Вам потребуется вставка для ключа с многогранным зацеплением. Если ее нет, можно использовать любую вставную головку соответствующего размера, которая выдерживала бы момент затяжки винтов без внутреннего проворачивания. Для установки распределительного вала нужен калибр.

        Примечания
При снятии провода с аккумуляторной батареи стирается память электронных запоминающих устройств, поэтому запомните код магнитолы.
Открывайте крышку расширительного бачка только на холодном двигателе.
При работе отсоедините аккумуляторную батарею.
Связки кабелей нужно разрезать и при установке заменить на новые.
Предварительно ослабьте гайки крепления правого колеса (позже его нужно снять).


Двигатели выпуска до мая 1998 г.
Для снятия головки блока цилиндров выполните следующие операции:
- снимите аккумуляторную батарею;
- установите передок автомобиля на опоры и отверните щиток брызговика (девять винтов);

Крепление облицовки радиатора
Рис. 52. Крепление облицовки радиатора




- отверните облицовку в нижней части радиатора ( рис. 52);
- слейте жидкость из системы охлаждения после вывинчивания пробки сливного отверстия в радиаторе (см. соответствующий подраздел);
- отверните правое переднее колесо и снимите облицовку на внутренней стороне колесной ниши (два винта);
- снимите поликлиновой ремень;
- на 1,6- или 1,8-литровом двигателе снимите каталитический нейтрализатор с дугообразных опор. Для этого ослабьте зажимную скобу и отверните дугу;
- отсоедините жгут проводов двигателя и магистраль откачки на усилитель тормозного привода от трубы впускного коллектора. Проводка крепится быстродействующим запором. Отожмите его в сторону и выньте проводку. Снимите шланг с впускного коллектора;
- выньте штекерную колодку из переключателя давления масла;

Крепление опоры двигателя
Рис. 53. Крепление опоры двигателя: 1, 2 — винты




- на автомобиле с механической коробкой передач ослабьте на два оборота винты 1 и 2 ( рис. 53);
- на автомобиле с автоматической коробкой передач ослабьте на два оборота средний винт правого упора от проворачивания. То же самое выполните на упоре от проворачивания на амортизаторе колебаний и на опоре;
- на всех автомобилях отсоедините левый упор от проворачивания, но не вынимайте;

Крепление воздухозаборных труб
Рис. 22. Крепление воздухозаборных труб: 1 — болты крепления, 2 — штепсельная вилка, 3 — штекерная колодка, 4 — хомут, 5 — шланг пониженного давления




- полностью снимите всасывающий патрубок. Сначала выньте три винта 1 (см. рис. 22). Затем отсоедините штекерную колодку 3 от датчика, и на той же стороне снимите хомуты 4 шланга. Отсоедините в месте под цифрой «2» многоконтактную штекерную колодку датчика всасываемого воздуха. На левой стороне находится шланг низкого давления 5. Снимите его;
- снимите воздушный фильтр. Для этого отключите вентиляционный шланг между фильтром и крышкой головки блока цилиндров. Расцепите справа резиновое кольцо, выньте воздушный фильтр из крепления и извлеките его;

Снятие тросика дроссельной заслонки
Рис. 54. Снятие тросика дроссельной заслонки




- выньте предохранительный зажим троса дроссельной заслонки, выведите тросик дроссельной заслонки на конце из зацепления с рычагом и осторожно отведите тросик назад ( рис. 54);
- отключите шланги низкого давления от трубы впускного коллектора;
- выньте штекер проводов из жгута проводов головки блока цилиндров и отделите жгут проводов от впускного коллектора;
- отключите различные шланги низкого давления, промаркировав их фломастером на конце шланга и на соединительной детали;
- выньте штекерную колодку из катушки зажигания (на левой стороне) и выньте штекер защиты от помех на правой стороне. Выше штекерной колодки катушек зажигания отсоедините еще один штекер для датчика температуры охлаждающей жидкости;

Месторасположение подключений
Рис. 55. Месторасположение подключений: 1 — мембранный выключатель рулевого механизма с усилителем; 2 — провод «массы» в проушине двигателя; 3 — шланг высокого давления рулевого механизма с усилителем




