11.8. Легко и непринужденно

Человек всегда стремится при минимуме затраченных усилий получить максимум отдачи. Сперва ему стало лень ходить пешком – и появился автомобиль. В скором времени "трудолюбивое" человечество с ужасом обнаружило, что даже на то, чтобы крутить руль, сил приходится тратить не так уж и мало. И задумалось, как бы свою тяжкую участь облегчить...

В результате этих размышлений в XIX веке родилась концепция усилителя рулевого управления. После появления на улицах городов большегрузных автобусов с паровым двигателем стало необходимо облегчить труд управляющих ими водителей. Начался поиск конструктивных решений, позволяющих уменьшить усилие при повороте рулевого колеса.

В 1925 году в США Фрэнсис Дейвис одним из первых запатентовал гидравлический усилитель рулевого управления, а в 1933 году концерн "Дженерал Моторс" уже намеревался установить его на своем автомобиле "Кадиллак" с двенадцатицилиндровым двигателем. К 1951 году компания "Крайслер" освоила производство гидроусилителей руля и с этого времени начала оснащать им многие свои модели. Первым изготовителем легковых автомобилей, предложившим установку гидроусилителя рулевого управления в качестве дополнительного оборудования модели "519", была фирма "Фиат". В настоящее время в результате появления переднеприводных автомобилей, использования шин большего размера и массы, подвески с усложненной кинематикой существует необходимость в применении усилителей рулевого управления даже на небольших автомобилях. Как следует из названия, данное устройство основано на использовании принципа гидравлики. Давление в системе, заправленной специальной жидкостью, создается гидравлическим насосом, приводимым в действие коленвалом двигателя. В конструкции предусмотрен золотниковый клапан, который при повороте руля переключает подачу жидкости в ту или иную полость, обеспечивая дополнительное воздействие на исполнительный механизм рулевого управления (редуктор или рейку). Первоначально конструкции рулевого управления с гидроусилителем были несовершенны и имели ряд недостатков. Например, они уменьшали усилие при управлении автомобилем настолько, что терялась информативность рулевого управления. Такие системы устанавливались на автомобиль вплоть до 80-х годов. Нетрудно себе представить, насколько опасно "переборщить" при манипулировании рулем, выполняя поворот на большой скорости.

Отсюда вытекают основные требования, которым должен соответствовать механизм гидроусилителя. Задача состоит в том, чтобы сделать поворачивание легким при маневрировании с малой скоростью и более ощутимым по усилию на рулевом колесе при движении с большей скоростью, чтобы управление автомобилем стало как можно более безопасным.

У большинства гидроусилителей вне зависимости от скорости движения автомобиля коэффициент усиления остается постоянным. Однако все большее число поступающих на рынок автомобилей сегодня оснащается системами с переменным коэффициентом усиления, у которых степень усиления уже изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля. Они обеспечивают точную и быструю реакцию при движении автомобиля на поворотах и требуемое усилие при маневрировании автомобиля с малой скоростью.

Одним из путей достижения этого является использование рейки рулевого механизма с переменным отношением зубчатого зацепления. С этой целью по длине рейки изменяется шаг и диаметр делительной окружности зубьев, а на шестерне шаг зубьев остается постоянным. Когда колеса автомобиля выставлены для движения в прямом направлении, передаточное число рулевого механизма равное единице и коэффициент усиления наименьший, но по мере приближения рулевого колеса к его крайним положениям, передаточное число возрастает и усилие, необходимое для поворачивания колес, уменьшается. Гидроусилитель рулевого механизма, управляемый компьютером, также перестает быть чем-то необычным. Такие системы рулевого управления обрабатывают информацию от спидометра автомобиля. Их работа определяется не только числом оборотов двигателя, но и скоростью движения автомобиля. Микропроцессор компьютера анализирует поступающие от датчика сигналы и вычисляет требуемый на каждый момент коэффициент усиления, который реализуется с помощью электрогидравлического преобразователя.

Идея разработчиков таких систем: взять лучшее из двух видов рулевого управления – при скоростях, характерных для паркования автомобиля, сделать рулевое управление наиболее легким, а при движении с высокой скоростью действие усилителя уменьшать до такой степени, чтобы система работала почти так же, как обычное механическое рулевое управление без усилителя.

1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *