Двигатели автомобилей BMW оснащаются системой Motronic. разработанной фирмой Bosch. Эта система, включающая в себя собственно систему впрыска и систему зажигания, известна также под аббревиатурой DME (цифровая электронная система управления двигателем) Управление впрыском топлива и зажиганием осуществляется центральным блоком управления. В этой главе описана в основном та часть системы DME. которая отвечает за впрыск топлива.
Система впрыска рассчитана на длительный срок службы, не требует регулярного технического обслуживания и крайне редко нуждается в ремонте Для диагностики и ремонта системы впрыска требуются дорогие приборы и специальные знания
Схема системы Motronic
1 - топливный бак
2 - топливный насос
3 - топливный фильтр
4 - регулятор давления топлива
5 - электронный блок управления
6 - катушка зажигания
7 - распределитель высокого напряжения
8 - свеча зажигания
9 - форсунка
10 - дроссельная заслонка
11 - датчик положения дроссельной заслонки
12 - измеритель расхода воздуха
13 - потенциометр и датчик температуры воздуха
14 - датчик кислорода (лямбда-зонд)
15 - датчик температуры охлаждающей жидкости
16 - регулятор холостого хода
17 - индуктивный датик углового положения коленчатого вала
18 - аккумуляторная батарея
19 - выключатель зажигания
20 - выключатель системы кондиционирования
Принцип действия систем Motronic DME М1.1 и M1.7
Топливо подается из топливного бака топливным насосом погружного типа через топливный фильтр в топливную рампу и далее к форсункам. Регулятор давления обеспечивает постоянное давление топлива в топливной рампе на уровне 3.0 бар (в моделях 520i — 2,5 бар). Форсунки с электрическим управлением обеспечивают импульсный впрыск топлива во впускной канал перед впускным клапаном Порядок работы форсунок — последовательно-чередующийся, т.е. за один оборот коленчатого вала срабатывают форсунки цилиндров 2-4-6 или 1-3-5 (для Motronic М1.7 в моделях 518i: 1-3 или 2-4). Воздух поступает в цилиндры через воздухоочиститель и впускной коллектор. Его количество контролируется измерителем расхода воздуха. В корпусе измерителя расположена заслонка, отклоняющаяся потоком воздуха на определенный угол. Угловое положение заслонки определяет расход воздуха. С заслонкой связан переменный резистор, сигнал с которого поступает в блок управления.
В зависимости or расхода воздуха и числа оборотов двигателя, блок управления изменяет время открытого состояния форсунок и тем самым количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры. Длительность впрыска изменяется также по сигналам других датчиков, помогающих определить оптимальный состав горючей смеси на разных режимах работы двигателя.
■ Датчик положения дроссельной заслонки связан с осью дроссельной заслонки. Его контакты замкнуты при закрытой дроссельной заслонке. Сигнал с этого датчика прежде всего используется для управления работой двигателя в режиме принудительного холостого хода: когда дроссельная заслонка закрыта и частота вращения превышает определенную величину, блок управления прекращает подачу топлива.
■ Реле включения топливного насоса находится в блоке реле в правой задней части моторного отсека. Оно управляет работой топливного насоса. Когда прекращается поступление импульсов с датчика углового положения коленчатого вала при включенном зажигании (например, при заглохшем двигателе), схема управления выключает топливный насос.
■ Датчик углового положения коленчатого вала установлен на кронштейне с правой стороны блока цилиндров. Он служит для определения моментов впрыска и зажигания, а также частоты вращения коленчатого вала двигателя.
■ Лямбда-зонд (датчик кислорода) устанавливается в автомобилях с каталитическим нейтрализатором. Он определяет содержание кислорода в отработавших газах и выдает соответствующий электрический сигнал на блок управления. Блок управления изменяет количество впрыскиваемого топлива так, чтобы обеспечить максимальную нейтрализацию токсичных составляющих.
■ Регулятор холостого хода изменяет количество воздуха, поступающего в обход дроссельной заслонки в режиме холостого хода. Благодаря этому частота вращения на холостом ходу поддерживается постоянной независимо от нагрузки на двигатель (например, при работе гидроусилителя рулевого управления или включении кондиционера). Управление регулятором осуществляется блоком управления системы впрыска.
■ Электронный блок управления расположен в моторном отсеке за опорой правой амортизационной стойки.
Система Motronic DME М3.1 в 4-клапанных двигателях
Система DME МЗ. 1, устанавливаемая в моделях 520i и 525i с мая 1990 г., является дальнейшим развитием системы Motronic М1.1. Она имеет блок управления с большей вычислительной мощностью. Основные отличия от предыдущей системы заключаются в следующем.
■ Вместо измерителя потока воздуха установлен измеритель массового расхода воздуха. Он имеет следующие преимущества: автоматическая компенсация изменений температуры и давления воздуха, отсутствие движущихся частей и вследствие этого минимальный износ. Принцип работы этого измерителя заключается в следующем. Нагреваемая протекающим током проволока охлаждается потоком воздуха. Для поддержания постоянной температуры проволоки ток накала изменяется в зависимости от плотности и температуры потока воздуха. По изменению тока накала система Motronic определяет массовый расход воздуха и изменяет соответствующим образом количество впрыскиваемого топлива.
■ Система зажигания не имеет движущихся частей и вследствие этого не подвержена износу (кроме свечей зажигания), см. главу "Система зажигания". Система контроля высокого напряжения отключает систему зажигания при возникновении неисправностей (например, при повреждении проводов высокого напряжения).
■ В моделях с автоматической коробкой передач управление трансмиссией и двигателем объединено, что позволяет более оптимальным образом выбирать режим работы и смягчать переключение передач.
Внимание: для предотвращения загрязнения и повреждения системы впрыска необходимо соблюдать правила, приведенные ниже.
Комментарии