- отключите штекер мембранного выключателя 1 ( рис. 55) рулевого механизма с усилителем, провод 2 «массы» от проушины двигателя и шланг 3 высокого давления вспомогательного насоса рулевого управления;
- на 2-литровом двигателе отверните опорный уголок для проводки кондиционера. Снимите теплозащитный щиток. Освободите проводку охлаждающей жидкости из держателей, отверните два винта и разъедините крепление шланга охлаждающей жидкости, выньте маслоизмерительный щуп и выверните оба нижних винта;
- на 1,6- или 1,8-литровом двигателе снимите теплозащитный щиток. Для этого отверните два винта в верхней части и два винта в нижней. После этого выньте щуп;

Элементы системы рециркуляции отработавших газов (AGR)
Рис. 56. Элементы системы рециркуляции отработавших газов (AGR): 1 — клапан системы AGR на всасывающем коллекторе; 2 — проводка системы AGR в проушине двигателя; 3 — проводка системы AGR на катушке зажигания




- снимите с головки блока цилиндров систему рециркуляции отработавших газов (AGR). Для этого отсоедините клапан AGR 1 ( рис. 56) от впускного коллектора, AGR-проводку 2 от проушины двигателя и AGR-проводку 3 от катушки зажигания;
- на автомобиле с 2-литровым двигателем отсоедините каталитический нейтрализатор и проводку системы Pulse-Air от выпускного коллектора (три накидные гайки и четыре гайки);
- на автомобиле с 1,6- или 1,8-литровым двигателем отверните каталитический нейтрализатор от выпускного коллектора (четыре гайки);
- отсоедините все шланги охлаждающей жидкости от корпуса термостата. На 1,6- или 1,8-литровом двигателе разъедините штекерный разъем датчика температуры дистанционного термометра;

Положение некоторых многоконтактных штекерных колодок и фильтра системы Pulse-Air
Рис. 57. Положение некоторых многоконтактных штекерных колодок и фильтра системы Pulse-Air: 1 — штекер термодатчика охлаждающей жидкости; 2 — штекер датчика положения коленчатого вала; 3 — винт крепления




- снимите фильтр системы Pulse-Air и отсоедините находящиеся поблизости штекеры 1 и 2 ( рис. 57);
- подставьте автомобильный домкрат под масляный поддон (с деревянной прокладкой между головкой домкрата и двигателем/приводом) и приподнимите агрегат в подвесках до усилия натяга;

Места крепления правой подвески двигателя
Рис. 32. Места крепления правой подвески двигателя




- отверните правую подвеску двигателя. На рис. 32 показано, как укреплена скоба подвески. Самоконтрящиеся гайки всегда заменяйте новыми. После этого извлеките скобу;
- на автомобиле с механической коробкой передач снимите упор от проворачивания на левой стороне. Силовой агрегат надо приподнять, чтобы вынуть упор;
- отверните винты консоли вспомогательного насоса рулевого управления и извлеките консоль;
- снимите подвесные скобы генератора;

Отключения быстродействующих запоров
Рис. 58. Отключения быстродействующих запоров




- снимите давление в системе питания (см. подразд. «Система впрыска топлива»). Затем отсоедините топливопроводы. Они крепятся быстродействующими запорами, которые снимают, как показано на рис. 58 (соединения сжимают и разъединяют);

        Предупреждение
Если топливо находится под давлением, возможна течь бензина.

- сняв натяжной ролик приводного ремня, отверните среднюю и верхнюю защитные крышки зубчатого приводного ремня;
- снимите наконечники проводов со свечей зажигания. Промаркируйте наконечники;
- отверните крышку головки блока цилиндров (десять винтов) и снимите уплотнение;
- выверните свечи зажигания;

Ослабление натяжения зубчатого приводного ремня
Рис. 59. Ослабление натяжения зубчатого приводного ремня: 1 — гайка; 2 — натяжной ролик




- ослабьте зубчатый приводной ремень, для этого отверните гайку 1 ( рис. 59), установите подходящий ключ с внутренним шестигранником. Проверните устройство для натяжения ремня в направлении стрелки и затяните натяжной ролик в новом положении. Снимите зубчатый приводной ремень — не загрязняйте маслом и не надламывайте зубчатый приводной ремень, который будет повторно использоваться;

