 мм

 Головка цилиндров Kia Clarus 5. Микрометром в нескольких местах по высоте измерьте диаметр стержня клапана.

Диаметр стержня клапана:
Впускные клапана: 5,970–5,985 мм
Выпускные клапана: 5,965–5,980
 Головка цилиндров Kia Clarus 6. Нутромером в нескольких местах измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов.

Внутренний диаметр направляющих впускных и выпускных клапанов: 6,01–6,03 мм

 Головка цилиндров Kia Clarus 7. Вычислите зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана. Для этого вычтите наружный диаметр стержня клапана от внутреннего диаметра соответствующей направляющей втулки клапана.

Зазор:
Впускные клапана:
впускной: 0,025–0,060 мм
выпускной: 0,030–0,065 мм
Предельно допустимое значение: 0,020 мм
8. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените клапан и/ или направляющую втулку клапана.
 Головка цилиндров Kia Clarus 9. Измерьте высоту выступания каждой втулки клапана. При необходимости, замените направляющую втулку клапана.

Впускные клапана А: 11,4–11,9 мм

 Головка цилиндров Kia Clarus


Предупреждение

Обратите внимание, что направляющие впускного и выпускного клапанов различаются по форме.


 Головка цилиндров Kia Clarus 10. Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в воде до температуры около 90°С.
 Головка цилиндров Kia Clarus 11. При помощи приспособления ОК201 120 001 выпрессуйте направляющую клапана со стороны, противоположной камере сгорания.
12. Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в воде до температуры около 90°С.
 Головка цилиндров Kia Clarus 13. При помощи приспособления ОК201 120 001 запрессовывайте направляющую клапана со стороны, противоположной камере сгорания, до тех пор, пока она не будет выступать над головкой блока на рекомендуемую выше величину.

Проверка седла клапана

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте рабочую поверхность и фаски седла клапана на отсутствие следующих дефектов:

– шероховатости;
– прогорания;
– точечной коррозии;
– трещин.
 Головка цилиндров Kia Clarus 2. Специальным режущим инструментом под углом 45° восстановите рабочую кромку седла клапана и/или фаску клапана.
3. Нанесите специальный состав синего цвета на рабочую фаску клапана и клапан и дайте высохнуть составу.
 Головка цилиндров Kia Clarus 4. Установите клапан в седло клапана, прижмите и проверните на 360°. Если синий состав не полностью удален с рабочей фаски клапана, замените клапан. Если синий состав не полностью удален с рабочей фаски седла клапана, повторно обработайте седло клапана.
 Головка цилиндров Kia Clarus 5. Измерьте ширину рабочей фаски клапана.

Ширина: 1,2–1,6 мм
 Головка цилиндров Kia Clarus 6. Проверьте глубину расположения рабочей поверхности седла клапана, измеряя ее в центре фаски клапана. Если клапан, установленный в седло клапана, расположен слишком высоко, обработайте седло клапана разверткой с углом 60°, затем разверткой с углом 45°. Если клапан, установленный в седло клапана, расположен слишком низко, обработайте седло клапана разверткой с углом 35° (для впускного клапана) или 15° (для выпускного), затем разверткой с углом 45°.
7. Используя специальный абразивный порошок, притрите клапана и седла клапанов. Очистите клапана и седла клапанов от остатков абразивного порошка.
 Головка цилиндров Kia Clarus 8. Проверьте заглубление седла клапана. Установите клапан в головку блока цилиндров и измерьте выступание (размер L) стержня клапана.

Размер L: 36,8 мм
Если L находится в приведенных ниже пределах, клапан можно использовать.

Размер L:
Впускной: 36,37–37,27 мм
Выпускной: 36,36–37,26 мм

Если L находится в указанных ниже пределах, для корректировки следует установить прокладку между тарелкой пружины и головкой блока цилиндров.

Размер L:
Впускной: 37,27–37,97 мм
Выпускной: 37,26–37,96 мм


Если L больше приведенного ниже размера, следует заменить головку блока.

Размер L:
Впускной: 37,97 мм
Выпускной: 37,96 мм


Проверка пружины клапана

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осмотрите каждую пружину клапана на отсутствие трещин и повреждений.
 Головка цилиндров Kia Clarus
 Головка цилиндров Kia Clarus
2. Измерьте длину пружины в свободном состоянии. Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости.

Длина пружины в свободном состоянии:
Наружной: 39,1 мм
Минимально допустимая: 38,7 мм
Внутренней: 38,0 мм
Минимально допустимая: 37,7 мм
Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости:
Наружной: 1,36 мм
Внутренней: 1,33 мм

Проверка распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Головка цилиндров Kia Clarus 1. Установите первую и последнюю шейки распределительного вала на V–образные подставки. Установите измерительную головку индикатора часового типа на среднюю шейку подшипника распределительного вала и установите шкалу индикатора на 0. Проверните распределительный вал и измерьте его биение.

Предельно допустимое биение распределительного вала: 0,03 мм

2. Проверьте распределительный вал на отсутствие неравномерного износа, трещин или повреждений.
 Головка цилиндров Kia Clarus 3. В двух точках измерьте высоту каждого кулачка распределительного вала.

Высота кулачков распределительного вала: 45,052 мм
Минимально допустимая высота кулачков распределительного вала: 44,852 мм

 Головка цилиндров Kia Clarus 4. В двух перпендикулярных направлениях измерьте диаметр каждой шейки распределительного вала.

