Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация и диагностические проверки
Общая информацияСхема расположения основных компонентов ABS
На оборудованных тормозной системой обычного типа транспортных средствах, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов. К числу основных компонентов ABS относятся: четыре колесных датчика, четыре ротора колесных датчиков, сборка блок управления (ECU) с гидравлическим модулятором, датчик “G” (датчик перегрузок), датчик-выключатель стоп-сигналов и контрольная лампа ABS.
Блок управления и гидравлический модулятор
Вмонтированный в сборку гидравлического модулятора блок управления ABS отслеживает скорость вращения каждого из колес автомобиля, ориентируясь на поступающие сигналы от колесных датчиков. Когда при аварийном торможении какое-либо из колес начинает преждевременно блокироваться, модуль управления выдает команду на активацию помещенного внутрь гидравлического модулятора электромагнитного клапана, который, срабатывая, открывает соответствующий участок тормозного контура, выпуская из него часть гидравлической жидкости в резервуар и, соответственно, снижая рабочее давление. Как только скорости вращения колес уравниваются, клапан вновь закрывается и давление продолжает подниматься. Цикл длится доли секунды на каждом из колес и повторяется до тех пор, пока торможение не будет завершено. Конструкция системы позволяет корректировать давление в гидравлических контурах каждого из четырех колес. В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса.
Колесные датчики и их роторы
Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на модуль управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов ECU получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, блок управления фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса.
Датчик-выключатель стоп-сигналов
По сигналам, поступающим от датчика-выключателя стоп-сигналов, ECU определяет момент, когда водитель выжимает педаль ножного тормоза, сразу же активируя ABS.
Диагностика и восстановительный ремонт
Об отказах ABS водителя оповещает специальная контрольная лампа, расположенная на приборном щитке автомобиля. Как только ECU выявляет факт нарушения в системе, он производит ее отключение. Тормозная система продолжает при этом функционировать в обычном режиме. Диагностика состояния ABS производится каждый раз при запуске двигателя и сопровождается кратковременным срабатыванием контрольной лампы. в течение короткого времени после запуска лама должна автоматически отключиться.
Если контрольная лампа ABS загорается и продолжает гореть во время движения, в первую очередь удостоверьтесь, что стояночный тормоз полностью отпущен, а тормозная система функционирует исправно. Если все в норме. Следовательно, произошел отказ ABS. В первую очередь произведите следующие простейшие проверки:
- Проверьте состояние тормозных суппортов и колесных цилиндров;
- Проверьте состояние и надежность крепления контактных разъемов электропроводки ECU и колесных датчиков (см. Главу Бортовое электрооборудование).
- Проверьте соответствующие предохранители (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Схема расположения контактных клемм в разъеме В100 (в разъем F2 клеммы расположены зеркально)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Схема расположения контактных клемм в разъеме блока управления (ECU) ABS
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Контрольная лампа ABS не отключается после запуска двигателя
При отсоединении электропроводки от блока управления ABS входящий в состав колодки датчик-выключатель замыкает контур между клеммами 31 и 23 разъема, при этом должно произойти срабатывание контрольной лампы ABS. |
Схема расположения основных компонентов ABS
Местоположение диагностического разъема DLC и схема расположения его контактных клемм
1 — Разъем DLC |
|
Не удается произвести считывание кодов неисправностей
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Подготовка к тестированию ABS
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Проверка исправности функционирования гидравлического модулятора
Используйте для подключения к суппортам тормозных механизмов только специальные манометры. Во избежание загрязнения тормозной жидкости не подключайте манометры, ранее использованные для проверки гидравлического тракта АТ! |
Карта диагностики исправности функционирования гидравлического модулятора ABS
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Считывание кодов неисправностей системы самодиагностики ABS
Предварительно проверьте исправность состояния и функционирования контрольной лампы ABS (см. выше). |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||
|
Список кодов неисправностей ABS
Обратитесь также к Спецификациям Главы Системы управления двигателем.
№ кода | Причина отказа | Номер подлежащего |
11 | Контрольный код | — |
21 | Обрыв в цепи правого переднего колесного датчика | 1 |
22 | Короткое замыкание в цепи правого переднего колесного датчика | 2 |
23 | Обрыв в цепи левого переднего колесного датчика | 1 |
24 | Короткое замыкание в цепи левого переднего колесного датчика | 2 |
25 | Обрыв в цепи правого заднего колесного датчика | 1 |
26 | Короткое замыкание в цепи правого заднего колесного датчика | 2 |
27 | Обрыв в цепи левого заднего колесного датчика | 1 |
28 | Короткое замыкание в цепи левого заднего колесного датчика | 2 |
29 | Нарушение исправности выдачи сигнала колесного датчика | 3 |
31 | Отказ впускного электромагнитного клапана правого переднего колеса | 4 |
32 | Отказ выпускного электромагнитного клапана правого переднего колеса | 5 |
33 | Отказ впускного электромагнитного клапана левого переднего колеса | 4 |
34 | Отказ выпускного электромагнитного клапана левого переднего колеса | 5 |
45 | Отказ впускного электромагнитного клапана правого заднего колеса | 4 |
36 | Отказ выпускного электромагнитного клапана правого заднего колеса | 5 |
37 | Отказ впускного электромагнитного клапана левого заднего колеса | 4 |