Инструмент для удерживания шестерен распределительного вала
Рис. 45. Инструмент для удерживания шестерен распределительного вала




- ослабьте винты крепления обоих шкивов распределительных валов, удерживая их от проворачивания. Прижим, изображенный на рис. 45, лучше всего подходит для этой цели. В противном случае вставьте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее против головки блока цилиндров. Снимите оба шкива, промаркировав их принадлежность;

Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов
Рис. 46. Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов




- снимите распределительные валы. Чтобы избежать деформирования валов, ослабьте крышки подшипников в определенной последовательности (см. рис. 46). Соответственно ослабьте гайки крышек подшипников в указанной последовательности на пол-оборота так, чтобы гайки можно было отвернуть от руки. Промаркируйте крышки и по очереди снимите их. Осторожно извлеките оба распределительных вала и удалите радиальные уплотнительные кольца;
- по очереди выньте тарельчатые толкатели и отложите их в последовательности, необходимой для установки, или промаркируйте;

Последовательность отворачивания винтов крепления головки блока цилиндров. Затягивайте винты в обратной последовательности
Рис. 60. Последовательность отворачивания винтов крепления головки блока цилиндров. Затягивайте винты в обратной последовательности




- снимите головку блока цилиндров в сборе. Для этого отверните винты в указанной на рис. 60 последовательности. После снятия трубки для маслоизмерительного щупа снимите головку блока цилиндров (в случае необходимости помогая резиновым молотком) и положите ее на два деревянных чурбачка;

        Примечание
Винты крепления головки блока цилиндров этих двигателей могут использоваться только дважды. Промаркируйте их одним или двумя ударами кернера. Если винты уже имеют две насечки от удара кернером, значит, их уже дважды использовали.

- если поверхность головки блока цилиндров шлифовали, переходы между ее поверхностью и камерами сгорания надо обработать наждачной бумагой для устранения неровностей, но не скругляя их при этом;
- для установки нужно выточить два направляющих болта. На одной стороне болта должна быть резьба M10, на другой — пропиленный шлиц под отвертку. Вверните болты в двух углах головки блока цилиндров;

        Примечание
При заказе прокладки головки блока цилиндров непременно указывайте объем двигателя, так как используются различные уплотнительные прокладки.

- в блоке цилиндров установлены две пригнанные втулки (между первым и вторым, а также третьим и четвертым цилиндрами). Чтобы направлять головку при ее установке, втулки должны быть хорошо забиты в блок. Так как поршни при неблагоприятном положении коленчатого вала (или распределительного вала) могут ударяться о клапаны, нужно провернуть коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился примерно на 20 мм ниже верхней кромки отверстия цилиндра. Порядок установки следующий:
- отверткой вверните направляющие болты;
- установите прокладку головки блока цилиндров на блок, как описано выше. Обе пригнанные втулки должны проходить через соответствующие отверстия в уплотнительной прокладке;
- осторожно наденьте головку блока цилиндров, или опустите ее ручным краном на блок. Следите за тем, чтобы вошли пригнанные втулки и постучите по головке резиновым молотком;
- вверните новые винты крепления головки блока цилиндров и затяните их в порядке, обратном показанному на рис. 60. Помните о том, что винты всегда должны заменяться на новые, если они ранее уже использовались более одного раза (см. ранее приведенное указание).
Винты крепления головки блока цилиндров, т.е. резьба или стержни не должны смазываться. Затяжку винтов проводите соответствующим ключом в три этапа:
- затяните все винты по очереди моментом 25 Н·м;
- в этой же последовательности затяните винты моментом 45 Н·м;
- из этого положения подтяните винты на 105°. Обычно для этого используется градуированный диск. Если в вашем распоряжении нет такого диска, можно легко оценить поворот на 105°, если учесть, что 90° представляют четверть полного оборота;

        Предупреждение
Винты крепления головки блока цилиндров подтягивают на остывшем двигателе.

- установите трубку для маслоизмерительного щупа и сам щуп;
- установите распределительные валы. Они промаркированы. Вал впускных клапанов имеет на конце дополнительный кулачок для датчика положения распределительного вала. Чтобы уплотнить передние крышки подшипника распределительных валов в соединении с головкой блока цилиндров, необходимо некоторое количество герметика;

Места герметизации
Рис. 61. Места герметизации




- на головке блока цилиндров смажьте герметиком места, показанные стрелками на рис. 61;
- хорошо смажьте маслом коренные шейки распределительных валов и установите валы на свои места;

Маркировка крышек распределительных валов
Рис. 62. Маркировка крышек распределительных валов




- установите крышки подшипников распределительных валов в порядке номеров. Маркировка не совсем обычная так как первая крышка промаркирована «0» и находится на стороне выпуска. Последующая нумерация показана на рис. 62. Все цифры должны быть видны снаружи;
- вверните все винты крышек и затяните от руки. После этого подтяните каждую соответствующую пару винтов в порядке, обратном указанному на рис. 46, на пол-оборота, так чтобы все крышки находились сверху на головке блока цилиндров. И снова в том же порядке подтяните винты пару за парой моментом 10 Н·м. Подтяните винты еще раз моментом 19 Н·м. Крышки подшипников должны оставаться при затяжке всегда параллельными относительно поверхности головки блока цилиндров;
- забейте или еще лучше натяните новые сальники при помощи куска трубы с диаметром уплотнительных колец. Приверните к трубе винт M10 с большой шайбой, чтобы затянуть сальник валов. Хорошо смажьте рабочие кромки уплотнения;
- насадите шкивы распределительных валов. Шкивы должны свободно вращаться на валах;

Калибр для настройки фаз газораспределения
Рис. 63. Калибр для настройки фаз газораспределения




- установите калибр для регулировки фаз газораспределения, как показано на рис. 63;

Установка коленчатого вала в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
Рис. 64. Установка коленчатого вала в верхнюю мертвую точку (ВМТ)




- проверните коленчатый вал так, чтобы вырез в шкиве оказался в положении, указанном на рис. 64. Это положение соответствует ВМТ первого цилиндра;

Предварительная установка устройства натяжения ремня
Рис. 65. Предварительная установка устройства натяжения ремня: 1 — опорный болт; 2 — пружина; 3 — винт




- если пружина 2 ( рис. 65) устройства для натяжения ремня была снята, ее снова нужно установить.
Для этого вверните предохранительный штифт и затяните моментом 10 Н·м, навесьте пружину между штифтом и устройством для натяжения ремня. Вставьте согнутый под углом ключ с внутренним шестигранником, как указано на рисунке, и проверните. Затяните натяжной ролик при помощи винта 3 в новом положении;

Размещение зубчатого приводного ремня
Рис. 66. Размещение зубчатого приводного ремня: 1 — ремень, 2 — винт




- уложите зубчатый приводной ремень в направлении против часовой стрелки на три  шкива и устройство для натяжения ремня. Сначала уложите ремень на шкив коленчатого вала, удерживая зубцы в зацеплении, проложите слева вокруг нижнего направляющего ролика и натяжного приспособления зубчатого приводного ремня и пропустите петлю вокруг левого шкива распределительного вала. Теперь, прочно удерживая ремень в зацеплении с зубцами шкива распределительного вала, уложите его на правый шкив и, наконец, пропустите его вокруг внутренней стороны правого ходового ролика. Следите за тем, чтобы все зубцы обеспечивали необходимое зацепление. Ослабьте гайку 2 ( рис. 66), после чего устройство для натяжения ремня устремится внутрь, чтобы обеспечить требуемое натяжение ремня;
- законтрите от проворачивания шкивы распределительных валов и затяните оба винта моментом 68 Н·м. При этом коленчатый вал не должен проворачиваться. После затяжки винтов проверните коленчатый вал на два оборота, пока он снова не окажется в ВМТ;
- затяните винт устройства для натяжения ремня моментом 38 Н·м;
- убедитесь, что калибр все еще выровнен в соответствии с рис. 63, когда коленчатый вал установлен в ВМТ. В противном случае ослабьте соответствующий шкив распределительного вала и несколько сместите его. Снова затяните винт моментом 68 Н·м;
- установите крышку головки блока цилиндров на новой уплотнительной прокладке. Равномерно затяните винты по окружности сначала моментом 2 Н·м, а затем моментом 7 Н·м;
- вверните свечи зажигания (15 Н·м) и наденьте на них высоковольтные провода соответственно порядку работы цилиндров;
- установите защитные щитки. При этом обратите внимание на то, чтобы средняя крышка правильно располагалась в нижней крышке;
- установите шкив приводного ремня и затяните моментом 48 Н·м;
- все остальные работы проводите в обратном порядке, учитывая следующие моменты затяжки, Н·м:
- консоль генератора        47
- консоль вспомогательного насоса
- рулевого управления        47
- передняя подвеска двигателя        83
- элементы системы рециркуляции
- отработавших газов        10
- термозащитный щиток        10

Двигатели выпуска с мая 1998 г.
Снятие головки проводите в следующем пордке:
- установите передок автомобиля на опоры и отверните под ним защитный щиток (девять винтов). Отверните защитный кожух над шкивом коленчатого вала (два винта), если он установлен;

Разъединение шланга охлаждающей жидкости
Рис. 67. Разъединение шланга охлаждающей жидкости




- слейте жидкость из системы охлаждения, отсоединив нижний шланг охлаждающей жидкости в месте, указанном на рис. 67. Охлаждающую жидкость надо собрать в емкость;
- снимите правое переднее колесо и облицовку на внутренней стороне колесной ниши (два винта);
- снимите поликлиновой ремень (смотри отдельное описание);
- выверните винт в середине шкива коленчатого вала и снимите ременный шкив (амортизатор крутильных колебаний). При необходимости отожмите двумя рычагами для монтажа шин;
- отверните нижний защитный кожух зубчатого приводного ремня. Слева и справа от отверстия будет виден винт;
- найдите штекерную колодку датчика положения коленчатого вала и разъедините ее;
- отсоедините трубопровод низкого давления усилителя тормозо от впускного коллектора. Проводка крепится быстродействующим запором. Нажмите на одну сторону и выньте проводку;
- выньте штекеры из переключателя давления масла. Один штекер надет на датчик детонационного сгорания, который установлен рядом с переключателем давления масла (если он установлен);
- опустите автомобиль на колеса;
- снимите впускной патрубок. Сначала удалите три винта 1 (см. рис. 22) крепления. Выньте штекер 3 из датчика и на той же стороне снимите хомут 4 шланга. В месте 2 выньте многоконтактный штекер датчика всасываемого воздуха. На левой стороне находится шланг низкого давления 5. Снимите его;
- снимите воздушный фильтр. Для этого отключите вентиляционный шланг между фильтром и крышкой головки блока цилиндров. Расцепите справа резиновое кольцо, выньте воздушный фильтр из крепления и извлеките его;
- выньте предохранительный зажим троса дроссельной заслонки, выведите тросик дроссельной заслонки на конце из зацепления с рычагом и осторожно уложите весь тросик назад (см. рис. 54);
- нимите давление в системе питания (см. подразд. «Система впрыска топлива»). После этого отсоедините топливопроводы. Они крепятся быстродействующими запорами, которые снимают, как показано на рис. 58 (соединение сжимают и разъединяют);

        Предупреждение
Если топливо находится под давлением, возможна его утечка.


Трубопровод низкого давления и многоконтактный штекерный разъем
Рис. 68. Трубопровод низкого давления и многоконтактный штекерный разъем




- выньте штекер, показанный на рис. 68, и слева от него отсоедините трубопровод низкого давления;
- снимите все шланги низкого давления системы рециркуляции отработавших газов (AGR) (если она установлена);
- отсоедините все шланги охлаждающей жидкости от корпуса термостата;

Штекеры катушки зажигания (слева) и помехоподавляющего конденсатора (справа)
Рис. 69. Штекеры катушки зажигания (слева) и помехоподавляющего конденсатора (справа)




- выньте штекеры из катушки зажигания (левая стрелка, рис. 69) и помехоподавляющего конденсатора (правая стрелка). Выньте штекер из датчика температуры дистанционного термометра;
- отверните теплозащитный щиток;
- отсоедините соединительный трубопровод на одном из шлангов охлаждающей жидкости;
- отверните выхлопную трубу от выпускного коллектора (четыре гайки) и разъедините трубу;
- снимите направляющую трубу для маслоизмерительного щупа и отверните хомутик проводки вспомогательного насоса рулевого управления;
- снимите расширительный бачок системы охлаждения и отложите в сторону. Разъедините крепление проводки рабочей жидкости рулевого управления. Для этого отверните гайки и установочные штифты, выверните винты в верхней части и отложите крепление с насосом в сторону;
- снимите генератор и выверните верхний винт консоли генератора;
- подставьте автомобильный домкрат под масляный поддон (с деревянной прокладкой между головкой домкрата и масляным поддоном) и приподнимите силовой агрегат до разгрузки передней подвески двигателя;