Номинальный диаметр: 29,940–29,956 мм
Предельно допустимая овальность: 0,05 мм

5. Измерьте зазор в подшипниках распределительных валов.
6. Очистите от смазки шейки подшипников распределительных валов, крышки подшипников и подшипники в головке блока цилиндров.
7. Установите распределительные валы на головку блока цилиндров.
 Головка цилиндров Kia Clarus 8. Для измерения зазора используйте пластиковый калиброванный круглый стержень Plastigage. Стержень Plastigage сжимается между подшипником и шейкой распределительного вала. После снятия крышки подшипника распределительного вала деформированный пластиковый стержень Plastigage измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте. Отрежьте кусочки пластикового стержня и расположите их на шейки распределительного вала. После установки пластикового стержня не проворачивайте распределительный вал.
9. В соответствии с маркировкой установите крышки подшипников распределительных валов.

 Головка цилиндров Kia Clarus

10. Вверните болты крепления крышек подшипников и в определенной последовательности затяните их требуемым моментом.

Момент затяжки: 18–26 Н•м

 Головка цилиндров Kia Clarus 11. В определенной последовательности выверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов.
 Головка цилиндров Kia Clarus 12. Измеряя шаблоном ширину деформированного пластикового стержня, определите зазоры в подшипниках распределительного вала.

Номинальный зазор: 0,035–0,085 мм
Предельно допустимый зазор: 0,15 мм

13. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените головку блока цилиндров.
 Головка цилиндров Kia Clarus 14. Установите распределительные валы в головку блока цилиндров. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на торец распределительного вала. Переместите распределительный вал вдоль оси до упора в одну сторону.
15. Установите стрелку индикатора часового типа на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси до упора в другую сторону. Прочтите показания на индикаторе часового типа, который показывает величину осевого люфта распределительного вала.

Номинальный осевой люфт: 0,08–0,10 мм
Предельно допустимый зазор: 0,20 мм


Проверка гидравлических компенсаторов зазоров клапанов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте лицевую сторону гидравлических компенсаторов зазоров клапанов на отсутствие износа или повреждений и, при необходимости, замените их.
 Головка цилиндров Kia Clarus 2. Сожмите гидравлический компенсатор двумя пальцами. Если гидравлический компенсатор зазоров клапанов сжимается, замените его.

Предупреждение

Никогда не пытайтесь восстанавливать или ремонтировать гидравлический компенсатор зазоров клапанов.



Сборка и установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Нанесите моторное масло на внутреннюю часть нового маслоотражательного колпачка клапана.
 Головка цилиндров Kia Clarus 2. Установите маслоотражательный колпачок клапана на направляющую втулку клапана с помощью специального приспособления ОК201 120 005.
3. Установите нижнюю тарелку клапана.
4. Установите клапан.
 Головка цилиндров Kia Clarus 5. Установите пружины клапана и верхнюю тарелку клапана.
6. Установите пружину клапана таким образом, чтобы витки с мелким шагом (В) были направлены к головке блока цилиндров.
 Головка цилиндров Kia Clarus 7. Установите верхнее гнездо пружины и специальным приспособлением сожмите пружину.
8. Установите сухари и снимите специальное приспособление для сжатия пружины.
9. Пластиковым молотком несколько раз ударьте по торцу стержня клапана для того, чтобы сухари установились на свои места.

10. Повторите эти операции на всех клапанах.

 Головка цилиндров Kia Clarus 11. Нанесите тонкий слой моторного масла на боковую поверхность гидравлических компенсаторов зазоров клапанов.
12. Установите гидравлические компенсаторы на те места, откуда они были сняты.
 Головка цилиндров Kia Clarus 13. Проверьте, нет ли свободного перемещения гидравлических компенсаторов.
14. Тщательно удалите с верхней части блока цилиндров все загрязнения и масло.
 Головка цилиндров Kia Clarus 15. Установите новую прокладку головки цилиндров.
16. Установите головку цилиндров.
17. Нанесите моторное масло на резьбы болтов и поверхности седел.
 Головка цилиндров Kia Clarus
Предупреждение

Убедитесь, что болты головки цилиндров одного типа – (А) или (В). Не используйте болты разных типов вперемешку.


 Головка цилиндров Kia Clarus 18. В определенной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров в следующем порядке.

FE DOHC: 80–86 Н•м
Т8 DOHC:
а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 39,2Н•м;
d. доверните болты на угол 90°.

 Головка цилиндров Kia Clarus 19. Нанесите достаточное количество моторного масла на шейки и подшипники распределительных валов.
 Головка цилиндров Kia Clarus 20. Установите распределительные валы так, чтобы установочный штифт располагался точно вверху.
21. Нанесите достаточное количество чистого моторного масла на контуры кулачков и шейки распределительных валов.
 Головка цилиндров Kia Clarus 22. Нанесите силиконовый герметик на привалочные поверхности передних крышек распределительных валов.
 Головка цилиндров Kia Clarus 23. Установите крышки распределительных валов в соответствии с их номерами и разметкой.
 Головка цилиндров Kia Clarus 24. В определенной последовательности за 2–3 этапа затяните болты крепления крышек распределительных валов.

Момент затяжки: 17,6–26,5 Н•м
 Головка цилиндров Kia Clarus 25. Установите уплотнительную пластину и закрепите ее болтами.

Момент затяжки: 7,8–11,8 Н•м

 Головка цилиндров Kia Clarus 26. Нанесите силиконовый герметик на передние и заднюю крышку распределительных валов.
27. Установите крышку головки цилиндров и закрепите ее болтами.

Момент затяжки: 3,9–5,9 Н•м

28. Удалите грязь и смазку с поверхности корпуса датчика угла поворота.
 Головка цилиндров Kia Clarus 29. Установите датчик угла поворота с новым уплотнительным кольцом и закрепите его болтами.

Предупреждение

Не используйте повторно уплотнительное кольцо.


1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *