6.11. Система управления двигателемMFI
Размещение элементов системы управления MFI
1 – измеритель расхода воздуха"OBD"; 2 – датчик температуры поступающего в двигатель воздуха; 3 – измеритель расхода воздуха, кроме "OBD"; 4 – датчик топливовоздушнойсмеси, кроме "OBD"; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – датчик положения дроссельной заслонки; 7 – датчик положения распределительноговала; 8 – датчик угла поворота коленчатого вала; 9 – обогреваемый датчиккислорода; 10 – топливные форсунки; 11 – модулятор частоты холостого хода; 12 – датчик скорости автомобиля; | 13– датчик детонации; 14 – переключатель диапазонов коробки передач; 15– замок зажигания; 16 – блок управления двигателем ЕСМ; 17 – реле системыкондиционирования воздуха; 18 – электромагнитный клапан очистки канистры сактивированным углем; 19 – главное реле MFI; 20 – катушки зажигания; 21 – топливный насос; 22 – датчик ускорения; 23 – диагностический разъем. |
Управление топливной системой осуществляется блоком управления двигателемЕСМ (Engine Control Module). Блок ЕСМ проводит регулировку угла опережения зажигания,определяет количество подаваемого в двигатель топлива, управляет системой снижениятоксичности отработавших газов и частотой вращения коленчатого вала двигателяна холостом ходу, а также сцеплением компрессора кондиционера и т.д. Блок ЕСМизменяет режимы работы двигателя в зависимости от изменяющихся эксплуатационныхрежимов на основании сигналов от различных переключателей и датчиков.
Например, блок ЕСМ регулирует угол опережения зажигания на основании сигналовдатчиков, которые реагируют на частоту вращения коленчатого вала, температуруохлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, включенной в данный моментпередачи, скорость автомобиля и т.д.
Блок ЕСМ регулирует частоту вращенияколенчатого вала холостого хода на основании сигналов датчиков, которые реагируютна положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, включенную в данный моментпередачу и т.д.
Датчик измерителя расхода воздуха "OBD" (MAF –Mass Airflow Sensor)
Измеритель расхода воздуха обеспечивает самыйпрямой метод измерять нагрузки двигателя, так как он измеряет количество воздуха,поступающего в двигатель. Поток воздуха поступает в двигатель через измерительс нагретым и холодным проволочными элементами, образующими часть мостовой схемы.Ток, проходящий через нагретый проволочный элемент, поддерживает его постояннуютемпературу на постоянном уровне, которая выше, чем температура поступающего вдвигатель воздуха. Масса воздуха определяется по силе тока, необходимой для поддержаниятемпературы проволочного элемента. Чем больше поток воздуха и, естественно, егоохлаждение, тем больше величина сигнала, подаваемого на блок ЕСМ.
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха "OBD"(IAT – intake air temperature)
Датчик температуры поступающего вдвигатель воздуха представляет собой термистор, сопротивление которого изменяетсяв зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректируетширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количествотоплива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.
Проверка датчика
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||
|
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе,кроме "OBD" (MAF – Manifold Absolute Pressure)
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе представляетсобой чувствительный переменный резистор. Он измеряет давление во впускном коллекторе,которое изменяется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя и преобразовываетсяв напряжение. Датчик также используется для измерения атмосферного давления призапуске двигателя и обеспечивает режимы работы двигателя на разных высотах надуровнем моря. На основании информации от датчика блок управления двигателем регулируетколичество подаваемого в двигатель топлива, а также изменяет угол опережения зажигания.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Датчиктемпературы поступающего в двигатель воздуха (IAT – intake air temperature)
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха представляет собой термистор,сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитываетсигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результатечего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а такжеизменяет угол опережения зажигания.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT– Engine Coolant temperature)
Датчик температуры охлаждающей жидкости контролирует температуруохлаждающей жидкости и на основании сигнала датчика блок ЕСМ вычисляет ширинуимпульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива,подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.
На холодном двигателе блок ЕСМ работает в режиме открытой петли, в результатечего в цилиндры двигателя подается более богатая топливновоздушная смесь и увеличиваетсячастота вращения холостого хода. Это продолжается до достижения двигателем нормальнойрабочей температуры.
Снятие
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Датчик положения дроссельной заслонки (TP – Throttle Position)
Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию,на основании которой блок ЕСМ определяет, когда дроссельная заслонка закрыта,полностью открыта или находится в промежуточных положениях. Датчик жестко соединенс валом дроссельной заслонки. В зависимости от положения дроссельной заслонкиизменяется сопротивление датчика. Для питания датчика с блока ЕСМ на него подаетсянапряжение 5 В. Выходное напряжение датчика изменяется от 0,25 В при минимальномоткрытии дроссельной заслонки до 4,7 В при полном открытии дроссельной заслонки.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||
|
Датчик положенияраспределительного вала (CMP – Camshaft Position Sensor)
Датчик положения распределительного вала вырабатываетимпульсы, на основании которых блок ЕСМ идентифицирует первый цилиндр и времяоткрытия форсунки.
Датчик угла поворота коленчатого вала (CKP – CrankshaftPosition Sensor)
Датчик угла поворота коленчатого вала передает блоку ЕСМинформацию о положении коленчатого вала. На основании информации выходного сигналаэтого датчика и сигналом датчика положения распределительного вала блок ЕСМ определяетугол опережения зажигания и цилиндр, в который необходимо подать топливо. Приотсутствии выходных сигналов датчика двигатель не запустится.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||
|
Датчиккислорода
В зависимости от содержания кислорода в отработавших газахдатчик кислорода индуцирует напряжение от 0 до 1 В. На основании этих данных блокуправления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива втопливновоздушной смеси. Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смесии в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частейвоздуха должна приходиться 1 часть топлива.
Датчик кислорода оборудованобогревателем, который поддерживает температуру датчика в определенном интервалепри работе двигателя на всех эксплуатационных режимах. Поддержание определеннойтемпературы датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать врежиме холостого хода.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Топливныефорсунки
Топливные форсунки на основании сигналов от блока ЕСМвпрыскивают топливо в цилиндры двигателя. Количество подаваемого топлива зависитот времени открытия форсунок, т.е. от ширины импульса напряжения подаваемого наобмотку форсунки.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Датчик детонации
Датчик детонации реагирует на высокочастотные колебанияблока цилиндров и преобразовывает их в электрические сигналы, величина которыхувеличивается при увеличении детонации. На основании этих сигналов блок ЕСМ смещаетмомент зажигания в сторону запаздывания, в результате чего устраняется детонация.
Топливные трубопроводы и шланги
Топливные трубопроводы и шлангиобеспечивают передачу топлива от топливного бака к топливной магистрали и форсунками возвращают лишнее топливо в бак. Топливные трубопроводы, закрепленные на днищеавтомобиля, необходимо периодически осматривать на отсутствие вмятин и деформации,так как за счет сужения их проходов возможно ограничение потока топлива.
Топливныетрубопроводы и шланги также обеспечивают передачу паров топлива от топливногобака к канистре с активированным углем, где они собираются при выключенном двигателе.После пуска двигателя и прогрева до рабочей температуры блок управления двигателемоткрывает электромагнитный клапан, и пары топлива из канистры поступают в двигательи сжигаются.
Комментарии