Места крепления передней подвески двигателя
Рис. 70. Места крепления передней подвески двигателя




- промаркируйте установочное положение подвески двигателя и выверните винты, указанные на рис. 70. Выньте опору подвесок;
- отверните верхнюю защитную крышку зубчатого приводного ремня (по два винта слева и справа), но не снимайте крышку;
- снимите среднюю защитную крышку зубчатого приводного ремня вместе с опорой подвески двигателя. Теперь снимите верхний щиток;
- снимите по очереди провода высокого напряжения со свечей зажигания (наконечники тяните вверх) и отверните десять винтов крепления крышки головки блока цилиндров, снимите прокладку;
- выверните свечи зажигания;
- убедитесь, что поршень находится в ВМТ (см. рис. 64);

Ослабление зубчатого приводного ремня
Рис. 71. Ослабление зубчатого приводного ремня: 1, 2 — винты




- ослабьте зубчатый приводной ремень, отвернув гайку 1 ( рис. 71) и вставив подходящий ключ с внутренним шестигранником в показанном на рисунке месте. Поверните устройство для натяжения ремня в направлении стрелки. Ослабьте винт 2 на четыре оборота и выньте устройство для натяжения ремня. Снимите зубчатый приводной ремень — не загрязните маслом и не ломайте зубчатый приводной ремень, который предполагается использовать повторно;
- ослабьте винты крепления обоих шкивов распределительных валов, удерживая их от проворачивания. Прижим, изображенный на рис. 45, лучше всего подходит для этой цели. В противном случае вставьте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее против головки блока цилиндров. Снимите шкивы, промаркировав их принадлежность;
- выньте по очереди тарельчатые толкатели и отложите их в последовательности, необходимой для установки, или промаркируйте;
- снимите головку блока цилиндров в сборе. Для этого отверните винты в последовательности, показанной на рис. 60, ключом со сменной головкой, чтобы не повредить головки винтов;
- снимите головку блока цилиндров (в случае необходимости помогая резиновым молотком) и положите ее на два деревянных чурбачка. Работу можно облегчить, если в вашем распоряжении есть грузоподъемный механизм. В этом случае закрепите трос или цепь в проушинах, опустите головку.

        Примечание
Винты крепления головки блока цилиндров этих двигателей могут использоваться только дважды. Промаркируйте их одним или двумя ударами кернера. Если винты уже имеют две насечки от удара кернером, значит, что их уже дважды использовали.

- для установки нужно выточить два направляющих болта. Болты должны иметь на одной стороне резьбу M10 длиной 90 мм, а на другой стороне — пропиленный шлиц под отвертку. Вверните болты в двух углах головки блока цилиндров.
- заказывая прокладку головки блока цилиндров, непременно указывайте объем двигателя, так как используются различные уплотнительные прокладки. В блоке цилиндров установлены две пригнанные втулки (между первым и вторым цилиндром, а также третьим и четвертым цилиндрами), чтобы направлять головку при установке, втулки должны быть хорошо забиты в блок. Поскольку поршни при неблагоприятном положении коленчатого вала (или распределительного вала) могут ударяться о клапаны, нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился примерно на 20 мм ниже верхней кромки отверстия цилиндра.
Порядок установки головки блока цилиндров следующий:
- отверткой вверните направляющие болты;
- установите прокладку головки блока цилиндров на блок, как описано выше. Обе втулки должны проходить через соответствующие отверстия в уплотнительной прокладке;
- осторожно наденьте головку блока цилиндров или опустите ее грузоподъемным механизмом на блок. Следите за тем, чтобы вошли подогнанные втулки, постучите по головке резиновым молотком;
- вверните новые винты крепления головки блока цилиндров и затяните их в порядке, обратном показанному на рис. 60. Помните о том, что винты всегда должны заменяться новыми, если их уже использовали более одного раза. Винты крепления головки блока цилиндров — резьба или стержни не должны смазываться. Затяжка винтов проводится соответствующим ключом в три этапа:
- затяните все винты по очереди моментом 15 Н·м;
- в этой же последовательности затяните все винты моментом 40 Н·м;
- из этого положения подтяните винты на 90° (четверть оборота). Дальнейшей подтяжки не требуется;

        Предупреждение
Винты крепления головки блока цилиндров подтягиваются на остывшем двигателе.