38 | Отказ выпускного электромагнитного клапана левого заднего колеса | 5 |
41 | Нарушение исправности функционирования ECU ABS | 6 |
42 | Чрезмерно низкий/высокий уровень напряжения питания | 7 |
44 | Нарушение исправности функционирования системы управления АТ | 8 |
51 | Нарушение исправности функционирования клапанного реле | 9 |
52 | Нарушение исправности функционирования приводного электромотора/его реле | 10 |
54 | Нарушение исправности функционирования датчика-выключателя стоп-сигналов | 11 |
56 | Нарушение исправности выдачи сигнала датчика “G” | 12 |
Карта напряжений контактных клемм разъема ECU ABS
| № клеммы | Входной/выходной сигнал | |
Результат и условия измерения | |||
Колесные датчики 2 | Левое переднее колесо | 9 ÷ 10 | 0.12 ÷ 1 В (20 Гц) |
Правое переднее колесо | 11 ÷ 12 | ||
Левое заднее колесо | 7 ÷ 8 | ||
Правое заднее колесо | 14 ÷ 15 | ||
Напряжение питания клапанного реле 1 | 24 ÷ 23 | 10 ÷ 15 В при включенном зажигании | |
Напряжение питания реле электромотора 1 | 25 ÷ 23 | 10 ÷ 15 В при включенном зажигании | |
Датчик "G" (только полно- приводные модели) 2 | Подача питания | 30 ÷ 28 | 4.75 ÷ 5.25 В |
Заземление | 28 | — | |
Выходной сигнал | 6 ÷ 28 | 2.3 ÷ 0.2 В в горизонтальном положении автомобиля | |
Датчик-выключатель стоп-сигналов 1 | 2 ÷ 23 | Менее 1.5 В при выключенных стоп-сигналах; 10 ÷ 15 В при включенных стоп-сигналах | |
Контрольная лампа ABS 2 | 21 ÷ 23 | Менее 1.5 В в течение 1.5 секунд после включения зажигания; 10 ÷ 15 В спустя 1.5 секунды после включения зажигания | |
Сигнал ABS АТ (только модели с АТ) 2 | 31 ÷ 23 | Менее 1.5 В в пассивном состоянии ABS; Более 5.5 В при активной ABS | |
Монитор сигнала функционирования ABS 2 | 3 ÷ 23 | Менее 1.5 В в пассивном состоянии ABS; Более 5.5 В при активной ABS | |
Выбор монитора 2 | Данные приняты | 20 ÷ 23 | Менее 1.5 В при отсутствии полученных данных |
Данные посланы | 5 ÷ 23 | 4.75 ÷ 5.25 при отсутствии посланных данных | |
Диагностический разъем ABS 2 | Клемма № 3 | 29 ÷ 23 | 10 ÷ 15 В при включенном зажигании |
Клемма № 6 | 4 ÷ 23 | 10 ÷ 15 В при включенном зажигании | |
Подача питания 1 | 1 ÷ 23 | 10 ÷ 15 В при включенном зажигании | |
Заземление | 23 | — | |
Заземление | 26 | — |
Очистка памяти модуля самодиагностики ECU ABS
Закончив считывание, трижды в течение 12 секунд отсоедините/подсоедините диагностическую клемму от клеммы 6 разъема DLC. Успешное завершение очистки памяти должно подтвердиться высвечиванием контрольного кода 11.
Тест № 1: Обрыв в цепи колесного датчика, либо чрезмерно высокий уровень входного напряжения
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
21 | 11 и12 |
23 | 9 и10 |
25 | 13 и15 |
27 | 7 и8 |
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
21 | 11 |
23 | 9 |
25 | 13 |
27 | 7 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 2: Короткое замыкание в цепи колесного датчика
Проверка колесного датчика на наличие короткого замыкания при помощи осциллографа (белым цветом показаны щупы, подключенные к массе осциллографа)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Выполнение данной процедуры может привести к записи в память модуля самодиагностики ECU ABS кода неисправности 29. |
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
22 | A100: 5 и 14 |
24 | A100: 7 и 16 |
26 | F55: 6 и 7 |
28 | F55: 1 и 2 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
22 | 9 и 10 |
24 | 9 и 10 |
26 | 13 и 15 |
28 | 7 и 8 |
Измерьте сопротивление между массой и соответствующими клеммами контактного разъема ECU ABS (см. таблицу). Если результат измерения составляет более 1 мОм, переходите к следующему этапу проверки, в противном случае проверьте электропроводку между датчиком и ECU на наличие короткого замыкания. Произведите необходимый восстановительный ремонт.
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
22 | 11 |
24 | 9 |
26 | 13 |
28 | 7 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
№ Диагностического кода (см. список кодов) | №№ клемм контактного разъема ECU ABS |
22 | A100: 15 |
24 | A100: 6 |
26 | F55: 8 |
28 | F55: 3 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 3: Имеют место проблемы, связанные с исправностью выдачи колесным датчиком информационного сигнала
Буксировка и поддомкрачивание автомобиля, а также длительное удерживание рулевого колеса вывернутым до упора могут привести к записи в память модуля самодиагностики ECU ABS кода неисправности 29. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Тест 4: Нарушение исправности функционирования впускного электромагнитного клапана
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 5: Нарушение исправности функционирования выпускного электромагнитного клапана
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 6: Нарушение исправности функционирования блока управления (ECU) ABS
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 7: Отклонение от номинала уровня напряжения питания
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 8: Нарушение исправности функционирования системы управления АТ
Схема расположения клемм в 24-контактном разъеме TCM
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Тест 9: Нарушение исправности функционирования клапанного реле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 10: Нарушение исправности функционирования приводного электромотора/его реле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 11: Нарушение исправности функционирования датчика-выключателя стоп-сигналов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Тест 12: Нарушение исправности выдачи выходного сигнала датчика “G”
Буксировка автомобиля, а также поддомкрачивание его с полным отрывом колес от земли могут привести к занесению в память модуля самодиагностики ECU ABS. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Схема размещения контактных клемм в разъеме датчика “G”
Схема размещения контактных клемм в разъеме датчика “G”
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
Комментарии