- установите распределительные валы. Они промаркированы. Вал впускных клапанов имеет на конце дополнительный кулачок для датчика положения распределительного вала. Для уплотнения соединения передних крышек подшипника распределительных валов с головкой блока цилиндров необходим герметик;
- смажьте герметиком места , показанные стрелками на рис. 61, на головке блока цилиндров;
- хорошо смажьте маслом коренные шейки распределительных валов и установите валы на прежние места;
- установите крышки подшипников распределительных валов в соответствии с их номерами. Маркировка не совсем обычная, так как первая крышка промаркирована «0» и находится на стороне выпуска. Последующая нумерация осуществляется, как показано на рис. 62. Все числа должны быть видны снаружи;

а. Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов
Рис. 71а. Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов




- вверните все винты крышек и затяните от руки. После этого подтяните на пол-оборота каждую соответствующую пару винтов в порядке, обратном указанному на рис. 71а. Снова в том же порядке подтяните винты пару за парой моментом 10 Н·м. Подтяните все винты еще раз моментом 19 Н·м. Крышки подшипников должны оставаться при затяжке всегда параллельными поверхности головки блока цилиндров;
- забейте или, еще лучше, натяните новые сальники при помощи куска трубы диаметром уплотнительных колец. Привинтите к трубе винт M10 с большой шайбой, чтобы затянуть сальник валов. Хорошо смажьте маслом рабочие кромки уплотнения;
- насадите шкивы распределительных валов. Шкивы должны свободно вращаться на валах;
- установите калибр для регулировки фаз газораспределения, как показано на рис. 63;
- проверните коленчатый вал так, чтобы вырез в шкиве оказался в положении, указанном на рис. 64. Это положение соответствует ВМТ первого цилиндра;
- уложите и натяните зубчатый приводной ремень, как описывается в соответствующем подразделе. Нужно отметить, что конструкция привода с зубчатым ремнем была изменена приблизительно с февраля 1999 г. В старом исполнении направляющий ролик используется для зубчатого приводного ремня в нижней части;
- законтрите от проворачивания шкивы распределительных валов и затяните оба винта моментом 68 Н·м. При этом коленчатый вал не должен проворачиваться;
- выньте вставленные приспособления и проверните коленчатый вал на два оборота, пока он снова не окажется в ВМТ. Проверьте еще раз регулировку фаз газораспределения, как описано при замене зубчатого приводного ремня. Если все в порядке, т.е. калибр стоит все еще ровно, как показано на рис. 63, при положении коленчатого вала, соответствующем ВМТ, уберите приспособления. В противном случае отпустите соответствующий шкив распределительного вала и несколько переместите ее. Снова затяните винт моментом 68 Н·м;
- установите крышку головки блока цилиндров с новой уплотнительной прокладкой. Равномерно затяните винты по окружности сначала моментом 2 Н·м, а затем моментом 7 Н·м;
- вверните свечи зажигания (15 Н·м) и наденьте высоковольтные провода соответственно порядку работы цилиндров;
- приблизительно установите верхнюю защитную крышку зубчатого приводного ремня и установите среднюю защитную крышку с опорой подвески двигателя. Затяните винты моментом 50 Н·м. После этого можно прикрепить верхнюю крышку (10 Н·м);
- установите переднюю подвеску двигателя и затяните моментом 83 Н·м. После этого снова опустите двигатель и уберите домкрат;
- установите поликлиновой ремень, как описано ниже;
- все остальные работы проводите в обратном порядке, учитывая следующие моменты затяжки Н·м:
- генератор        25
- нижняя защитная крышка зубчатого ремня        10
- ременный шкив коленчатого вала        115


1111

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Обязательные поля для заполнения *